Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Урок истории в 6 классе «Куликовская битва»

СКАЧАТЬ (3.44 Mb) 11.06.2014, 23:52
Бондаренко Марина Владимировна
учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ с.Талдан Амурской области
Конспект урока истории в 6 классе (11-12 лет). Тема: «Куликовская битва».

Автор: Бондаренко Марина Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с.Талдан Амурской области

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Цели урока:
Образовательные:
1. Сформировать представление о значении Куликовской битвы в истории России,
2. Сформировать знания о подготовке и ходе сражения,
3. Раскрыть величие подвига русского народа в Куликовской битве.
Развивающие:
1. Создать условия для развития мышления у учащихся,
2. Способствовать развитию навыков работы с документами,
3. Развивать умение рассуждать, выражать свое отношение, делать выводы, обобщать, сопоставлять.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к истории Отечества,
2. Формировать чувство патриотизма и гражданственности,
3. Привить идею об общности судьбы и национальном единстве русского народа.
Основные понятия: тактика, манёвр.
Основные даты: 8 сентября 1389г.- Куликовская битва, 1382 г.- набег Тохтамыша.
Выдающиеся личности: Дмитрий Донской, Дмитрий Боброк Волынский, Сергий Радонежский, Мамай, Тохтамыш.
Оборудование: компьютерная презентация, мультимедиа установка, раздаточные материалы, схема Куликовской битвы, учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века» А.А.Данилова, Л.Г Косулиной.
План изучения: 1.Русь и Орда накануне решающего столкновения. 2. Битва на поле Куликовом. 3. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.
Ход урока:
Самый главный город-сердце,
Что Русь когда-то обрела,
Поставил он, наш Юрий Первый
И имя дал ему …….. (Москва)! (Людмила Лидер)

Учитель: ребята, мы уже узнали с вами на предыдущем уроке о начале объединения русских земель вокруг Москвы и о значении этого города для нашей страны. Для повторения материала, предлагаю вам выполнить следующее задание.
Задание: выбрать правильные утверждения о Москве:
1. В XIV веке Москва стала религиозным центром Руси
2. С 1303 г. по 1325 г. в Москве княжил Юрий Данилович
3. Основным противником Москвы было Новгородское княжество
4. Иван Калита правил в Москве с 1276 г. по 1325 г.
5. Иван Калита провозгласил себя князем Московским и всея Руси
6. С 1359 г. по 1389 г. в Москве княжил Дмитрий Иванович Ответ: 1 2 5 6
Учитель: изучая материал, мы говорили с вами о московском князе Дмитрии Ивановиче. Предлагаю вам вспомнить о нем все, что вы знаете. Используется прием «Я знаю….»
Учитель: некоторые события, подводящие нас к теме урока, нам уже тоже известны. Вспомним их, выполнив следующее задание:
Привести в соответствие:
1. 1374 г. Н. Битва у реки Вожа
2. 1377 г. Д. Убийство в Нижнем Новгороде ордынского посла
3. 1378 г. О. Поражение русских от войск Араб-шаха
Ответ: Д О Н
Учитель: как вы думаете, почему у нас получилось именно это слово, что оно может обозначать. (Ответы учащихся, подведение в ходе беседы к теме урока)
«Стоял такой великий стон,
Шёл бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен
Дон до самого низовья». Н. Кончаловская.
Учащиеся формулируют тему урока.
Учитель: давайте запланируем работу на сегодняшний урок. Вспомним, что нам уже известно по данной теме, что нужно узнать и чему на уроке научиться.
Учащиеся формулируют цели урока.
Учитель: сегодня при помощи литературных произведений и исторических документов мы попытаемся с вами получить сведения о подготовке и ходе сражения на Куликовском поле.
— Обогатимся русским златом,
Их грады, веси, церкви — в дым
И прах, и пепел обратим, —
Сказал Мамай на поле ратном. (Курбатова Т.Л.)
Учитель: в чем вы видите главную цель Мамая?

Князь Дмитрий разослал гонцов,
Сбирать войска, вести в столицу.
Позор терпению отцов!
Пора настала пробудиться
России. Ратных удальцов
У врат кремлевских несть числа,
От сна Россия ожила. (Курбатова Т.Л.)
Учитель: в чем вы видите главную цель Дмитрия Ивановича?
Задание: найдите в документе союзников Мамая
« В лето 1380 осенью поднялся ордынский князь Мамай с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всею силой татарскою и половецкою, да ещё к том уже рати нанял бусурман (мусульман), армян, фрягов (итальянцев), черкесов… Также с Мамаем вместе в единомыслии, в единой думе был и литовский Ягайло со всею силой литовской и польскою. С ними же в согласии был князь Олег Иванович Рязанский.
Окаянный же Мамай, разгордившись и возомнив себя царём, начал злой совет собирать, темных своих князей поганых созывать. И сказал им:
Пойдём на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим и церкви божии спалим, и кровь прольём, и законы погубим»…
Из «Новгородской Четвёртой летописи»
Учебник, стр. 159, последний абзац – найти состав войска Дмитрия Ивановича.
Полки устроив к выступленью,
Димитрий за благославленьем
К святому старцу поспешил.
И Сергий всех благословил,
Святой водою окропил,
Предвидя тяжкий бой кровавый
Победу, смерть героев, славу.
Руси великой избавленье
И князя Дмитрия спасенье. (Курбатова Т.Л.)
Учитель: к какому святому старцу отправился Дмитрий Иванович перед боем? (Сергий Радонежский). Прочитаем о нем в учебнике на стр. 160

Рассветный час. Туман клубится,
Все замерло, замолкли птицы.
Поднялся солнца лик багровый…
Войска на поле Куликовом. (Курбатова Т.Л.)

Учитель: обратитесь к документу. Какая дата в нем указана (ответы учащихся)?

Запись в тетрадь: 8 сентября 1380 г. – Куликовская битвп

Сообщение учащихся: поединок Пересвета с Челубеем

Схема Куликовской битвы. Самостоятельная работа учащихся по схеме сражения в учебнике, работа с новыми понятиями. Рассказ ученика по схеме на доске с использованием новых понятий.

Сообщение учащихся: о Хане Тохтамыше

Запись в тетрадь: 1382 г. – сожжение Москвы Тохтамышем, возобновление выплаты дани Орде

Учитель: после нападения войск Хана Тохтамыша пришлось вообновить выплату дани Руси Золотой Орде. В чем же тогда значимость Куликовской битвы? Постараемся определить это, выполнив задание.
Задание: выпишите отдельно причины победы русских войск в Куликовской битве и значение Куликовской битвы:
1. Полководческое мастерство Дмитрия Донского
2. Русские воины были воодушевлены благословением Сергия Радонежского
3. Героизм русских воинов
4. Восстановление веры русских людей в свои силы
5. Первая крупная победа Руси над Ордой
6. Стало ясно, что только при объединении русских земель можно избавиться от ордынского владычества
7. Под знаменами Москвы сражались дружины и ополчения большинства русских земель

Учитель: почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий отечественной истории? Выберите из перечня прилагательных те, которые характеризуют Русь до и после Куликовской битвы.

• Раздробленная
• Единая
• Сомневающаяся
• Уверенная
• Объединяющаяся
• Слабая
• Благословенная
• Мятежная
• Сильная
• Славная

В веках не меркнет подвиг ратный,
Столетий пыль на поле Куликовом,
Под звездным небом спит седой ковыль,
На поле спящее ступает с войском снова
Димитрий князь. Святой России быль. (Курбатова Т.Л.)

Подведение итогов урока.
Домашнее задание: стр 158 - 164 – читать всем
На выбор: 1. Стр. 164, вопросы 3, 6 – устно
2. стр. 165, зад. 1 – письменно
3. подготовить сообщение о современном географическом положении Куликова поля.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: marinabond
Просмотров: 4118 | Загрузок: 201 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог