Сегодня: 21.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Уроки истории "Император-освободитель" в 3 классе

СКАЧАТЬ (59.0 Kb) 15.10.2012, 18:16
Юранева Людмила Григорьевна
учитель начальных классов, МБОУ " Выльгортская СОШ№!"

Урок истории в 3 классе

по УМК Бунеевых «Мое Отечество» автор Д.Д. Данилов

Тема «Император – освободитель»

Цели урока: 1. Овладение картиной мира: познакомить учащихся с важным событием в жизни страны – отменой крепостного права. Дать возможность оценить последствия  этого события для развития России

2. Поставить перед учащимися вопрос о положительном и отрицательном восприятии коренных реформ.

 

Организационный момент.

 Долгожданный  дан звонок, начинается урок…

- Что показывает барометр настроения?       О О О

 Постановка проблемы

- Ребята, каким образом перевозятся люди и грузы в наше современное время на большие расстояния?

- А какие виды транспорта уже были в Х1Х веке ?

Сообщения.

К концу Х1Х века в России были построены десятки железных дорог, соединивших крупные города страны. А за первую половину Х1Х века в России была построена только одна железная дорога, имевшая существенное значение – между Москвой и Санкт- Петербургом (1851 г)

- Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? Какой возникает вопрос?

- Да. Проблема. Чем объяснить, что за первые 50 лет Х1Х века одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог?

          Актуализация знаний

- Ребята, вы все пользовались железной дорогой. Что мы видим на железной дороге? (электровоз, паровоз, вагоны, рельсы, шпалы)

Из каких материалов сделаны вагоны, шпалы, рельсы, паровоз – из стали.

- А чтобы состав двигался?  (уголь – для топки котла)

- Откуда берутся материалы?  Топливо? (надо добыть)

- А техника? (изготовить на заводах)

- Кто занимался добычей железа, угля, обработкой дерева, строительством паровоза, вагонов? (рабочие)

- Много ли рабочих надо, чтобы была построена и действовала железная дорога?! (много)

- Обратимся к проблеме. Попробуйте объяснить, почему за первые 50 лет Х1Х века в России была построена одна железная дорога, а во П половине Х1Х века много?

 (связать с рабочими). В 1 половине века мало рабочих, во П половине х1х века появилось много рабочих, которые смогли построить много железных дорог.

- Стр. 46 учебника. Найдите 2 картинки. Обсудите в группе. Что вы увидели?  Русская деревня и европейский город.

Итог: Ручной и повседневный характер труда в деревне и машинный, вольнонаемный характер труда в европейском городе.

          Возникает вопрос: Почему к концу х1Х века в России появилось большое количество рабочих? Кем они были раньше?

          На доске:

- А чтобы ответить на это вопрос вспомним:

О какой исторической эпохе говорим?

Поиск решения проблемы открытие нового знания:

- Какой период времени занимает эпоха Российской империи? (с 18 по 20 век)

- Как назывался порядок, сохранившийся в России в первой половине х1Х века, при котором крестьяне полностью подчинялись своим хозяевам и дворянам?

- В чьей собственности была земля (в собственности дворян)?

- Могли ли крестьяне уйти от своих хозяев к другим или в город на заработки. (Нет. Не могли)

- Подумайте, что нужно было сделать, чтобы крестьянам стало жить легче и свободнее?

- Нам поможет тема урока стр. 45

 - Какая тема урока?

Найдите: кусочек до правила, ответьте на вопрос, почему освободитель.

       Портрет Ал. П         освободил российских крестьян от крепостной зависимости, от крепостного права.

- Прочитайте правило – основная мысль.

- В каком году это произошло? (1891 г)   Молодцы!

- Предлагаю поработать в группах по маршрутных листам.

Вспомним алгоритм работы в группах:

1 группа – 4 группа – Почему старые порядки мешали России?

2 группа – Что произошло в 1861 году в церквях по всей России

3 группа – Как жили крестьяне после освобождения?

          Правила работы в группах:

          группа – Деньгами и трудом крестьян в России распоряжались чиновники. Крестьяне были крепостными, сохой обрабатывали землю, а в Европе были уже фабрики и заводы.

2 группа: в 1861 году было прочитано повеление императора об отмене крепостного права

3 группа – Как жили крестьяне после освобождения?

Ответ: После освобождения зажили только богатые крестьяне. Остальные были малоземельные дворяне – помещики землю оставили себе.

– Итак,  крепостное право было отменено, но несмотря на это, положение крестьян оставалось тяжелым. Многие из них смогли уйти из деревень в город на промышленные предприятия в поисках работы.

          Свяжем с проблемой. Откуда здесь появилось много рабочих для постройки железных дорог? Кем они были раньше?

- Они нанимались из деревень, т.к. было отменено крепостное право.

Давайте попробуем разделить признаки на две группы (даю признаки в группы, дети прикрепляют на доске)

 

Россия до отмены крепостного права

Россия после отмены крепостного права

Крестьяне работали на хозяина

Хозяин мог подарить, наказать крестьян

Люди прикреплены к земле, уйти не могут.

Крестьяне работают на себя.

Крестьяне могут уйти в город на заработки.

Многие бывшие крестьяне работают на заводах. Фабриках, строят железные дороги и электростанции.

Люди свободно меняют место жительства в пределах страны.

У людей появился интерес к работе, появилась возможность заработать деньги.

 

          Выражение решения проблемы?

- Какие признаки отвечают на наш вопрос урока?

Чем объяснить, что за первые 50 лет х1х века в России была построена только одна железная дорога, а за  следующие 50 лет – десятки железных. (обсудите в группе)

Вывод? Это можно объяснить тем, что в России было отменено крепостное право и это дало дорогу техническому прогрессу. Появилось большое количество свободных рук, люди стали заинтересованы, работали лучше, чем при старых хозяевах.

- Ребята, а почему все таки надо было отменить крепостное право? (вопрос 1 стр.48). Только потому что крестьянам тяжело?   Стр. 48     Ответьте!

(Россия стремительно догоняла развитые европейские страны)

Применение нового знания

- Откройте дневник стр. 102

- Над каким умением работали?

- Приготовьте ладошки.( в данном случае кружок мы заменили бумажной ладошкой, которая служит оценочным сигналом тех же цветов)

1) все было понятно, интересно – зеленая

2) были вопросы

3) трудно, непонятно.

- Прикрепим на доске оценочные листы в группе.

д/з: Ответы на вопросы. Стр. 48

Урок истории в 3 классе по УМК Р.Н. Бунеева «Мое Отечество» автор Данилов Д.Д.

Тема «Я – гражданин России»

Цели: 1. Овладение картиной мира: познакомить учащихся с тем, как начался современный этап развития нашей страны, показать связь современной России с предшествующими эпохами. Познакомить с основными символами современной России, основными законами, правами, обязанностями граждан.

  1. Помочь ученикам осознать свою личную принадлежность к конкретному государству, почувствовать себя гражданином России.

Постановка проблемы. Организационный момент.

- Перед вами копии самых главных документов, которые были выданы человеку. Прочитайте, что написано на обложке Свидетельства о рождении?       (СССР)

На доске Свидетельство о рождении

Запись   выдано   гражданину   СССР

- Прочитайте, что написано на обложке паспорта    (Российская Федерация)

На доске Паспорт выдан гражданину

Запись Российской Федерации


- Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?

- Какой возникает вопрос?

Итак, мы тем самым сформулировали проблему.

 

Проблема на доске: Почему изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не проезжали

 

П. Актуализация знаний

- Посмотрите на реку времени, стр. 2-3 учебника. Как река продолжила свой путь?

- Что заметили? (прочитайте записи)   Свяжите с проблемой.

- Так почему изменилось гражданство, если жители никуда не переезжали?

 

Вывод: Река времени разбивается о камень, на котором написано «Распад СССР» 1991 год.

Река делает крутой поворот, времена «СССР» заканчиваются и начинаются времена «Современная Россия». Что произошло с государством СССР?  (оно распалось)

- Как стало называться новое государство?  (Российская Федерация)

- Что написано на паспорте? (свяжем с проблемой)

Ш. Поиск решения. Открытие нового.

- Откройте карту стр. 6-7 учебника

- Как называлось государство ? (СССР).

-  Это одно государство или много? (одно)

- Из каких крупных частей состояло это государство? (из республик)

- Перечислите!

- Какая республика была самой большой (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика)

- Итак, до 90-х годов ХХ века наши старшие родственники и Людмила Григорьевна являлись гражданами СССР и жили на территории одной из его республик. Давайте спросим родителей, кто из родственников у них жил в какой либо республике, входящей в состав СССР.

- Откройте карту на стр. 9. Как она называется? (государства СНГ)

- Нужно расшифровать аббревиатуру СНГ (стр. 5 найдите)  (Содружество независимых государств0

- Сравним карту на стр. 7 и 9. Какие бывшие республики стали отдельными государствами (их 12, было 15). Перечислите.

- Литва, Латвия, Эстония не входят в состав СНГ.

- Жителями какого государства мы теперь являемся? (жителями России, Российской Федерации)

- СНГ – о чем говорит слово содружество?

- Как вы думаете, с какой целью государства объединились в содружество?

- Откройте стр. 5 учебника. Прочитайте текст со слов «В 1991 г до СНГ…»

 

            Выражение решения проблемы. Вопросы по группам

- Как решает свою судьбу республика? (самостоятельно)

- Что имеется у республики? (правительство, деньги, армия)

- Как сотрудничают республики? (продают хлопок, нефть, продукты, приборы)

- Исчезла ли дружба между народами?

- Спросим родителей, в каких странах СНГ живут родственники.

- Мешают ли границы? (нет)

- Найдите дату 1991 г. С чем она связана? (распался Советский Союз). Свяжите с проблемой.

- Стр. 5 учебника. Кроме того, что мы назвали, что есть у каждого государства? (флаг и герб)

- Прочитаем текст (вслух) стр. 5-8. Предлагаю поработать в группе с маршрутными листами

1-2 группа – герб России

3-4 группа – флаг России

+ карточки с изображением независимых государств

- Есть еще один символ – Гимн России. Споем 2 куплета.

- Русский поэт Н.А. Некрасов писал «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».

- Открыть стр. 11. Кто участвует в диалоге. (Илюша и мама) О чем они говорят?

- А что это за обязанности со слов Н.А. Некрасова?     (диалог)

- Что такое Конституция?  (основной закон, свод правил, законов). Когда она начала действовать?

- стр. 12. Какие права имеет гражданин?

- Итак, давайте вернемся к проблеме? Какой был главный вопрос урока?

- Какой же ответ мы дадим?

            Итог урока:

Вывод: Гражданство жителей страны изменилось из-за того, что распалось государство СССР и на его месте были созданы независимые государства, в том числе и современная Россия, с обновленными законами, символами, порядками.

            Оценим свою работу:

Зеленый – очень интересно

Желтый – было трудно

Красный - непонятно

 

Д/з: стр. 1-7 вопросы. Стр. 7



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Людмила
Просмотров: 5071 | Загрузок: 486 | Рейтинг: 5.0/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог