Людям свойственно стремление к красоте. Издревле они украшали свое жилище, предметы труда и быта. При изготовлении любой вещи наши предки думали не только о ее практическом назначении, но и не забывали о декоративной отделке. Красота и польза в их творчестве всегда были неотделимы. Источником вдохновения становились самые простые подаренные природой материалы. Из дерева, металла, камня и глины создавали люди истинные произведения декоративно-прикладного искусства. Каждый мастер стремился передать своё поэтическое представление об окружающем мире. В народном искусстве часто находила отражение природа родного края. Скромные, хорошо знакомые с детства цветы и травы, преображенные фантазией художника, превращались на поверхности мастерски выполненного изделия в яркий и выразительный орнамент.
Народное искусство складывалось веками. Мастера многих поколений вносили свою лепту в совершенствование технологии. Секреты ремесла передавались от отца к сыну, от матери к дочери. Но, создавая новое произведение, настоящие мастера не только опирались на опыт своих предков, но и старались найти свое неповторимое решение, вкладывали в каждое изделие свои личность и талант. Поэтому все изделия народных мастеров столь индивидуальны и наполнены душевным теплом их создателей.
В наш век компьютерных технологий и технического прогресса особенно важно приобщать детей к традиционной народной культуре. Знакомство со старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами, позволяет подрастающему поколению сохранять и использовать опыт предков. Недаром в нашей многонациональной стране заботятся о сохранении народных традиций. С особым трепетом оберегают и изучают ремёсла родного края.
Для России одним из наиболее традиционных прикладных искусств является художественная обработка бересты. Изделия из бересты красивы и экологичны, а доступность материала и относительная несложность способов их изготовления позволяет каждому ученику проявить своё мастерство.
Трудно переоценить роль бересты в жизни наших предков.
В прошлом береста занимала большое место в жизни крестьянина. Люди активно использовали бересту для бытовых нужд. Из доступного природного материала изготавливали умельцы предметы домашнего обихода, плели лапти, делали игрушки для детей.
При строительстве жилища бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла брёвна от гниения.
В северных районах России крестьяне изготавливали переносные берестяные колыбели.
Бересту использовали для изготовления музыкальных инструментов: пастушьих рожков и жалеек. Лучший деготь получался из бересты. Телеги не скрипели, сапоги долго служили и не промокали, а конская упряжь не замерзала на морозе.
Недаром гласит народная мудрость: «Кабы не лыко да не береста, так бы мужик рассыпался».
В наше время берестяные изделия восхищают и поражают нас разнообразием декора.
Заготавливают бересту в конце весны начале лета. Именно тогда береза полна соков. Снимая верхний слой коры важно не задеть внутренний- «зазелень». Умелые действия и предельная аккуратность мастера позволяют не навредить дереву. А через несколько лет на белоснежной красавице вырастет снова нарядная белая одежда.
Береста для поделок должна быть гладкой, ровной, без дефектов (заплывших сучков, порезов, трещин).
Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях. Это может быть чердак, подвал, сарай или кладовка.
Береста, снятая пластами, укладывается между двух широких досок. Сверху помещается груз, чтобы пласты не скручивались, оставались ровными. Между пластами обязательно оставляют небольшое расстояние для просушки.
Очень часто берестяные изделия украшали прорезной берестой. Для декора использовали простые геометрические и растительные орнаменты. В более сложные композиции входят декоративные изображения птиц и животных. Очень эффектно резные узоры смотрятся на фоне окрашенного в тёмные тона дерева.
Техника резьбы по бересте достаточна проста. Инструменты, которые используют для резьбы, есть практически в каждом доме. Это: нож-резак, шильце, линейка, треугольник и циркуль. Обязательно используется подкладочная дощечка, на которой и выполняют резьбу.
Работу над изделием начинают с разработки эскиза. Далее готовят берестяные пластины. Их расслаивают и монтируют, добиваясь необходимого размера и одинакового цвета. В наше время для соединения берестяных листов можно использовать бумажный скотч, который наклеивают на лицевую сторону будущего изделия. Лицевой называют внутреннюю сторону бересты. Далее на готовую пластину наносят ажурный орнамент.
Резьбу обычно выполняют на ровной, чисто обструганной и отшлифованной дощечке. В начале работы режут кайму, а потом приступают к центральной части рисунка. После того как вырезан весь рисунок, основные его части отрабатывают шильцем и прорезкой очень мелких деталей орнамента.
Обучение детей искусству прорезной бересты начинают с выполнения несложных упражнений. На берестяных полосках вырезают простые фигуры, сначала прорези по 2-3мм длиной и 0,3-0,5мм шириной, а затем полулунки, ромбики и т.д. В процессе обучения упражнения усложняются. Юные мастера учатся выполнять элементы сложных орнаментов в упрощённом виде.
Наступает момент, когда дети приступают к более сложной и кропотливой работе. Берестяное кружево, выполненное руками детей, украшает их первые работы- разделочные доски, крышки шкатулок и т.д.
- Хотелось бы отметить, что резная береста не лакируется, она должна сохранять свой естественный цвет.
Художественная обработка бересты является частью программы по декоративно-прикладному творчеству в Новодеревеньковской детской школе искусств. За время освоения раздела программы, посвящённого бересте, учащиеся знакомятся с историей промысла, учатся заготавливать бересту, обрабатывать и хранить её. Дети овладевают приёмами резьбы по бересте, что позволяет им самим изготавливать различные изделия.
Перед началом изучения темы «Художественная обработка бересты» в детской школе искусств необходимо проверить подготовку класса, заранее заготовить бересту и обеспечить учащихся необходимыми материалами и инструментами. Класс для занятий должно быть светлым, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся учащихся. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам промышленной санитарии и безопасности работы школьников. Особое внимание следует уделить рабочему месту ученика.
Наиболее удобными для занятий являются столы. На них можно делать эскизы, выполнять учебные упражнения, изготавливать изделия. При работе с колющими и режущими инструментами целесообразно использовать подкладную доску.
Каждый учащийся должен быть обеспечен посадочным местом, так как основные этапы разработки и выполнения изделия сидя. Стулья для детей должны быть со спинкой, что даст возможность учащимся сохранять правильную осанку и ослабит нагрузку на позвоночник.
Так как художественная обработка дерева нередко связана с кропотливой, тонкой проработкой деталей декоративных композиций, для уменьшения зрительного напряжения при таких операциях нужно позаботиться достаточном освещении рабочих мест.
Серьезного внимания со стороны преподавателя ДПИ требуют инструменты, которыми пользуются учащиеся. Необходимо подготовить удобные, технологически оправданные инструменты, по весу и размеру соответствующие возрастным возможностям школьников и характеру профессиональных движений.
Работу по освоению практических приёмов резьбы по бересте необходимо начинать с проведения инструктажа по работе с колющими и режущими инструментами.
- кабинете должны быть и принадлежности для зарисовок. При работе над композицией изделия необходимы бумага, карандаши, ластик и другие инструменты.
В учебном помещении должны быть материальные средства обучения: справочно-информационная и искусствоведческая литература, комплекты журналов, картотека с рисунками-образцами для первых учебных работ и с вариантами рисунков по каждому из заданий.
В качестве наглядных средств могут быть использованы образцы народного декоративно-прикладного искусства (в материале, плакатах), изделия преподавателя, работы учащихся прежних лет. Исключительный воспитательный эффект дает демонстрация работ учащихся, которые ещё обучаются в ДШИ. Хорошим подспорьем является использование интернет ресурсов.
Состав группы не должен превышать 10 человек. Это позволяет преподавателю вести работу с учащимися, основанную на индивидуально-психологических особенностях детей разных возрастов. Весьма важно, особенно на первых занятиях, систематически контролировать работу учащихся, предупреждать или вовремя устранять ошибки. Учебно-воспитательная работа должна вестись в двух направлениях. Индивидуальная работа с учащимися тесно переплетается с коллективным характером обучения и воспитания.
Обучение резьбе по бересте очень увлекательно. В процессе целенаправленной работы над берестяными изделиями учащиеся нередко забывают, что нужно отдохнуть. Преподавателю необходимо следить за своевременной сменой уроков перемен.
В начале обучения дети часто стремятся подражать уже готовым образцам. Преподавателю необходимо обращать внимание, чтобы учащиеся не слепо копировали изделие, а при сознательном подражании мастеру стремились изучать и познавать законы построения композиции, приемы исполнения, пластические свойства материала. Но даже на этом этапе должен присутствовать элемент творчества.
Первоначально учащимся даются теоретические знания, на которые 20% учебного времени. Теоретические сведения могут быть переданы учащимся в форме тематических бесед. Здесь дети знакомятся с историей берестяного промысла. Изучают особенности заготовки материала и работы с ним и т.д.
Перед началом практической работы преподаватель знакомит учащихся с правилами и приемами работы, т.е. проводит вводный инструктаж. Проводить инструктаж необходимо кратко, целенаправленно, соединяя различные сведения в общую систему. В этой части урока можно применять различные варианты сочетаний слова с демонстрацией наглядных пособий.
Первое задание должно быть понятным, доступным для выполнения, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему и его можно было бы выполнить за одно-два занятия.
В начале работы преподаватель четко проговаривает все этапы, а также цели и задачи, которые стоят перед учащимися в процессе исполнения задания. В процессе выполнения несложного изделия дети начинают овладеть простейшими приёмами обработки бересты.
С самого начала необходимо приучать учащихся к самостоятельной работе. Получив первое задание, дети доложены самостоятельно зарисовать его, перевести на бересту и приступить к работе. Преподаватель следит за правильным и поэтапным ведением работы, направляет деятельность учащихся на решение поставленных задач.
Профессиональные приемы ученик будет осваивать, познавая обрабатываемые материалы при выполнении каждого из заданий, т.е. обучение будет идти в творческом процессе. После работы по образцам начинается самостоятельная работа учащихся.
В поисках сюжетов для творческих декоративных работ можно выходить с учащимися в поле, лес, парк, на улицы города или поселка для зарисовок. Внимательно вглядываясь в природу родного края, обнаруживая неброскую красоту полевых цветов и трав, зарисовывая их, дети получают творческий заряд. Находки и зарисовки учащихся на природе станут основой для будущих композиций.
Одна из особенностей занятий по художественные обработки бересты состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, рекомендуется подводить итоги за каждый день работы. Проводить промежуточные просмотры работ учащихся в конце каждого занятия и вместе с детьми обсуждать достоинство и недостатки их изделий, вносить своевременные коррективы. При этом ученики, участвуя в обсуждении, будут приучаться к самоконтролю. Подобные действия помогают сохранить интерес учащихся при выполнении длительного задания, когда конечный результат будет виден не скоро. В этом случае они видят результаты своего труда на каждом занятии, что является стимулом дальнейшей плодотворной работы.
- конце изучения темы проводится итоговый просмотр. Лучшие изделия учащихся рекомендуются для участия в конкурсах выставках.
Изучение народных промыслов дает детям представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к окружающему их миру. Неповторимые изделия мастеров наглядно показывают, что частичка природы способна принести радость творчества и пользу.
Работы из бересты вызывают у детей неподдельный интерес. Использование доступного для сельских жителей природного материала привносит особую прелесть в процесс обучения. А возможность разработать и своими руками выполнить авторское изделие вызывает желание творить. Дети с большим удовольствием совершенствуют своё мастерство, стремясь довести изделие до совершенства.
В процессе художественной обработки бересты происходит умственное развитие детей. Они с увлечением рассматривают образец изделия мастеров, анализируют его структуру, изучают способы изготовления. Разработав эскиз изделия, и изучив приёмы работы с материалом, ребята могут изготовить поделку по заданию или по собственному замыслу.
Хороший эмоциональный настрой детей во время выполнения работ, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивого изделия, очень важны для общего развития. Труд по изготовлению берестяных изделий, способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера, приобщает детей к народному творчеству.
Художественная обработка бересты требует серьёзного и ответственного отношения в обращении с инструментами и оборудованием. Работа с берестой позволяет приобщить детей к труду и одновременно развивать в них любовь к прекрасному. Изготовление своими руками неповторимых изделий из простой берёзовой коры вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворительные результаты, возбуждает желание к последующей деятельности. Важно дать детям почувствовать интерес к познанию нового, испытать радость творчества.
|