Возраст обучающихся 13-14 лет
Блок из двух уроков.
1 урок
Цель:
- знакомство обучающихся с книжной графикой.
- знакомство учащихся с многообразием шрифтовых гарнитур.
Задачи:
- поощрять творческие находки в процессе работы над композицией.
- создание целостного образа композиции.
- выполнить законченную шрифтовую композицию
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в решении общих задач.
- привить умение анализировать и наблюдать.
Принципы урока:
- включение учащихся в активную деятельность.
- доступность и наглядность.
- связь теории с практикой.
Тип урока: смешанный урок
Метод урока: объяснительно-иллюстративный + практическая работа.
Оборудование урока: слайд шоу шрифтовых гарнитур, нарезки различных шрифтов из газет и журналов
Материалы: лист формат А3, карандашный клей, ножницы, домашние заготовки из нарезок различных шрифтов из газет и журналов,тушь,маркер.
План:
1. Приветствие, Ознакомление с темой урока (10 мин.)
2. Показ слайд-шоу (8 мин)
3. Выполнение работы (20 мин.)
4. Подведение итогов урока(7мин.)
Содержание урока.
Здравствуйте ребята, тема нашего урока – шрифт. Что-бы приступить к выполнению нашего задания – необходимо познакомиться с понятием шрифта и его видами.
Урок наш будет состоять из нескольких частей. В первой части мы поговорим с вами о том, что такое шрифт и какие виды шрифтов бывают. Во второй части мы будем выполнять шрифтовую композицию из домашних заготовок. Проведем анализ шрифтов и сформулируем цели и задачи необходимые нам для выполнения итоговой композиции. После выполнения композиции мы оценим свою работу и проанализируем насколько хорошо мы справились с поставленными целями и задачами. Это содержание первого нашего урока, во время второго урока мы с вами будем переносить нашу композицию из нарезанных шрифтов на лист а3 и выполнять ее тушью или маркером.
Итак, что же такое шрифт?
Шрифт— графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка.
Вам всем было дано домашнее задание- вы должны были дома сделать подборку всевозможных шрифтов из доступных вам газет и журналов. Давайте попробуем классифицировать те шрифты, которые вы принесли. Я буду давать описание шрифта, а вы отбирать те ваши нарезки, которые подходят к озвученной мной классификации.
Классификация шрифтов.
1. Группа рублёных шрифтов. В эту группу входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рублёная, Древняя, Плакатная, Букварная.
2. Группа шрифтов с едва наметившимися засечками. Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например Октябрьская.
3. Группа медиевальных шрифтов. Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавно сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Литературная, Банниковская, Лазурского, Таймс.
4. Группа обыкновенных шрифтов. Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони.
5. Группа брусковых шрифтов. Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщённые прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Брусковая газетная, Балтика.
6. Группа новых малоконтрастных шрифтов. Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закруглённые засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.
7. Группа дополнительных шрифтов. В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп. Например, рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.
Шрифт – это произведение искусства и важнейший элемент полиграфического изображения. Для освоения этой темы дается своеобразное задание.
- Шрифтовая композиция из нарезанных шрифтов, из газет и журналов.
1.Учащиеся делают нарезки шрифтов различного размера и написания из газет и журналов, чем интереснее и разнообразнее шрифтовые нарезки, тем оригинальнее будет итоговая работа.
2. Учащиеся выстраивают целостную, законченную композицию из этих нарезок, использовать можно как горизонтально-вертикальное решение композиции, так и диагонали. Желательно при помощи шрифтов выполнить надпись – авторство написания данной шрифтовой композиции. После выполнения композиции, учащиеся с помощью карандашного клея приклеивают на формат А3 шрифтовые нарезки.
После того, как работы выполнены происходит анализ композиций. Отбираются наиболее удачные, ищутся плюсы и минусы каждой композиции. Ученики сами проводят оценку своих работ.
2 урок
Цель:
- закрепление знаний о книжной графике.
- закрепление знаний о видах шрифта.
Задачи:
- создание целостного образа композиции.
- выполнить законченную, аккуратную шрифтовую композицию.
- привить умение анализировать и наблюдать.
Принципы урока:
- включение учащихся в активную деятельность.
- доступность и наглядность.
- связь теории с практикой.
Тип урока: практический урок
Метод урока: объяснительно-иллюстративный + практическая работа.
Оборудование урока: слайд шоу шрифтовых гарнитур.
Материалы: лист формат А3, простой карандаш, ластик тушь, маркер.
План:
5. Приветствие, Ознакомление с темой урока (5 мин.)
6. Показ слайд-шоу (5 мин)
7. Выполнение работы (30 мин.)
8. Подведение итогов урока(5мин.)
Содержание урока.
Здравствуйте ребята, тема нашего урока – шрифт. Что-бы приступить к выполнению нашего задания необходимо вспомнить и проанализировать чем мы с вами занимались на прошлом занятии.
На прошлом занятии мы выполняли шрифтовую композицию из домашних заготовок. Давайте посмотрим на наши с вами работы.
Следующим этапом выполнения данного задания становится рукописный перенос данной композиции на формат А3. Материал выполнения – тушь, маркер, рапидограф.
Эта работа является завершающей в данном блоке из двух уроков, она служит закреплением пройденного материала.
После того, как работы выполнены происходит анализ композиций. Отбираются наиболее удачные, ищутся плюсы и минусы каждой композиции. Ученики сами проводят оценку своих работ.
|