Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Изобразительное искусство » Разное


Открытый урок "Молдавские народные орнаменты и русские узоры в ковровой вышивке"

СКАЧАТЬ (256.7 Kb) 24.01.2017, 08:35
Платонова Светлана Сергеевна
педагог дополнительного образования, Центр детского юношеского творчества
Цель: Приобщить  учащихся  к искусству изготовления орнаментов Молдавии и  русских узоров в ковровой вышивке.
Задачи:
Обучающие -  знакомство с основными орнаментами Молдавии и  русскими узорами, обучить ковровой вышивке нетрадиционным способом, повторение правил техники безопасности.
 
Развивающие
-  развитие логического  мышления, умения сравнивать, анализировать; развитие творческого воображения, фантазии.
- развитие мелкой моторики пальцев, развитие глазомера.
 
Воспитательные
- воспитание любознательности и интереса к чтению книг по прикладному творчеству;
-  воспитание этики межнационального общения;
-  воспитание чувств патриотизма;
- воспитание уважения к народным традициям;
- воспитание уважения к мастерам ручного труда;
- воспитание здорового образа жизни.
Тип занятия:  урок – путешествие.
Урок рассчитан на учащихся 1-го года обучения.
 
Методы обучения:
Словесные  – рассказ о мотивах народных  орнаментов и русских узоров в ковровой   вышивке.
Наглядные – образцы готовых изделий, эскизы, рисунки.
Практические –  самостоятельная   работа   над    элементами орнамента.
Игровые – разминка «Гусеница».
Межпредметная связь – с историей и ИЗО.
Материалы и инструменты:
Для педагога: тематическая  литература,  эскизы, рисунки.
Для учащихся: станки, с натянутой тканью, приспособление для выполнения  петлистого стежка (ткацкая игла), пряжа разных цветов.
Вид занятия :  комбинированное.
 
Ход занятия.
План занятия:
  1. Организационный момент. 2 мин.
  2. Вводная беседа. 7-8 мин.
  3. Практическая часть. 20 мин.
  4. Подведение итогов. Просмотр работ. Обсуждение.
1. Организационный момент. 2 мин.
     Добрый день дорогие ребята!
Тема урока: Молдавские народные орнаменты и русские узоры в ковровой вышивке.
Повторение техники безопасности. Раздаточный материал – карточки имитирующие инструменты, необходимые на занятии.
 
2. Вводная беседа. 7 – 8 мин.
Сегодня у нас урок – путешествие. Мы посетим замечательную сказочную страну. Увидим настоящих волшебников, - умельцев которые ткут волшебные «ковры- самолеты», узнаем о волшебных орнаментах ковров. И попробуем сделать свой орнамент на наших станках.
Мы с вами совершим увлекательное путешествие на ковре – самолете в страну Молдавию.
Встаем на ковер.
Звучит музыка взлет самолета, шум ветра.
Педагог:
Какой ветер держитесь, держитесь, чтобы не упасть.
Мы подлетаем.
Звучит молдавская музыка.
Педагог:
Вы знаете чем замечательна эта страна?
(Танцами, песнями, плетением корзин, выращиванием виноградников, изготовлением ковров.)
Я приглашаю вас в музей Молдавских ковров.
Изготовление Молдавских ковров началось давным-давно. В XVIII веке.
Эти ковры отличаются высоким качеством и красотой. Созданием орнаментов, ажурным рисунком, цветовой гаммой.
Вопрос к орнаменту.
Молдавские ковры характерны геометрическим и растительным узорам в виде: ромбов, квадратов, крестообразных фигурок, деревьев, букетов цветов, отдельного цветка, гирлянд из виноградной лозы и гроздьев.
Эти орнаменты очень сходны с русскими узорами.
Со временем мотивы ковровых орнаментов изменяются и развиваются в связи с изменениями жизни народов.
Молдавские мастерицы  своими волшебными руками изготавливают ковры различного назначения:
  1. Рэзбой    - большой ковер для стен или пола с несколько вытянутыми пропорциями с вертикальным узором и четырехсторонней каймой.
  2. Лэнчер – служит для покрытия лавки, поэтому он изготавливается узким и с односторонней каймой.
  3. Пэрэтак- используется для  завешивания стены позади лавки и состоит из горизонтальных узких полос.
  4. Цол- дорожка для пола – делается поперечными полосами разного цвета.
Цветовая гамма этих ковров в XVIII в. Средина ковра была яркой (красный, розовый, зеленый).
Дети подходят к заранее подготовленному макету комнаты и по памяти из вырезанных элементов узоров, склеивают ковры различного назначения.
Но со временем к концу XIXв. цвета поменялись в ковровой композиции, преобладающим стал черный, а все остальные цвета дополняющим в орнаменте.
Кайма этих ковров выполняется в теплых тонах: красном, желтом, розовом.
Молдавские мастерицы много рассказали о волшебных орнаментах ковров.
Труд мастериц трудоемкий, требующий большого внимания, терпения, усидчивости. В процессе работы устают руки, плечи, позвоночник.
Поэтому с детства мы должны заботиться о своем здоровье, давайте встанем и разомнем свои мышцы.
Разминка «Кокон»
1 этап. Дети изображают гусеницу. Выпрямить над головой руки и соединить ладошки. Легким плавным движением изображаем движение гусеницы, как гусеница ползет по ветке.
2 этап «Кокон».
Гусеница закрепилась на ветке и начинает плести кокон легкими движениями рук перед собой. Кокон готов.
Замираем и начинаем превращаться  в бабочку.
3 этап. «Бабочка»
Один, два, три медленно выбираемся из кокона, выпрямляем крылышки, разводим руки в сторону.
А теперь мы вернемся в нашу страну. В какую страну? (Россию)
Встанем на волшебный ковер – самолет.
Звучит музыка – взлет самолета, шум ветра.
Звучит музыка – русская народная.
 
3. Основная часть (практическая)
Вот мы и прилетели.
Мы сегодня посетили замечательную страну. Какую? (Молдавию) узнали новые орнаменты.
В нашей стране мы  узнаем о русских узорах. Садимся за станки. Заправляем иголочки ниточками. Ниточка должна идти за иголочкой.
Русское народное ковроткачество, как и Молдавское началось очень давно, даже раньше чем Молдавское с конца XVI начало XVII века. Но нетрадиционным способом изготовления петлистого стежка специальной ковровой иглой началось не так уж и давно с конца XIX  начало XX века.
И как любимое увлечение продолжается по сей день.
Русские ковры, так же как и многие другие, имеют геометрический рисунок и цветочный. Цветочные узоры сопровождаются садовыми и полевыми цветами на черном или цветном фоне.
В те времена мастерицы с большой любовью ткали ковры к их изготовлению подходили творчески, каждая мастерица сама придумывала свой рисунок непохожий на другой.
Давайте посмотрим на окно и представим:
Если напишем в воздухе рукой слово «Ковроткачество», то получится слово одно, но каждая из вас написала его по-своему у каждой свой особый почерк.
Вот так и технология изготовления ковров у всех была примерно одинаковая, а рисунок свой особый.
Подведение итогов.
Как вы думаете, что общего в русских орнаментах и Молдавских узорах?
Какую страну мы с вами посетили? (Молдавию)
Какие разновидности ковров мы с вами там видели? (Рэзбой – настенный ковер, Лэнчер – для покрытия лавки, Пэрэтар – для завешивания стен позади лавки. Цол – дорожка для пола).
У каждого народа были свои излюбленные элементы узоров и даже цветовых оттенков, что позволяло определить из какой страны это изделие.
Занятие наше закончено, с другими странами мы познакомимся на следующем занятии.

 


Категория: Разное | Добавил: pss227119 | Теги: дополнительное образование, конспект урока, ковроплетение
Просмотров: 2354 | Загрузок: 68 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог