Цель: Приобщить учащихся к искусству изготовления орнаментов Молдавии и русских узоров в ковровой вышивке.
Задачи:
Обучающие - знакомство с основными орнаментами Молдавии и русскими узорами, обучить ковровой вышивке нетрадиционным способом, повторение правил техники безопасности.
Развивающие
- развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать; развитие творческого воображения, фантазии.
- развитие мелкой моторики пальцев, развитие глазомера.
Воспитательные
- воспитание любознательности и интереса к чтению книг по прикладному творчеству;
- воспитание этики межнационального общения;
- воспитание чувств патриотизма;
- воспитание уважения к народным традициям;
- воспитание уважения к мастерам ручного труда;
- воспитание здорового образа жизни.
Тип занятия: урок – путешествие.
Урок рассчитан на учащихся 1-го года обучения.
Методы обучения:
Словесные – рассказ о мотивах народных орнаментов и русских узоров в ковровой вышивке.
Наглядные – образцы готовых изделий, эскизы, рисунки.
Практические – самостоятельная работа над элементами орнамента.
Игровые – разминка «Гусеница».
Межпредметная связь – с историей и ИЗО.
Материалы и инструменты:
Для педагога: тематическая литература, эскизы, рисунки.
Для учащихся: станки, с натянутой тканью, приспособление для выполнения петлистого стежка (ткацкая игла), пряжа разных цветов.
Вид занятия : комбинированное.
Ход занятия.
План занятия:
- Организационный момент. 2 мин.
- Вводная беседа. 7-8 мин.
- Практическая часть. 20 мин.
- Подведение итогов. Просмотр работ. Обсуждение.
1. Организационный момент. 2 мин.
Добрый день дорогие ребята!
Тема урока: Молдавские народные орнаменты и русские узоры в ковровой вышивке.
Повторение техники безопасности. Раздаточный материал – карточки имитирующие инструменты, необходимые на занятии.
2. Вводная беседа. 7 – 8 мин.
Сегодня у нас урок – путешествие. Мы посетим замечательную сказочную страну. Увидим настоящих волшебников, - умельцев которые ткут волшебные «ковры- самолеты», узнаем о волшебных орнаментах ковров. И попробуем сделать свой орнамент на наших станках.
Мы с вами совершим увлекательное путешествие на ковре – самолете в страну Молдавию.
Встаем на ковер.
Звучит музыка взлет самолета, шум ветра.
Педагог:
Какой ветер держитесь, держитесь, чтобы не упасть.
Мы подлетаем.
Звучит молдавская музыка.
Педагог:
Вы знаете чем замечательна эта страна?
(Танцами, песнями, плетением корзин, выращиванием виноградников, изготовлением ковров.)
Я приглашаю вас в музей Молдавских ковров.
Изготовление Молдавских ковров началось давным-давно. В XVIII веке.
Эти ковры отличаются высоким качеством и красотой. Созданием орнаментов, ажурным рисунком, цветовой гаммой.
Вопрос к орнаменту.
Молдавские ковры характерны геометрическим и растительным узорам в виде: ромбов, квадратов, крестообразных фигурок, деревьев, букетов цветов, отдельного цветка, гирлянд из виноградной лозы и гроздьев.
Эти орнаменты очень сходны с русскими узорами.
Со временем мотивы ковровых орнаментов изменяются и развиваются в связи с изменениями жизни народов.
Молдавские мастерицы своими волшебными руками изготавливают ковры различного назначения:
- Рэзбой - большой ковер для стен или пола с несколько вытянутыми пропорциями с вертикальным узором и четырехсторонней каймой.
- Лэнчер – служит для покрытия лавки, поэтому он изготавливается узким и с односторонней каймой.
- Пэрэтак- используется для завешивания стены позади лавки и состоит из горизонтальных узких полос.
- Цол- дорожка для пола – делается поперечными полосами разного цвета.
Цветовая гамма этих ковров в XVIII в. Средина ковра была яркой (красный, розовый, зеленый).
Дети подходят к заранее подготовленному макету комнаты и по памяти из вырезанных элементов узоров, склеивают ковры различного назначения.
Но со временем к концу XIXв. цвета поменялись в ковровой композиции, преобладающим стал черный, а все остальные цвета дополняющим в орнаменте.
Кайма этих ковров выполняется в теплых тонах: красном, желтом, розовом.
Молдавские мастерицы много рассказали о волшебных орнаментах ковров.
Труд мастериц трудоемкий, требующий большого внимания, терпения, усидчивости. В процессе работы устают руки, плечи, позвоночник.
Поэтому с детства мы должны заботиться о своем здоровье, давайте встанем и разомнем свои мышцы.
Разминка «Кокон»
1 этап. Дети изображают гусеницу. Выпрямить над головой руки и соединить ладошки. Легким плавным движением изображаем движение гусеницы, как гусеница ползет по ветке.
2 этап «Кокон».
Гусеница закрепилась на ветке и начинает плести кокон легкими движениями рук перед собой. Кокон готов.
Замираем и начинаем превращаться в бабочку.
3 этап. «Бабочка»
Один, два, три медленно выбираемся из кокона, выпрямляем крылышки, разводим руки в сторону.
А теперь мы вернемся в нашу страну. В какую страну? (Россию)
Встанем на волшебный ковер – самолет.
Звучит музыка – взлет самолета, шум ветра.
Звучит музыка – русская народная.
3. Основная часть (практическая)
Вот мы и прилетели.
Мы сегодня посетили замечательную страну. Какую? (Молдавию) узнали новые орнаменты.
В нашей стране мы узнаем о русских узорах. Садимся за станки. Заправляем иголочки ниточками. Ниточка должна идти за иголочкой.
Русское народное ковроткачество, как и Молдавское началось очень давно, даже раньше чем Молдавское с конца XVI начало XVII века. Но нетрадиционным способом изготовления петлистого стежка специальной ковровой иглой началось не так уж и давно с конца XIX начало XX века.
И как любимое увлечение продолжается по сей день.
Русские ковры, так же как и многие другие, имеют геометрический рисунок и цветочный. Цветочные узоры сопровождаются садовыми и полевыми цветами на черном или цветном фоне.
В те времена мастерицы с большой любовью ткали ковры к их изготовлению подходили творчески, каждая мастерица сама придумывала свой рисунок непохожий на другой.
Давайте посмотрим на окно и представим:
Если напишем в воздухе рукой слово «Ковроткачество», то получится слово одно, но каждая из вас написала его по-своему у каждой свой особый почерк.
Вот так и технология изготовления ковров у всех была примерно одинаковая, а рисунок свой особый.
Подведение итогов.
Как вы думаете, что общего в русских орнаментах и Молдавских узорах?
Какую страну мы с вами посетили? (Молдавию)
Какие разновидности ковров мы с вами там видели? (Рэзбой – настенный ковер, Лэнчер – для покрытия лавки, Пэрэтар – для завешивания стен позади лавки. Цол – дорожка для пола).
У каждого народа были свои излюбленные элементы узоров и даже цветовых оттенков, что позволяло определить из какой страны это изделие.
Занятие наше закончено, с другими странами мы познакомимся на следующем занятии.
|