Открытое занятие «Мы за мир» Место проведения: творческое объединение. Возраст детей: 7-9 лет. Цель: Удовлетворение потребности детей в изображении окружающего мира. Задачи: • Знакомство со студией военных художников им. Грекова; • Развитие наблюдательности, зрительной памяти; • Воспитание патриотизма. Педагогические методы: словесные, наглядные, практические. Педагогические принципы: воспитывающего обучения, наглядности, доступности. Оборудование и материалы: репродукции картин художников студии им. Грекова, рисунки из методического фонда, альбомы, карандаши, стерки, гуашь, кисти, палитра. Способы оценки результатов: анализ работ, мини-выставка. Ход занятия.
I. Организационный момент. - Ребята, давайте посмотрим, как вы приготовились к занятию, все ли лежит на месте. Не забывайте при работе о правилах технике безопасности. II. Сообщение темы и цели. - Сегодня тема нашего занятия «Мы за мир». Мы познакомимся с художниками студии им. М.Б.Грекова, вспомним, что такое батальный жанр, и сами попытаемся выполнить работу в этом жанре. III. Повторение пройденного. Какой праздник отметила наша страна недавно? (выслушать ответы). Недавно мы праздновали 67ю годовщину победы в великой Отечественной войне. Все люди готовились к этому празднику в том числе и мы. Мы нарисовали рисунки на военные темы. Кто помнит, как называется в живописи жанр на военную тематику (выслушиваю ответы.) Жанр называется батальный, а художники, которые рисуют на эту тему – баталисты. Это – Верещагин, Поленов, Данилевский, Жигимонт, Усыпенко, Самсонов, Овечкин и многие другие. Художники-баталисты сражаются особым оружием – искусством. Во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы художники – баталисты внесли большой вклад в прославление воинских подвигов в борьбе с фашизмом. IV. Объяснение нового материала. В нашей стране есть студия имени Митрофана Борисовича Грекова. Эта студия объединяет художников – баталистов. Как возникла мысль о создании этого необычного воинского подразделения? Организация коллектива художников – баталистов была давней мечтой известного художника М.Б. Грекова. Но внезапная смерть Грекова 27 ноября 1934г. Не дала возможности осуществиться его замыслам. В том же году в память о Грекове была создана студия. Студия им. Грекова в полном смысле слова стала боевым подразделением нашей армии. Плодотворная деятельность коллектива военных художников является конкретным живым делом, продолжающим традиции батального искусства, заложенные Грековым. Во многих воинских частях или клубах в армии можно встретить картины художников – грековцев (как их еще называют). Художниками и скульпторами этой студии выполнены росписи музея – панорамы «Сталинградская битва» и мемориал на Мамаевом кургане в Волгограде. Многие произведения студийцев отражают события, лично пережитые самими авторами, и это придает им особую достоверность и правдивость. Кроме войны грековцы создают произведения, посвященные службе воинов в мирные дни. Они изображают наших солдат в кабинах реактивных самолетов, в отсеках боевых кораблей, за рычагами боевых машин, у индикаторов радиолокационных станций, у пультов ракетных комплексов. Художники студийцы рисуют солдат готовых к подвигу во имя безопасности Родины, во имя счастья всего народа. (показ репродукций картин художников-баталистов студии им. М.Б. Грекова. Сегодня наша задача заключается в следующем: каждый выбирает вид и род войск, который ему больше нравиться (авиация, пехота, танковые, пограничные, десантные, ракетные войска), рисует мирные дни учения воинов. Это могут быть различные сюжеты: «Проверка готовности боевых машин», «Ракеты к пуску готовы», «Высадка десанта», «Слушается приказ в строю» и т.д. Можно нарисовать сюжеты о военных врачах, медсестрах, связистах и т.п. V. Физкультминутка. VI. Самостоятельная работа воспитанников. Во время работы помочь затрудняющимся детям в развитии сюжета. Предложить им или подсказать дополнения в выбранном сюжете. После карандашного наброска оформление работы в цвете. Напомнить детям о палитре, о нахождении новых цветов и оттенков. VII. Анализ работ. - ребята посмотрите, как много у нас сегодня работ батального жанра. Мы сегодня с вами были художники-баталисты. Кто хочет рассказать о своем произведении? Какой род войск вы изобразили? (выслушиваю рассказы воспитанников). VIII. Итог занятия. Отмечаю самое удачное в каждой работе. Обращаю внимание на ошибки в форме советов.
Пряхина Галина Викторовна, педагог дополнительного образования ОСП ДОД МБОУ СОШ № 28 г. Астрахань
|