Сегодня: 22.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Изобразительное искусство » Разное


Статья "Развитие творческой индивидуальности ребенка через изобразительную деятельность"

СКАЧАТЬ (11.3 Kb) 22.11.2012, 22:33
Кануник Вера Яковлевна
учитель изобразительной деятельности, МОУ "Красненская средняя общеобразовательная школа имени М.И. Светличной"
Развитие творческой индивидуальности ребенка через изобразительную деятельность

Кануник Вера Яковлевна
МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа
им. М.И. Светличной»
учитель изо

Эстетическое воспитание, по мнению многих педагогов и деятелей культуры формирует личность, поэтому эстетическое начало должно пронизывать всю жизнь ребенка.
Ребенок не рождается способным к той или иной деятельности. Его способности формируются, складываются, развиваются только в соответствующей и правильно организованной деятельности, в течение длительного времени под влиянием воспитания и обучения.
Несмотря на сравнительно небольшое количество учебного времени, которое отводится урокам изобразительного искусства, именно здесь дети имеют возможность реализовать себя как творческую личность, ощутить эстетическую ценность своего труда и труда товарищей будь то макет, авторская роспись, оригинальное панно или что-то другое.
Для того, чтобы учащиеся смогли выполнить то или иное творческое задание, создать новый, оригинальный продукт творческой деятельности, им необходимы знания по данному предмету, общеобразовательные и общепрофессиональные знания. Только вооружив учащихся определенным минимумом знаний, говорить об обучении школьников творчеству. Поэтому, учителю необходимо искать способы обучения и развития творчества на уроках.
Анализ наиболее распространенных программ по изобразительному искусству В. С. Кузина, Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева показывает, что, уделяя главное внимание развитию творческих способностей детей, они строят процесс обучения учащихся на основе рисования с натуры. Развивая у ребят способность к ясным образным представлениям, рисование с натуры влияет на развитие образной памяти, мышления и воображения. Во время рисования с натуры и анализа формы предметов развивается абстрактное мышление. Все это способствует развитию творческих способностей детей.
Таким образом, учащийся на этих уроках сможет лишь тогда изобразить что-то но вое, нестандартное, оригинально подойти к выполнению того или иного задания, если в его сознании будет накоплено достаточно знаний о реальной действительности.
В основе методики обучения изобразительному искусству лежит принцип научности. На уроках изобразительного искусства учащиеся получают знания из целого ряда наук: цветоведение, перспектива,теория теней, перспектива, анатомия, история и др. При изучении декоративно-прикладного искусства знакомятся с народными промыслами, с технологией и предметами изготовления предметов.
Искусство - это особая форма общественного сознания, в которой художественное (образное) мышление тесно сочетается с научно-аналитическим процессом.
Ставя перед собой такую сложную задачу как развитие творческих способностей учащихся во взаимосвязи с обучением, стараюсь искать новые, эффективные способы решения педагогических задач в процесс обучения. Именно новые передовые технологии, проверенные па практике в условиях современного урока позволяют достигнуть максимальных результатов в решении педагогических задач.
В процессе построения своей системы обучения, мне пришлось изучать много научно-педагогической и методической литературы, ознакомиться с практическими рекомендациями и педагогическим опытом работы педагогов-новаторов.
Педагог-новатор, заслуженный учитель рф Гузик НЛ. в своих педагогических трудах подробно рассматривает внутриклассную дифференциацию и дифференциацию по уровню и развивающий цикл уроков по теме. Всвязи с неравномерностью развития, различия личностных качеств учащихся одного класса он выделят три типа дифференцированных программ:
«1.Базовый уровень» - определенный программой уровень, представляюший минимум знаний и умений, достижение которого обязательно всем учащимся .(программа «С»)
« 2.Продвинутый уровень» - некоторые, выходящие за рамки программы знания, Формирование приемов учебной и умственной деятельности, где помимо минимума знаний ребенок увеличивает объем сведений (задания программы «Б»).
«3.Высокий уровень» - помимо минимума знаний и некоторых дополнительных сведений углубляющие сведения и знания по темам, формирование умений выполнять самостоятельные работы повышенной сложности, творческая самореализация (задания группы «А»)

На практике основные положения его системы, мне удалось не только выразить в показателях обучаемости учащихся, но также выявить скрытые способности детей, побудить их к творческой активности и инициативности, установить благопритный микроклимат в классах.
Лучше организовать уровневую дифференциацию на всех этапах урока: при предъявлении учебного материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН.
Проиллюстрирую организацию учебного процесса согласно данной методике. Проследим использование технологии индивидуально- дифференцированного подхода на уроках обучения рисованию с натуры, как одного из основных видов.
Обучение изобразительному искусству на протяжении всего курса.
В младших классах при изображении с натуры листьев растений, деревьев сама группирую подачу учебного материала в соответствии с уровнем способностей , подбираю задания по степени сложности индивидуально для групп , с учетом их способностей и возможностей. Предлагаю не только форму и составляющие элементы натуры для индивидов или групп учащихся (усложнённая форма листа, геометрическая, и др.), но и обращаю внимание на подбор художественных материалов для работы (цветные карандаши, пастель, акварель, гуашь) для каждого нужно обеспечить должную результативность обучения.
В более старших классах, при рисовании с натуры предметов быта и их групп, дети принимают участие в организации постановок натурных заданий, подбирают различного уровня задания.
Например, при проведении урока изобразительного искусства на тему «Натюрморт в графике», в 6-ом классе, детям предлагаю группы предметов различной сложности, сами составят свою композицию натюрморта, выбрав для своей группы предметы соответствующей сложности. Дети базового уровня подготовки ,как правило, выбирают предметы простые по форме и фактуре (кувшин и яблоко)
Учащиеся продвинутого уровня обучения составляют постановку из более сложных по форме и фактуре предметов (ваза и фрукты, горшочек, кружка и овощи) В процессе работы над натюрмортом дифференциация применяется на резных этапах изучения материала, техники выполнения работы. Таким образом, разноуровневые задания по
способностям имеют возможность выбрать учащимся наиболее оптимальный для решения поставленной учебной задачи. То есть, из многообразия графических техник, которые можно применить при выполнении натюрморта в графике: линогравюра, монотипия, граттаж, декоративная графика, пастель, уголь, графитный карандаш, учащиеся выбирают для себя наиболее посильную для успешного воплощения их творческого замысла.
Что же касается других видов изобразительной деятельности, то, для декоративного рисования очень эффективна в этом плане работа по созданию коллективных панно, выполняемая вместе всем классом, где каждый учащийся (или группа) выполняет свое индивидуальное задание, соответствующее своему уровню пример, панно «Филимоновская деревня» предполагает изготовление глиняных филимоновских игрушек (птиц, зверей, людей). Сложность относится с уровнем способностей каждого. эти индивидуальные задания являются составными элементами общего панно.
Мой опыт работы свидетельствует, что коллективная художественна формирует положительную мотивацию к ней, углубляет интерес к творчеству, усилия, направленные на решение творческой задачи, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения.
Реализация высокого уровня дифференцированных программ (программы «А») прослеживается через выполнение учащимися самостоятельных творческих заданий повышенной сложности, заключающихся в подготовке поисково-исследовательских работ и рефератов, например: «Декоративно-прикладное искусство Древней Руси», «История создания Московского Кремля», и др.; выступления и создание презентаций на различные темы: «Архитектура Древней Руси», «История развития русского пейзажа», «натюрморт», «Современное прикладное искусство» и т.д. эти ребята активно включаются в учебный процесс предъявления нового материала Такие дети творчески самореализуются в районных и областных выставках «Экология, природа и фантазия», «Моя семья», выступления на общешкольных мероприятиях.
В результате такой организации учебной деятельности сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, стараются быстрее и глубже продвинуться в образовании, а слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности, что создает положительный эмоциональный фон в классе способствует творческому раскрытию личности ребенка.


Категория: Разное | Добавил: kanunikvera
Просмотров: 3747 | Загрузок: 159 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог