В наше время технического прогресса очень трудно заинтересовать ребёнка чем то, что не связано с компьютером или телевидением. К сожалению, многие дети неохотно читают, мастерят и занимаются творчеством, отсюда часто к первому классу мы встречаем детей с неразвитой мелкой моторикой, а как следствие и с задержками и проблемами развития речи. Зачастую из-за неразвитых навыков работы с различными художественными материалами формируется и отношение к урокам изобразительного искусства у детей и их родителей. Они не воспринимают этот предмет как «основные», такие как математика и русский язык. Не понимают, зачем он нужен, что он даёт, а при нелюбви к рисованию и вовсе считают эти уроки «насилием» над ребёнком.
Встаёт вопрос: «Так как же привлечь ребёнка к творчеству?» …и не просто к творчеству, а к творчеству в удовольствие.
Во многих средних общеобразовательных школах, в рамках реализации ФГОС, на уроках ИЗО используют образовательную программу Неменского Б.М. Она предлагает и позволяет широко использовать различные материалы и техники изобразительного искусства. На уроках можно и рисовать различными материалами, и конструировать, и лепить. Хотя, к сожалению, многие учителя работают по давно сложившимся стереотипам, что изобразительное искусство – это рисование красками (акварелью, реже гуашью). Эти же стереотипы преследуют и родителей младших школьников, часто они бывают удивлены, когда на урок ИЗО требуется принести цветную бумагу или пластилин.
В программе Неменского Б.М. богатство материалов и техник в основном используется самостоятельно: есть урок, где дети рисуют, есть, где лепят, может быть, аппликация или конструирование. «А что будет, если все эти техники смешать в одну работу?» Как показала практика, получается прекрасное произведение, которое понравится и детям и их родителям!
Что же дает нам такое смешение техник в одной работе?
● На каждом уроке мы можем уделить немного времени каждому материалу, то есть, закрепляем знания и навыки работы с ним. Как следствие у ребёнка задействуются все виды мелкой моторики.
● Данные работы позволяют использовать не только традиционные техники и материалы изобразительного искусства, но и экспериментировать: шире использовать техники монотипии, кляксографии, набрызгивания, раздувания и т.п.
● Учащиеся, в данных работах, с удовольствием используют природные материалы и не только листья и цветы (как в поделках с гербарием), но и камушки, веточки, ракушки, мхи и многое другое.
Вызывают интерес использование в работе пуговиц, ниток, ваты, шерсти, трубочек, пробочек и различных мелких вещиц.
Всё это хорошо воздействует на тактильные ощущения, вызывая у детей много положительных эмоций, которые в свою очередь отражаются на их работах.
● В данной технике интересно и увлекательно создавать коллективные панно. Здесь дети учатся общаться друг с другом, взаимодействовать, помогать, прислушиваться к мнению одноклассников и учителя. В такой работе каждый может выразить себя, выполнив задание, которое ему больше нравится, выбрав наиболее подходящий для себя материал.
● В работах широко используется классическая и объёмная аппликация, конструирование, бумагопластика, элементы квилинга и оригами. Это позволяет развить у ребёнка пространственное мышление, помогает почувствовать объём и перспективу.
Так же сделать картинку более объёмной и рельефной позволяет пластилин. Работа, с которым, особенно хорошо влияет на моторику и нервные окончания пальцев.
● Выполняя работу в смешенной технике, ребёнок хорошо начинает отделять фон от главных изображаемых предметов, т.к. эти объекты становятся ярче и объёмнее на плоскости. Таким образом, ненавязчиво и без особых усилий, закладываются понятия о линейной и воздушной перспективе.
Смешивание различных техник и материалов позволяет привлечь каждого ребенка к работе и раскрыть его потенциал. Ведь кто-то любит больше рисовать, кто-то лепить, а у кого-то отлично выходит аппликация. В такой работе ребёнок не ограничен средствами передачи своего замысла, он не сталкивается с проблемами из-за своего неумения работы с каким-либо материалом и, как следствие не получает негативных эмоций, которые перерастают в нелюбовь к предмету и творчеству.
Теперь урок – это не нудное выполнение заданий и соблюдение определенных требований и канонов, а увлекательная игра! Игра, в которой можно выдумывать, сочинять, воображать, создавая свой маленький мир на обычном листе бумаги.
В итоге, у каждого учащегося, в конце занятия выходит замечательное произведение искусства. Закончив свою работу, дети получают удовольствие, отличные результаты, а как следствие интерес к предмету, саморазвитию, увлеченность творчеством, а ведь этого мы и пытались добиться!
|