Тема урока: «Дымковское царство»
Цель урока: развитие основ художественной культуры через декоративное рисование.
Задачи урока:
- закреплять знания учащихся о характерных особенностях росписи дымковской игрушки;
- формировать умения создавать узоры по собственному замыслу
Коррекционно-развивающая:
- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.
Воспитательная:
- воспитывать любовь к искусству народных промыслов.
Оборудование: шаблоны различных игрушек, репродукции декоративно-прикладного искусства, краски, кисточка, ватные палочки, баночка с водой, бумажные салфетки.
Ход урока.
- Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку.
Стихотворение «Веселая Дымка» (подготовленные ученики)
Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Возле вятки самой Дымково – посёлок,
Окаймленный лесами уголок веселый.
Лет ему за двести, триста миновало?
Собирались вместе мужики, бывало.
А управясь дома, бабы приходили,
С удалью знакомой пляски заводили.
Праздник отмечали – пели не скучали…
Как-то вятичи-дружки сели в праздник у реки.
Под курами глина – слой на три аршина.
Стали шарики катать, как снежки бывало…
Глину щупать, глину мыть – жирная как сало!
В Дымкове, за Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Труженицы славные живут.
Кто-то сделал индюка – распущенные бока,
У кого-то глина стала вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу – сразу стало веселей.
Мастера и мастерицы появились на селе
- Введение в тему.
- Сегодня мы побываем в Дымковском царстве. Надо будет оживить фигурки. Повторяя на силуэтах знакомые узоры кистью.
- Кто знает, чем прославилась Дымковская слобода? (Ответы детей)
- Действительно издавна в Дымковской слободе люди занимались лепкой игрушек из глины. Дымковской слободе почти 500 лет. А что такое слобода? Кто знает? (поселение)
- Эта слобода была основана она еще при Иване III, Великом князе московском, который объединил русские земли вокруг Москвы. Людям в слободе приходилось много работать, как остальным жителям Руси. Они занимались рыболовством и делали глиняные игрушки. Глиняные игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Главным образом - это были свистульки, которые использовали на местном празднике, называвшемся Свистопляской. Когда праздник заканчивался, глиняные расписные игрушки ставили на окна.
3. Актуализация знаний учащихся
- Дымковские игрушки нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря цвету. Какие цвета используют мастера при росписи игрушки? (Ответы детей)
- Они любят насыщенный цвет: золотисто-желтый, малиновый, красно-алый, синий, фиолетовый, особенно празднично сияющие на белом фоне игрушек.
- По белому фону мастера наносятся простые геометрические узоры: точки, кружки, полоски.
4. Физминутка для глаз
5. Д/игра «Дорисуй элемент»
- Предложить детям дорисовать элементы дымковской росписи.
6. Самостоятельная работа учащихся
- Сейчас вы начнёте работать. Давайте устроим настоящий праздник в Дымковском царстве. Хочу открыть вам один секрет. Чтобы кружочки получились красивыми и ровными можно нарисовать их с помощью ватной палочки.
А теперь приступаем. (во время самостоятельной работы звучит русская народная музыка)
Учитель оказывает учащимся индивидуальную помощь (по мере необходимости)
7. Подведение итогов
- Выставка работ учащихся
- Получилось устроить праздник в Дымковском царстве?
- оценка работ учащихся
- уборка рабочих мест
|