Сегодня: 22.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Изобразительное искусство » Уроки, конспекты


Общеразвивающая дополнительная образовательная программа по предмету «Скульптура»

СКАЧАТЬ (81.1 Kb) 22.04.2019, 14:09
Лемьева Галина Николаевна
Преподаватель ЛГ, МАОУ ДО "ДШИ" художественное отделение, г.Лангепас, ХМАО-Югра.

Общеразвивающая дополнительная образовательная программа

по предмету «Скульптура»

модифицированная (адаптированная)

для обучающихся 1-2 классов основного отделения

детской художественной школы

Срок реализации 2 года

 

Автор – составитель:

Преподаватель ЛГ МАОУ ДОД «Художественная школа»

Лемьева Галина Николаевна

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленная программа по скульптуре для общеразвивающих классов на 2 года обучения, отражает все необходимые компоненты для знакомства и приобщению обучающихся к овладению навыками работы, с целью создания скульптурных произведений.

Главной целью обучения программа ставит освоение художественного наследия, приобщения обучающихся к развитию и формированию понятий эстетического и познавательного значения элементов животного, растительного, человеческого мира.

Программа содержит основные темы и примерные задания, рекомендации, методику проведения занятий. Определенные этапы педагогического контроля освоения учебной программы.

Программа проведения уроков по скульптуре оказывает ощутимую помощь преподавателям в условиях недостатка методической литературы для художественных школ. Она также используется в учебном процессе при изучении и овладении навыками работы с объемными массами для создания объемных многофигурных композиций, а также работе с рельефами на плоскости.

Предлагаемая для обучения программа по предмету «Скульптура» является адаптированной

на основе типовой  программы по скульптуре для обучающихся детской художественной школы, составители:  Е.А.Афанасьева, Е.Д.Анискин, В.А.Гераскевич, Е.Н.Зайцева, Т.И.Исраилян, Б.А.Иванов, Г.Б.Корягин, Л.А.Казарина, В.Н.Ларионов, Е.В.Лапин, В.А.Потанина, Л.В.Румянцева, В.А.Румянцев, М.И.Улупов, В.И.Щерба 1990 года издания., Москва.

Данная программа составлена на основе типовой, с учетом географических условий северного региона.

Направленность дополнительной образовательной программы по предмету «Скульптура»: содержит последовательную систему обучения пластическим средствам выражения от простого к сложному, от общего к частному с последующим обобщением формы, выделением главного.

Скульптура — вид искусства, в основе которого лежит профессиональное мышление, поэтому предмет «Скульптура» должен способствовать развитию у учащихся трехмерного восприятия объемной формы и умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство.

Занятия по данному предмету, в основном, практические. Небольшая теоретическая часть состоит из вводной беседы, проводимой в первом классе, и кратких бесед, предваряющих выполнение каждого задания, в ходе которых преподаватель разъясняет обучающихся содержание задания и указывает методы его выполнения. Беседы сопровождаются показом иллюстративного материала: гипсовых слепков, репродукций, кинофильмов и т. д. Рекомендуется также проводить экскурсии в музеи, на выставки, устраивать тематические показы или выставки репродукций в мастерской.

Работая в пластических материалах, обучающиеся должны научиться грамотно воспроизводить с натуры, по памяти, с помощью зарисовок объекты окружающей жизни: геометрические тела, предметы быта, животных, растения, людей. Изучается народное творчество.

Занятия скульптурой включают в себя работу с натуры, как объемного, так и рельефного изображения, лепку с чучел мелких животных и птиц, композиционные задания, делаются зарисовки и наброски карандашом на бумаге.
Скульптура, как и другие виды изобразительного искусства, воспитывает эстетический и художественный вкус обучающихся.

Новизна программы по предмету «Скульптура»: расширен курс лепки с натуры фруктов, овощей. В программе введены темы по изучению народного творчества, стилизации композиции, портрета. Учитывая возрастные особенности обучающихся, на занятиях применяется вариативность и разнообразие тем и заданий. В творческих композициях можно ввести темы регионального компонента.

Актуальность

 В процессе обучения уделяется внимание меж предметным связям (см. тематические планы программ «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «ДПИ» для детских художественных школ). Лепка объемных предметов формирует пространственно-образное мышление, направляет на активное познание объемной формы, прививает обучающимся навык творческого отношения к изображаемому объекту. Занятия скульптурой развивает у обучающихся целостное восприятие формы, ощущение глубины пространства, чувство отношений масс, пропорций и пластики.

 

Педагогическая целесообразность программы

Скульптурная работа является не целью, а только средством художественного воспитания личности. Следовательно, ставится задача, в которой решаются не частные технологичные проблемы, а задача комплексного воспитания творческой личности.

Программа по скульптуре представляет собой последовательную систему ознакомления и обучения, предусматривающую постепенное нарастание сложности задач, накопление основных знаний и профессиональных навыков, а также развитие у обучающихся любви к форме и передаче наблюдаемых явлений окружающей действительности.

Цель дополнительной общеразвивающей образовательной программы по предмету «Скульптура»:

- обучение и приобщение детей к скульптурным произведениям, что позволяет прививать учащимся тягу к творчеству, развитию способностей,  наблюдательности и зрительной памяти.

Задачи:

    • приобретение сведений о пластических материалах;
    • развитие творческого воображения;
    • развитие наблюдательности и зрительной памяти;
    • изучение основных принципов построения композиции в скульптуре;
    • приобретение начальных профессиональных навыков работы (лепка из целого куска обеими руками, круговой обзор, отход от работы);
    • приобретение обязательного в процессе работы навыка осмотра работы с расстояния — для осуществления сравнения выполняемого задания с натурой или для его кругового обзора;
    • развитие и совершенствование у учащихся пластических навыков на основе усложнения заданий как натурных, так и композиционных;
    • развитие способности творчески воспринимать окружающий мир, среду;
    • развитие объемно-пространственного восприятия мира;
    • развитие умения передавать строение человека и животных, их пропорции и движение в форме, доступной детям данного возраста;
    • понятие о декоративности в  скульптуре;
    • освоение закономерностей изменения и построения формы в уплощенном пространстве двух планового рельефа;
    • воспитание у детей понимания материала и любви к нему.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ:

Данная программа составлена с учетом географических условий северного региона, с учетом работы в разновозрастной группе обучающихся. Курс изучения скульптуры является ознакомительным с разделом в искусстве – скульптура, уделяется внимание приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям, изучению истории искусства и народных традиций.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной

общеразвивающей образовательной программы: от 10 до 15 лет, в группах от 10-15 человек.

Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю. Время одного урока составляет 40 минут.

Сроки реализации программы по предмету «Скульптура» - рассчитана на два года обучения, общим объемом 68 часов.

Формы и режим занятий:

Основными видами обучения являются:- Лепка по памяти, по представлению, работа с натуры – длительные постановки, короткие этюды; объемные задания, чередуются с рельефными.

Формы занятий:

-простые: урок, беседа, экскурсия, творческие выставки одного обучающегося, отчетные выставки, обсуждение работ.

-составные: инсценированный урок, урок мастер-класс.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

В результате освоения предмета  обучающиеся должны знать:

- знать виды и жанры скульптуры; - знать и применять в своих работах основные приемы лепки; - выстраивать композиционную и пластическую связь между предметами; - знать основных мастеров скульптуры как российских, так и зарубежных и их самые известные работы; - круговое движение форм в пространстве; - гармоничное соотношение объемов, равновесие масс; - выразительность силуэта и внутреннего пространства отверстий; - игра света и тени; - цельность композиции; - точная передача пропорций; - моделировка фактуры; - понятие пластичность и рельефность форм;

В результате освоения предмета обучающиеся должны уметь :
- уметь работать над композицией в рельефе; - обладать навыками работы с натуры понятие конструкции предметов; - уметь создавать грамотные, интересные и смелые творческие композиции с учетом полученных знаний; - уметь грамотно построить последовательность выполнения скульптурной работы; - работать двумя руками, лепить из целого куска; - соблюдать круговой обзор, отход от работы; - умение работать с эскизом и каркасом; - умение создавать художественный образ.
В течение всего периода обучения большое значение придается самостоятельной работе учащихся, сохранению его индивидуальности, умению самому находить типичные явления форме и пропорциях изображаемого, выбор метода обработки поверхности.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы.

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения индивидуальных заданий.

Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания)

Оценка уровня решения задачи, оценка теоретических знаний, оценка творческой индивидуальности, выдача свидетельства с оценками, награждение грамотами, дипломами.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения:

Вводные (в конце каждого занятия проводится  просмотр работ учеников всего класса, ребята оценивают работы свои и работы одноклассников, проводится обсуждение работ педагогом, оцениваются работы).

Промежуточные  (в конце каждой четверти педагогический коллектив школы просматривает работы каждого ученика, награждаются лучшие работы по предмету в каждой параллели, в конце полугодия проводятся контрольные работы).

Итоговые (годовые контрольные работы; дипломная работа).

Лучшие работы учащихся выставляются внутри школы и на выставках разного уровня, что является дополнительным стимулом для творческого роста.

В течение всего учебного процесса, проводится мониторинг обученности, анкетирование родителей и детей. А также проводятся педагогические беседы с родителями.

Критерии оценок по дисциплине «Скульптура»

Контроль знаний, умений и навыков происходит в ходе просмотра учебных работ.

Оценки выставляются с учетом индивидуальных способностей учащихся и в зависимости от степени решенных задач.

«Отлично»

  1. Задание выполнено в полном объеме, самостоятельно, задачи решены успешно;
  2. Работа выполнена последовательно;
  3. Форма предметов проанализирована;
  4. Пропорции переданы верно;
  5. Работа выразительна.

«Хорошо»

  1. Задание выполнено в полном объеме, самостоятельно, задачи решены успешно;
  2. Работа выполнена последовательно;
  3. Форма предметов проанализирована;
  4. Есть ошибки в передаче пропорций;
  5. Работа выразительна.

«Удовлетворительно»

  1. Задание выполнено в полном объеме, самостоятельно, задачи решены успешно;
  2. Работа выполнена последовательно;
  3. Форма предметов проанализирована;
  4. Есть ошибки в передаче пропорций;
  5. Работа невыразительна.

«Неудовлетворительно»

  1. Не все задачи решены;
  2. Нарушение в последовательности ведения работы;
  3. Форма предмета проанализирована;
  4. Есть ошибки в передаче пропорций;
  5. Работа невыразительна.

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ - ПОД КНОПКОЙ "СКАЧАТЬ"




 



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: LANGEPAS14
Просмотров: 1180 | Загрузок: 41 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог