Сегодня: 23.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Изобразительное искусство » Уроки, конспекты


Общеразвивающая дополнительная образовательная программа по предмету «Скульптура»

СКАЧАТЬ (81.1 Kb) 22.04.2019, 14:09
Лемьева Галина Николаевна
Преподаватель ЛГ, МАОУ ДО "ДШИ" художественное отделение, г.Лангепас, ХМАО-Югра.

Общеразвивающая дополнительная образовательная программа

по предмету «Скульптура»

модифицированная (адаптированная)

для обучающихся 1-2 классов основного отделения

детской художественной школы

Срок реализации 2 года

 

Автор – составитель:

Преподаватель ЛГ МАОУ ДОД «Художественная школа»

Лемьева Галина Николаевна

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Представленная программа по скульптуре для общеразвивающих классов на 2 года обучения, отражает все необходимые компоненты для знакомства и приобщению обучающихся к овладению навыками работы, с целью создания скульптурных произведений.

Главной целью обучения программа ставит освоение художественного наследия, приобщения обучающихся к развитию и формированию понятий эстетического и познавательного значения элементов животного, растительного, человеческого мира.

Программа содержит основные темы и примерные задания, рекомендации, методику проведения занятий. Определенные этапы педагогического контроля освоения учебной программы.

Программа проведения уроков по скульптуре оказывает ощутимую помощь преподавателям в условиях недостатка методической литературы для художественных школ. Она также используется в учебном процессе при изучении и овладении навыками работы с объемными массами для создания объемных многофигурных композиций, а также работе с рельефами на плоскости.

Предлагаемая для обучения программа по предмету «Скульптура» является адаптированной

на основе типовой  программы по скульптуре для обучающихся детской художественной школы, составители:  Е.А.Афанасьева, Е.Д.Анискин, В.А.Гераскевич, Е.Н.Зайцева, Т.И.Исраилян, Б.А.Иванов, Г.Б.Корягин, Л.А.Казарина, В.Н.Ларионов, Е.В.Лапин, В.А.Потанина, Л.В.Румянцева, В.А.Румянцев, М.И.Улупов, В.И.Щерба 1990 года издания., Москва.

Данная программа составлена на основе типовой, с учетом географических условий северного региона.

Направленность дополнительной образовательной программы по предмету «Скульптура»: содержит последовательную систему обучения пластическим средствам выражения от простого к сложному, от общего к частному с последующим обобщением формы, выделением главного.

Скульптура — вид искусства, в основе которого лежит профессиональное мышление, поэтому предмет «Скульптура» должен способствовать развитию у учащихся трехмерного восприятия объемной формы и умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство.

Занятия по данному предмету, в основном, практические. Небольшая теоретическая часть состоит из вводной беседы, проводимой в первом классе, и кратких бесед, предваряющих выполнение каждого задания, в ходе которых преподаватель разъясняет обучающихся содержание задания и указывает методы его выполнения. Беседы сопровождаются показом иллюстративного материала: гипсовых слепков, репродукций, кинофильмов и т. д. Рекомендуется также проводить экскурсии в музеи, на выставки, устраивать тематические показы или выставки репродукций в мастерской.

Работая в пластических материалах, обучающиеся должны научиться грамотно воспроизводить с натуры, по памяти, с помощью зарисовок объекты окружающей жизни: геометрические тела, предметы быта, животных, растения, людей. Изучается народное творчество.

Занятия скульптурой включают в себя работу с натуры, как объемного, так и рельефного изображения, лепку с чучел мелких животных и птиц, композиционные задания, делаются зарисовки и наброски карандашом на бумаге.
Скульптура, как и другие виды изобразительного искусства, воспитывает эстетический и художественный вкус обучающихся.

Новизна программы по предмету «Скульптура»: расширен курс лепки с натуры фруктов, овощей. В программе введены темы по изучению народного творчества, стилизации композиции, портрета. Учитывая возрастные особенности обучающихся, на занятиях применяется вариативность и разнообразие тем и заданий. В творческих композициях можно ввести темы регионального компонента.

Актуальность

 В процессе обучения уделяется внимание меж предметным связям (см. тематические планы программ «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «ДПИ» для детских художественных школ). Лепка объемных предметов формирует пространственно-образное мышление, направляет на активное познание объемной формы, прививает обучающимся навык творческого отношения к изображаемому объекту. Занятия скульптурой развивает у обучающихся целостное восприятие формы, ощущение глубины пространства, чувство отношений масс, пропорций и пластики.

 

Педагогическая целесообразность программы

Скульптурная работа является не целью, а только средством художественного воспитания личности. Следовательно, ставится задача, в которой решаются не частные технологичные проблемы, а задача комплексного воспитания творческой личности.

Программа по скульптуре представляет собой последовательную систему ознакомления и обучения, предусматривающую постепенное нарастание сложности задач, накопление основных знаний и профессиональных навыков, а также развитие у обучающихся любви к форме и передаче наблюдаемых явлений окружающей действительности.

Цель дополнительной общеразвивающей образовательной программы по предмету «Скульптура»:

- обучение и приобщение детей к скульптурным произведениям, что позволяет прививать учащимся тягу к творчеству, развитию способностей,  наблюдательности и зрительной памяти.

Задачи:

    • приобретение сведений о пластических материалах;
    • развитие творческого воображения;
    • развитие наблюдательности и зрительной памяти;
    • изучение основных принципов построения композиции в скульптуре;
    • приобретение начальных профессиональных навыков работы (лепка из целого куска обеими руками, круговой обзор, отход от работы);
    • приобретение обязательного в процессе работы навыка осмотра работы с расстояния — для осуществления сравнения выполняемого задания с натурой или для его кругового обзора;
    • развитие и совершенствование у учащихся пластических навыков на основе усложнения заданий как натурных, так и композиционных;
    • развитие способности творчески воспринимать окружающий мир, среду;
    • развитие объемно-пространственного восприятия мира;
    • развитие умения передавать строение человека и животных, их пропорции и движение в форме, доступной детям данного возраста;
    • понятие о декоративности в  скульптуре;
    • освоение закономерностей изменения и построения формы в уплощенном пространстве двух планового рельефа;
    • воспитание у детей понимания материала и любви к нему.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ:

Данная программа составлена с учетом географических условий северного региона, с учетом работы в разновозрастной группе обучающихся. Курс изучения скульптуры является ознакомительным с разделом в искусстве – скульптура, уделяется внимание приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям, изучению истории искусства и народных традиций.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной

общеразвивающей образовательной программы: от 10 до 15 лет, в группах от 10-15 человек.

Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю. Время одного урока составляет 40 минут.

Сроки реализации программы по предмету «Скульптура» - рассчитана на два года обучения, общим объемом 68 часов.

Формы и режим занятий:

Основными видами обучения являются:- Лепка по памяти, по представлению, работа с натуры – длительные постановки, короткие этюды; объемные задания, чередуются с рельефными.

Формы занятий:

-простые: урок, беседа, экскурсия, творческие выставки одного обучающегося, отчетные выставки, обсуждение работ.

-составные: инсценированный урок, урок мастер-класс.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

В результате освоения предмета  обучающиеся должны знать:

- знать виды и жанры скульптуры; - знать и применять в своих работах основные приемы лепки; - выстраивать композиционную и пластическую связь между предметами; - знать основных мастеров скульптуры как российских, так и зарубежных и их самые известные работы; - круговое движение форм в пространстве; - гармоничное соотношение объемов, равновесие масс; - выразительность силуэта и внутреннего пространства отверстий; - игра света и тени; - цельность композиции; - точная передача пропорций; - моделировка фактуры; - понятие пластичность и рельефность форм;

В результате освоения предмета обучающиеся должны уметь :
- уметь работать над композицией в рельефе; - обладать навыками работы с натуры понятие конструкции предметов; - уметь создавать грамотные, интересные и смелые творческие композиции с учетом полученных знаний; - уметь грамотно построить последовательность выполнения скульптурной работы; - работать двумя руками, лепить из целого куска; - соблюдать круговой обзор, отход от работы; - умение работать с эскизом и каркасом; - умение создавать художественный образ.
В течение всего периода обучения большое значение придается самостоятельной работе учащихся, сохранению его индивидуальности, умению самому находить типичные явления форме и пропорциях изображаемого, выбор метода обработки поверхности.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы.

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения индивидуальных заданий.

Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания)

Оценка уровня решения задачи, оценка теоретических знаний, оценка творческой индивидуальности, выдача свидетельства с оценками, награждение грамотами, дипломами.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения:

Вводные (в конце каждого занятия проводится  просмотр работ учеников всего класса, ребята оценивают работы свои и работы одноклассников, проводится обсуждение работ педагогом, оцениваются работы).

Промежуточные  (в конце каждой четверти педагогический коллектив школы просматривает работы каждого ученика, награждаются лучшие работы по предмету в каждой параллели, в конце полугодия проводятся контрольные работы).

Итоговые (годовые контрольные работы; дипломная работа).

Лучшие работы учащихся выставляются внутри школы и на выставках разного уровня, что является дополнительным стимулом для творческого роста.

В течение всего учебного процесса, проводится мониторинг обученности, анкетирование родителей и детей. А также проводятся педагогические беседы с родителями.

Критерии оценок по дисциплине «Скульптура»

Контроль знаний, умений и навыков происходит в ходе просмотра учебных работ.

Оценки выставляются с учетом индивидуальных способностей учащихся и в зависимости от степени решенных задач.

«Отлично»

  1. Задание выполнено в полном объеме, самостоятельно, задачи решены успешно;
  2. Работа выполнена последовательно;
  3. Форма предметов проанализирована;
  4. Пропорции переданы верно;
  5. Работа выразительна.

«Хорошо»

  1. Задание выполнено в полном объеме, самостоятельно, задачи решены успешно;
  2. Работа выполнена последовательно;
  3. Форма предметов проанализирована;
  4. Есть ошибки в передаче пропорций;
  5. Работа выразительна.

«Удовлетворительно»

  1. Задание выполнено в полном объеме, самостоятельно, задачи решены успешно;
  2. Работа выполнена последовательно;
  3. Форма предметов проанализирована;
  4. Есть ошибки в передаче пропорций;
  5. Работа невыразительна.

«Неудовлетворительно»

  1. Не все задачи решены;
  2. Нарушение в последовательности ведения работы;
  3. Форма предмета проанализирована;
  4. Есть ошибки в передаче пропорций;
  5. Работа невыразительна.

 

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ - ПОД КНОПКОЙ "СКАЧАТЬ"




 



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: LANGEPAS14
Просмотров: 1190 | Загрузок: 41 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог