Общеразвивающая дополнительная образовательная программа
по предмету «Скульптура»
модифицированная (адаптированная)
для обучающихся 1-2 классов основного отделения
детской художественной школы
Срок реализации 2 года
Автор – составитель:
Преподаватель ЛГ МАОУ ДОД «Художественная школа»
Лемьева Галина Николаевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленная программа по скульптуре для общеразвивающих классов на 2 года обучения, отражает все необходимые компоненты для знакомства и приобщению обучающихся к овладению навыками работы, с целью создания скульптурных произведений.
Главной целью обучения программа ставит освоение художественного наследия, приобщения обучающихся к развитию и формированию понятий эстетического и познавательного значения элементов животного, растительного, человеческого мира.
Программа содержит основные темы и примерные задания, рекомендации, методику проведения занятий. Определенные этапы педагогического контроля освоения учебной программы.
Программа проведения уроков по скульптуре оказывает ощутимую помощь преподавателям в условиях недостатка методической литературы для художественных школ. Она также используется в учебном процессе при изучении и овладении навыками работы с объемными массами для создания объемных многофигурных композиций, а также работе с рельефами на плоскости.
Предлагаемая для обучения программа по предмету «Скульптура» является адаптированной
на основе типовой программы по скульптуре для обучающихся детской художественной школы, составители: Е.А.Афанасьева, Е.Д.Анискин, В.А.Гераскевич, Е.Н.Зайцева, Т.И.Исраилян, Б.А.Иванов, Г.Б.Корягин, Л.А.Казарина, В.Н.Ларионов, Е.В.Лапин, В.А.Потанина, Л.В.Румянцева, В.А.Румянцев, М.И.Улупов, В.И.Щерба 1990 года издания., Москва.
Данная программа составлена на основе типовой, с учетом географических условий северного региона.
Направленность дополнительной образовательной программы по предмету «Скульптура»: содержит последовательную систему обучения пластическим средствам выражения от простого к сложному, от общего к частному с последующим обобщением формы, выделением главного.
Скульптура — вид искусства, в основе которого лежит профессиональное мышление, поэтому предмет «Скульптура» должен способствовать развитию у учащихся трехмерного восприятия объемной формы и умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство.
Занятия по данному предмету, в основном, практические. Небольшая теоретическая часть состоит из вводной беседы, проводимой в первом классе, и кратких бесед, предваряющих выполнение каждого задания, в ходе которых преподаватель разъясняет обучающихся содержание задания и указывает методы его выполнения. Беседы сопровождаются показом иллюстративного материала: гипсовых слепков, репродукций, кинофильмов и т. д. Рекомендуется также проводить экскурсии в музеи, на выставки, устраивать тематические показы или выставки репродукций в мастерской.
Работая в пластических материалах, обучающиеся должны научиться грамотно воспроизводить с натуры, по памяти, с помощью зарисовок объекты окружающей жизни: геометрические тела, предметы быта, животных, растения, людей. Изучается народное творчество.
Занятия скульптурой включают в себя работу с натуры, как объемного, так и рельефного изображения, лепку с чучел мелких животных и птиц, композиционные задания, делаются зарисовки и наброски карандашом на бумаге.
Скульптура, как и другие виды изобразительного искусства, воспитывает эстетический и художественный вкус обучающихся.
Новизна программы по предмету «Скульптура»: расширен курс лепки с натуры фруктов, овощей. В программе введены темы по изучению народного творчества, стилизации композиции, портрета. Учитывая возрастные особенности обучающихся, на занятиях применяется вариативность и разнообразие тем и заданий. В творческих композициях можно ввести темы регионального компонента.
Актуальность
В процессе обучения уделяется внимание меж предметным связям (см. тематические планы программ «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «ДПИ» для детских художественных школ). Лепка объемных предметов формирует пространственно-образное мышление, направляет на активное познание объемной формы, прививает обучающимся навык творческого отношения к изображаемому объекту. Занятия скульптурой развивает у обучающихся целостное восприятие формы, ощущение глубины пространства, чувство отношений масс, пропорций и пластики.
Педагогическая целесообразность программы
Скульптурная работа является не целью, а только средством художественного воспитания личности. Следовательно, ставится задача, в которой решаются не частные технологичные проблемы, а задача комплексного воспитания творческой личности.
Программа по скульптуре представляет собой последовательную систему ознакомления и обучения, предусматривающую постепенное нарастание сложности задач, накопление основных знаний и профессиональных навыков, а также развитие у обучающихся любви к форме и передаче наблюдаемых явлений окружающей действительности.
Цель дополнительной общеразвивающей образовательной программы по предмету «Скульптура»:
- обучение и приобщение детей к скульптурным произведениям, что позволяет прививать учащимся тягу к творчеству, развитию способностей, наблюдательности и зрительной памяти.
Задачи:
-
- приобретение сведений о пластических материалах;
- развитие творческого воображения;
- развитие наблюдательности и зрительной памяти;
- изучение основных принципов построения композиции в скульптуре;
- приобретение начальных профессиональных навыков работы (лепка из целого куска обеими руками, круговой обзор, отход от работы);
- приобретение обязательного в процессе работы навыка осмотра работы с расстояния — для осуществления сравнения выполняемого задания с натурой или для его кругового обзора;
- развитие и совершенствование у учащихся пластических навыков на основе усложнения заданий как натурных, так и композиционных;
- развитие способности творчески воспринимать окружающий мир, среду;
- развитие объемно-пространственного восприятия мира;
- развитие умения передавать строение человека и животных, их пропорции и движение в форме, доступной детям данного возраста;
- понятие о декоративности в скульптуре;
- освоение закономерностей изменения и построения формы в уплощенном пространстве двух планового рельефа;
- воспитание у детей понимания материала и любви к нему.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ:
Данная программа составлена с учетом географических условий северного региона, с учетом работы в разновозрастной группе обучающихся. Курс изучения скульптуры является ознакомительным с разделом в искусстве – скульптура, уделяется внимание приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям, изучению истории искусства и народных традиций.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
общеразвивающей образовательной программы: от 10 до 15 лет, в группах от 10-15 человек.
Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю. Время одного урока составляет 40 минут.
Сроки реализации программы по предмету «Скульптура» - рассчитана на два года обучения, общим объемом 68 часов.
Формы и режим занятий:
Основными видами обучения являются:- Лепка по памяти, по представлению, работа с натуры – длительные постановки, короткие этюды; объемные задания, чередуются с рельефными.
Формы занятий:
-простые: урок, беседа, экскурсия, творческие выставки одного обучающегося, отчетные выставки, обсуждение работ.
-составные: инсценированный урок, урок мастер-класс.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
В результате освоения предмета обучающиеся должны знать:
- знать виды и жанры скульптуры; - знать и применять в своих работах основные приемы лепки; - выстраивать композиционную и пластическую связь между предметами; - знать основных мастеров скульптуры как российских, так и зарубежных и их самые известные работы; - круговое движение форм в пространстве; - гармоничное соотношение объемов, равновесие масс; - выразительность силуэта и внутреннего пространства отверстий; - игра света и тени; - цельность композиции; - точная передача пропорций; - моделировка фактуры; - понятие пластичность и рельефность форм;
В результате освоения предмета обучающиеся должны уметь :
- уметь работать над композицией в рельефе; - обладать навыками работы с натуры понятие конструкции предметов; - уметь создавать грамотные, интересные и смелые творческие композиции с учетом полученных знаний; - уметь грамотно построить последовательность выполнения скульптурной работы; - работать двумя руками, лепить из целого куска; - соблюдать круговой обзор, отход от работы; - умение работать с эскизом и каркасом; - умение создавать художественный образ.
В течение всего периода обучения большое значение придается самостоятельной работе учащихся, сохранению его индивидуальности, умению самому находить типичные явления форме и пропорциях изображаемого, выбор метода обработки поверхности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы.
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения индивидуальных заданий.
Результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания)
Оценка уровня решения задачи, оценка теоретических знаний, оценка творческой индивидуальности, выдача свидетельства с оценками, награждение грамотами, дипломами.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения:
Вводные (в конце каждого занятия проводится просмотр работ учеников всего класса, ребята оценивают работы свои и работы одноклассников, проводится обсуждение работ педагогом, оцениваются работы).
Промежуточные (в конце каждой четверти педагогический коллектив школы просматривает работы каждого ученика, награждаются лучшие работы по предмету в каждой параллели, в конце полугодия проводятся контрольные работы).
Итоговые (годовые контрольные работы; дипломная работа).
Лучшие работы учащихся выставляются внутри школы и на выставках разного уровня, что является дополнительным стимулом для творческого роста.
В течение всего учебного процесса, проводится мониторинг обученности, анкетирование родителей и детей. А также проводятся педагогические беседы с родителями.
Критерии оценок по дисциплине «Скульптура»
Контроль знаний, умений и навыков происходит в ходе просмотра учебных работ.
Оценки выставляются с учетом индивидуальных способностей учащихся и в зависимости от степени решенных задач.
«Отлично»
- Задание выполнено в полном объеме, самостоятельно, задачи решены успешно;
- Работа выполнена последовательно;
- Форма предметов проанализирована;
- Пропорции переданы верно;
- Работа выразительна.
«Хорошо»
- Задание выполнено в полном объеме, самостоятельно, задачи решены успешно;
- Работа выполнена последовательно;
- Форма предметов проанализирована;
- Есть ошибки в передаче пропорций;
- Работа выразительна.
«Удовлетворительно»
- Задание выполнено в полном объеме, самостоятельно, задачи решены успешно;
- Работа выполнена последовательно;
- Форма предметов проанализирована;
- Есть ошибки в передаче пропорций;
- Работа невыразительна.
«Неудовлетворительно»
- Не все задачи решены;
- Нарушение в последовательности ведения работы;
- Форма предмета проанализирована;
- Есть ошибки в передаче пропорций;
- Работа невыразительна.
ПРОДОЛЖЕНИЕ - ПОД КНОПКОЙ "СКАЧАТЬ"
|