Тема: Зарисовки с натуры птиц (мягкий графический материал – сангина).
Цель: Зависимость выразительности образа птицы от его пространственного решения – выбора точки зрения, ракурса. Показать неразрывную связь человека и животного, сформировать понимание необходимости защищать и изучать природу; развитие дальнейшего совершенствование умений работы в графических техниках; воспитание аккуратности;
Материалы: лист, сангина (уголь), ластик, полотенце, мыло.
Зрительный ряд: набор картинок; рисунки учащихся; чучело птицы, набор открыток «Шульган таш», Давлеткильдиев «Баш.охотник на медведя», Тонконогий «Побег», Урядов Переправа Чапаевской дивизии через реку Белую у Красного яра».
Музыка: Гимн РБ, башкирские мелодии.
Словарная работа: анималист, сангина.
Ход урока:
I. Организационный момент. Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Урок ИЗО.
II. Введение. (Звучит гимн РБ – 1 минута) - Скажите, пожалуйста, что мы с вами сейчас прослушали? (гимн РБ) - Давайте, вспомним символику РБ. (флаг, герб) - Обратите внимание на герб РБ. Что здесь изображено? (орнамент, флаг, курай, всадник) - А скажите ребята, к какому событию или юбилею готовится наша республика? (450-летие добровольного вхождения Башкирии в состав России). - А теперь обратите внимание на этот герб. Герб какой страны? (Россия). - Назовите элементы герба России. (двуглавый орел, всадник на коне). - Что общего между 2-мя гербами? (всадник). - А есть ли отличие? (птица) - Как вы думаете, почему именно животные изображены в гербах. (Потому что животные всегда находились рядом с человеком). - А с каких пор они рядом с человеком? (с древних времен). - Откуда, это мы знаем? (древние люди рисовали животных) - Как вы думаете, чем они рисовали? (красная глина – это и есть сангина с которой мы сегодня будем рисовать). - Как мы уже с вами говорили, именно образ животного был первым и основным изображением в древнем мире. А что же было потом? (говорят учащиеся). - Хорошо ребята. Как мы называем художников, которые свое творчество посвятили изображению животных. (анималисты). - Каких художественных анималистов вы знаете? (Василий Ватагин, Илья Репин, Василий Суриков, Валентин Серов, М.Кукунов). - Обратите внимание на эти работы. Что вы видите? (животных). - Да, ребята, хотя среди башкирских художников нет анималистов-художников, но они часто обращаются к этой теме. Ведь не зря же мы говорили о том, что животные и друзья, и помощники людей. (знакомство с некоторыми работами)
III. Новая тема. - Сейчас мы с вами совершим заочное путешествие в музей природы нашего села (просмотр видеофильма). - Ребята, а вы догадались, что мы с вами будем рисовать? (животных) - Правильно. А именно птицу - тетерку (работа над чучелом).
2. Последовательность рисования (показ учителя)
IV. Практическая работа.
Задание: нарисовать птицу с натуры
Физминутка: Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем. Ноги вместе, ноги врозь, Заколачиваем гвоздь.
V. Анализ. Выставка работ.
VI. Оценка.
VII. Домашнее задание. Сделать наброски домашних животных.
|