Тема: Женские украшения. (по мотивам башкирских украшений, пластилин).
Цель: Продолжить формирование навыков и умений в создании украшений при помощи пластического материала, стилизация, «мелкий декор», композиция в мелкой пластине; Развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся; Воспитание аккуратности, усидчивости;
Материалы: пластилин, картон, доска;
Зрительный ряд: Набор «Народное ДПИ» (выпуск VI) Лист №№ 12, 13, 19, 22, 23, 24;
Литература: КБ – 6 класс; К.Р.Игбаев, Р.А.Хафизова, ДПИ башкир. Уфа с.30 А.Р.Хуснуллин Р.Б.Ахмеров. Об истоках ДПИ баш.народа. Уфа. В.С.Мавлетов. История и культура Башкортостана (хрестоматия) В.В.Волина. Занимательное азбуковедение. – М. Журнал. Башкортостан укытыусыhы. 11/2006 б.27
Муз.ряд: кассета «Башкирские мелодии», видеокассета № 1 «Кынгырау», «Башкирские украшения»
ТСО: магнитофон, телевизор, видеомагнитафон, видеокамера, фотоаппарат
Словарная работа: ДПИ.
Ход урока:
I. Организационный момент. а) Приветствие гостей. Вместе Хeйерле иртe , кунактар, хeйерле иртe ! Хeйерле булh ын, хeйерле Бoгoнгo уйзарыгыз! Уйзы тормошkа ашырh ын Hонeрле kулдарыгыз.
- Здравствуйте, садитесь!
Урок ИЗО. Ребята, я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке мы с вами достигли своих целей, вместе хорошо поработали и получили хороший результат.
б) Проверка рабочего места.
II. Повторение пройденного материала. Словарная работа. - Мы часто с вами говорили о ДПИ. Давайте вместе вспомним, что такое ДПИ. ДПИ – искусство изготовления бытовых предметов, которые обладают художественными качествами. Виды ДПИ: резьба по дереву; ковроткачество; плетение кружев; изготовление деревянной посуды; роспись; вышивание; изготовление изделий из кожи, соломы, бересты; лепка из глины; батик, гобелен, витраж; изготовление украшений – металлообработка; - Теперь подумайте и ответьте на вопрос: Умели ли наши прадеды изготавливать украшения? - Хорошо, ребята. Вот сегодня на уроке я хочу с вами поговорить именно о… (в это время музыка звучит веселая баш.музыка. Под музыку выбегают девочки и мальчики в нац. костюмах)
- Кызлар, егетлeр, эйдe уйныйбыз. - Эйдeгез, эйдeгез. Йoзек салышлы йoзек – 2 уйныйбыз. - Кемнен йoзеге бар. - Минеке, минеке. - Минеке дe. - О, Синеке тагы да матурырак. - Эйе. Минеке кашлы йoзек, эбиемнен булeге. Э минем алкамда шуна охшаган. - Яра, яра. Уйнык инде. - Мин йoзек салам. - Йoзек кашы кемдe. Синереп чык. - И тота алмадыну да. - E хeзер инде мин салам. Йoзек кемдe йогереп чык. - Гoльнурны тоттык. Йoзек Гoльнурда. - Жаза бирeбез, жаза бирeбез. - Жырласын. - Этeч булып кычкырсын. - Биесен, биесен. - Эйе, эйдe Гoльнур биесен. Музыка. (Гoльнур башнаруынды бию) балдак, подвески. - Карагыз эле егетлeр Гoльнур бигрeк матур бии. E белeзеге соn белeзеге. Ул чулпылары соn чулпылары. Кулындагы йoзге ничек ялтырый? - Эйе шул. Миnа ботен эйбердe килешеп тора. (Играет музыка, девочки и мальчики убегают, а Гульнур остается и любуется своими украшениями, и спохватывается, что другие ушли, и она убегает за ними.) - Ребята, а вы догадались о чем пойдет речь сегодня на уроке? (ответ учащихся) - Молодцы.
III. Знакомство с новым материалом.
Башкиры, исконные охотники и скотоводы, создавали свое предметное окружение из кожи и меха, из дерева и металла. Именно, в качестве материала для декоративно-прикладного украшения использовали в основном железо и серебро, реже медь и золото.
Металл: серебро, железо, медь, золото
Богатый растительный и животный мир родного края, красота окружающей природы питали творческую фантазию народа. Солнечная палитра природы Южного Урала, его цветовые контрасты определили яркий, теплый колорит произведений ДПИ башкир. А сейчас мы с вами просмотрим видеосюжет, совершим заочную экскурсию. В музеях Уфы и других городов России сохранилось множество предметов, которые являются образцами Д-П обработки металлов башкирами. Для изготовления украшений из металла применялась самая различная техника: штамповка, гравировка, чеканка, травление, насечка и т.д. Серебряными подвесками, бляшками обильно украшали женские нагрудники, головные уборы. Белый металл, т.е. серебро пользовался особым почитанием у башкир. Браслеты, кольца, серьги, косные подвески, бляхи для нагрудников и головных уборов, застежки изготавливали из серебра старинных монет, орнаментировались гравировкой и чеканкой. Наряду с серебром широко использовали коралл, сердолик, бирюзу, драгоценные и полудрагоценные камни. По представлениям башкир, железо, способно отгонять, отпугивать болезни, оберегать от несчастий. Серебряным изделиям приписывались иные свойства. К примеру, женщинам при доении кобылиц и коров полагалось надевать серебряные браслеты, это защищало от порчи и молоко, и животное, и саму женщину. Физминутка. Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы кружимся потом. Мы топаем ногами: Топ-топ-топ. Мы руки опускаем: Хлоп-хлоп-хлоп. Мы руки разведем И побежим потом.
IV. Самостоятельная работа учащихся. Давайте ребята сегодня мы с вами тоже станем мастерами и мастерицами металлообработки. И изготовим неповторимые, изящные, полны таинствами и фантазиями женские украшения. Только наш «металл» у нас будет более мягкий и послушный, чем у наших дедов и прадедов. 1. Повторение правил и гигиенических требований при работе с пластилином. 2. Проверка необходимых материалов. 3. Последовательность работы: - выбор украшений; - изготовление украшений; - оформление украшений.
V. Выставка работ «Башкортостан 450 Россия» А выставка у нас не простая, она приурочена к великой дате, к юбилею. Кто знает, что это за дата?
VI. Анализ работ.
VII. Оценка.
VIII. Итог урока. О чем мы с вами говорили сегодня на уроке? Что нового узнали? Из какого материала изготавливали украшения башкиры? Какие бывают женские украшения?
IX. Домашнее задание. Сделать из пластилина современные женские украшения.
Крепкого вам здоровья и успехов в работе.
|