Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение приобретения практических навыков лабораторного эксперимента в жизни человека в практике массового общего образования и, главным образом, в обучении выпускников старшей профильной школы. С началом XXI века становится очевидно, что компетентностные умения и навыки в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь будет связана с химией, они необходимы каждому человеку. Оборудование экспериментальной лаборатории стоит очень дорого и непосильно для обычной школы, поэтому, открыв профильный химико-биологический класс, в 2011 году Академический лицей заключил договор о совместной деятельности с государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский политехнический университет» (далее – ТПУ) на осуществление организационно-методических и практических мероприятий по комплексной подготовке старших классов лицея в системе непрерывного образования «Школа-университет» на базе учебных лабораторных Института физики высоких технологий. Программа предусматривает 18 часов в год по курсу органической химии для 10-го класса и 18 часов лабораторных занятий по общей химии для обучающихся 11-х классов. Лабораторный практикум разбит на четыре блочных занятия, то есть одно погружение в химический эксперимент в четверть. Оснащение учебных лабораторий позволяет проводить эксперимент под присмотром студентов и преподавателей со строгим соблюдением правил техники безопасности в вытяжных шкафах со сборкой необходимого оборудования по схемам и методичкам для получения ацетилена, ректификации этанола, возгонки бензойной кислоты, получения ацетона и пр. Работы выполняются в группах по два-три человека. Восторг обучающихся, например, вызывает лабораторная по получению сложного эфира с выделением его в чистом виде и подсчёте практического выхода реакции. Из-за различия в навыках, умении и старании получается большой разброс в практических результатах разных ученических групп. Уже после первого занятия заметно усиление мотивации к обучению, дисциплинированности (и не только на химии) и качества обучения: к концу учебного года рост составляет 30-40%. Лабораторные работы с белками и витаминами носят исследовательский характер, что формирует у обучающихся готовность и способность самостоятельно творчески осваивать и перестраивать различные способы деятельности в любой сфере естественных наук и на бытовом уровне в повседневной жизни.
Программа лабораторного практикума для 11-го класса позволяет углубленно изучить темы: «Скорость химических реакции», «Равновесие», «Амфотерность», «Гидролиз» и др. Итогом курса является работа по решению экспериментальных задач по пройденным темам, что также носит исследовательский характер. С технологиями химического производства наши обучающиеся знакомятся в корпусе модельных установок ИХН СО РАН, где их особо интересует возможность современной автоматизации и компьютеризации химических процессов. С новейшими научно-исследовательскими приборами (анализаторами, хроматографами, ЯМР, электронными микроскопами и т.д.) и реализацией их применения на практике старшеклассники знакомятся в физико-химических лабораториях ТНЦ СО РАН в рамках осуществляемого в лицее проекта «Индивидуализация образовательного процесса старшей профильной школы на основе интеграции научно-образовательного комплекса г.Томска и инновационного бизнеса».
С целью знакомства с основами современной аналитической биохимии ученики профильных химико-биологических классов обучаются наблюдать, описывать результаты, находить необходимую информацию, обсуждать результаты экспериментов, решать аналитические задачи и делать выводы в учебных лабораториях ТГПУ. В рамках элективных курсов ораганизуется лабораторный практикум по темам: «Определение некоторых биополлютантов», «Лекарственные препараты как объект химического анализа», «Определение аммиака в кожных смывах» и др. Демонстрация реакции Берга наглядно показывает присутствие молочной кислоты как продукта обмена веществ человеческого организма, которая проникает через кожные покровы. Эксперимент становится гораздо интереснее, если мы помоем руку в небольшом количестве воды и, добавив к этому смыву несколько капель хлорида железа, будем наблюдать канареечно-жёлтое окрашивание. Особый интерес у обучающихся вызывают работы, связанные с анализом пищевых продуктов: школьнику ближе и интереснее не абстрактные вещи, а то, что имеет к нему непосредственное отношение.Определение содержания витамина С в принесённых фруктах носит экспериментально-исследовательский характер, что способствует развитию творческих способностей, укрепляет интерес к учебному труду.
Химический эксперимент становится для большинства обучающихся средством познания и развития химического мышления, а для предметно-одарённых – способом развития профессиональных способностей, определяющих в совокупности траекторию перспектив развития химии в инновационном производстве или промышленных научно-внедренческих зонах.
Таким образом, Академический лицей участвует в реализации социального заказа в воспитании технических специалистов, способных быстро принимать грамотные решения в нестандартных ситуациях, постоянно овладевать дополнительными навыками практической деятельности, осваивать механизмы управления современной техникой, быть успешными во всём.
|