Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Антонятская основная общеобразовательная школа» деревни Антонята Карагайского муниципального района Пермского края.
Учитель Порошина Татьяна Станиславовна
УРОК «СИЛИКАТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»
Цель: дать понятие о силикатной промышленности, о производстве керамики, стекла, цемента. Показать применение этих материалов в народном хозяйстве.
Задачи: Развивать самостоятельность обучающихся в работе с текстовыми источниками информации.
Развивать познавательную активность, умение составлять и оформлять компьютерные презентации.
Оборудование: изделия из керамики стекла, фарфора; индивидуальные задания для трех групп; компьютеры для работы в группах; электронное приложение к методическому пособию «Уроки химии с применением информационных технологий. Неметаллы. 9 класс.»; проектор.
Форма урока: проблемно – поисковый.
Вступительное слово учителя: Ребята, урок у нас сегодня необычный. Мне нравится смотреть передачу «Квартирный вопрос». Однажды на сайте этой передачи я нашла просьбу – заявку. Очередной участник проекта просил построить дом из материалов содержащих соединения кремния. Давайте попробуем сами спроектировать такой дом. Что для этого нам необходимо? (учащиеся затрудняются ответить, т.к. не владеют необходимой информацией). Нам необходимы строительные материалы для возведения здания, сантехника для кухни, ванной и туалета, предметы дизайна для оформления комнат и бытовая техника. Я предлагаю вам разделиться на 3 группы и совместно выполнить задания проекта.
СИЛИКАТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ(15 мин)
Учащимся предлагается самостоятельная работа с электронной презентацией «Силикатная промышленность»(электронное приложение), статьей «Применение кремния» в §31(учебник О.С.Габриеляна «Химия 9 класс») и заполнить схему:
После заполнения схемы учащиеся проводят самопроверку по слайду и оценивают свою работу.
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ(15 мин.)
Сейчас у вас есть необходимые знания. Пора приступать к строительству. Нам нужны: бригада строителей (группа №1), бригада сантехников (группа №2), бригада дизайнеров (группа №3). Свою работу вы оформляете в виде нескольких слайдов(учащиеся умеют составлять презентации) или схемы на доске. Необходимую информацию, фотографии вы можете найти в учебнике, на диске, в интернете.
Группы получают задание:
Бригада строителей (группа №1)
Из чего можно построить
Фундамент __________________
Стены ________________________
Окна _________________________
Пол _________________________
Потолок ______________________
Крышу _______________________
Докажите, что все материалы содержат кремний?
Бригада сантехников (группа №2)
Оборудуйте ванную комнату, туалет, кухню.
Продумайте систему отопления.
Укажите, из каких материалов сделано ваше оборудование?
Докажите, что все материалы содержат кремний.
Бригада дизайнеров (группа №3)
Оформите внутреннее помещение.
Какую посуду Вы выберете?
Какие электробытовые приборы Вы используете?
Из каких материалов сделано ваше оборудование?
Докажите, что материалы состоят из кремния.
Отчет групп о проделанной работе (5-7 мин)
Полученные слайды размещаются в общей презентации. Учащиеся демонстрируют слайды и комментируют их, приводят формулы веществ, в которых содержится кремний.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
- Распределить образцы стеклянной посуды, фарфора, фаянса, плиток, кирпичей по группам: стекло, керамика, цемент(учащиеся должны сами догадаться на какие группы делить)
- Из стеклянных изделий выбрать хрустальные и обосновать свой выбор.
- Из керамических изделий выбрать фарфоровые и обосновать свой выбор.
- Учащиеся выполняют тест
Силикатная промышленность
Вопрос |
Ответ |
Варианты ответов |
1.Производством каких материалов
занимается силикатная
промышленность? |
|
1.Фарфор, пластмасса, резина
2.Стекло, керамика, цемент
3.Стекло, полиэтилен, бетон
4.Керамика, полиэтилен, пластмасса |
2.Какое соединение кремния входит
в состав большинства минералов? |
|
1.Оксид кремния
2.Силикагель
3.Кремниевая кислота
4.Бетон |
3.При производстве какого материала,
применяют выдувание, прокат? |
|
1.Фарфор
2.Фаянс
3.Стекло
4.Цемент |
4.Какой материал получают
в специальных вращающихся печах? |
|
1.Стекло
2.Цемент
3.Фарфор
4.Фаянс |
5.Какой материал получают из глины?
|
|
1.Стекло
2.Фаянс
3.Бетон
4.Цемент |
6.Из какого материала
изготавливают раковины? |
|
1.Стекло
2.Фаянс
3.Бетон
4.Цемент |
7.В каком изделии нет
соединений кремния?
|
|
1.Телевизор
2.Хрустальный бокал
3.Баскетбольный мяч
4.Радиоприемник |
8.В каком изделии есть кремний?
|
|
1.Колечко с алмазом
2.Серьги с янтарем
3.Подвеска с аметистом
4.Браслет с бриллиантами |
9.Какой минерал НЕ содержит кремний
|
|
1. каменный уголь
2. хрусталь
3. асбест
4. песок |
Ответы: 1)2; 2)1; 3)3; 4)2; 5)2; 6)2; 7)3; 8)3; 9)1.
Учащиеся проводят самопроверку и оценивают свою работу.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
На выбор
- Выполнить упр. 4
- Решить тест (если не успели на уроке)
- Заполнить таблицу
Производство стекла, керамики, цемента
Название материала |
Сырье |
Производство |
Применение |
Стекло |
|
|
|
Кирпичи |
|
|
|
Фаянс |
|
|
|
Фарфор |
|
|
|
Цемент |
|
|
|
РЕФЛЕКСИЯ
1. На уроке я работал активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок для меня показался коротким/длинным
4. За урок я устал/не устал
5. Мое настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/не понятен
7. Домашнее задание мне кажется легким/трудным;
интересным /не интересным
|