Цель урока: Повторить, обобщить и систематизировать полученные знания по теме: "Углеводы".
Задачи урока:
- Образовательные: обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий по теме; обобщить и систематизировать знания студентов об углеводах (их классификации, строении, свойствах, получении и биологической роли, значении), закрепить теоретические знания, (зависимость свойств веществ от их строения - наличия функциональных групп) и практические умения; умение применять полученные знания на практике.
- Развивающие: развивать логическое мышление, речь, способность обобщать, проводить сравнительный анализ, делать выводы, развивать навыки исследовательской работы - умение использовать химическую терминологию, наблюдать и описывать химический эксперимент, составлять уравнение реакций, работать со схемами, слайдами презентации, компьютером, с лабораторным оборудованием.
3) Воспитательные: Воспитание ответственного отношения к учебе, культуры общения, стремления к творческой, познавательной деятельности.
Тип урока: Урок – повторения, обобщения и систематизации полученных знаний.
Методы: Словесные, наглядные, практические, групповые, парные и индивидуальные формы работы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, реактивы – растворы глюкозы, фруктозы, аммиака, сульфата меди, щелочи натрия, йода, азотнокислого серебра; штатив, пробирки, спиртовка, спички, держатель, таблицы, чашки Петри, колбы, сахарная пудра, крахмал.
План урока:
- Организационный этап. Подготовка учащихся к активному и созидательному усвоению материала.
- Повторение, обобщение и систематизация материала.
- Фронтальный опрос
- «Что общего?»
- «Снежный ком»
- Работа по карточкам у доски
- Химический эксперимент
- Выполнение кроссенса
- «Верно» «Неверно»
- Этап подведения итогов и информирования учащихся о домашнем задании.
- Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент. (Мотивация. )
Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку являются слова французского психолога Жана Пиаже: «…Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозги. Достаточно заронить искру, огонь сам разгорится там, где для него есть пища»
Что же послужит пищей для нашего сегодняшнего урока?
- Перед вами 3 сосуда, наполненные солнечным светом, чистым воздухом и чистой водой.
- Попробуйте, из этих веществ получить крахмал и сахар.
- Вы ответите: нет, это из области фантастики.
Но оказывается – это вполне выполнимая задача: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного света и речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал и зерно, - он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений».
- О каком процессе идет речь? (Фотосинтезе)
- Кому принадлежит данное высказывание? (К.А.Тимирязеву)
- Какие вещества образуются в процессе фотосинтеза?
- Верно, УГЛЕВОДЫ.
Углеводы имеют важное значение природе, наряду с другими органическими веществами –
белками, жирами, нуклеиновыми кислотами. Но все же им отводится особая роль, так как
именно углеводы являются первоисточником всех органических веществ на нашей планете.
II. Анализ, закрепление и обобщение знаний учащихся по теме: "Углеводы". Фронтальный опрос слайды Для более полного понимания, обобщения и закрепления темы «Углеводы» предлагается ответить на ряд ключевых вопросов:
- Какие вещества называются углеводами и почему им было дано такое название?
- Назовите общую формулу углеводов?
- Какова роль глюкозы в жизненных процессах животных и человека?
- Поясните сущность процессов фотосинтеза и дыхания.
- Какие химические реакции для глюкозы и глицерина являются общими?
- Каковы особенности строения крахмала?
- Что образуется при гидролизе крахмала?
- Какие реакции характерны для сахарозы?
- Какие функции выполняют углеводы?
- Какова биологическая роль пентоз?
- Какие виды брожения глюкозы вам известны, укажите их практическое значение?
- Для дальнейшего продолжения урока студентам необходимо поработать со следуюшим слайдом «Что общего?»: определить – как все эти слова связаны с темой урока «Углеводы» и выполнить задание - заполнить схему «Классификация углеводов». Правильность заполнения проверяется на доске.
3) Чтобы вспомнить физические свойства углеводов, предлагаю ребятам игру «Снежный ком».
Задание №1
О каком веществе идет речь. Назовите его формулу.
- Это вещество является углеводом.
- Применяется в пищевой промышленности.
- Бесцветные кристаллы, сладкие на вкус.
- Дисахарид, при нагревании плавится с образованием карамели.
- Встречается во многих фруктах, плодах, ягодах, особенно велико содержание в сахарной свёкле и сахарном тростнике.
Задание №2
О каком веществе идет речь. Назовите его формулу.
- Это вещество является углеводом.
- Вещество белого цвета.
- Не растворяется в холодной воде.
- Даёт характерное с йодом окрашивание.
- В горячей воде набухает и образует клейстер.
Задание №3
О каком веществе идет речь. Назовите его формулу.
- Это вещество является углеводом.
- Кристаллы белого цвета, хорошо растворимые в воде и сладкие на вкус.
- Не подвергается гидролизу.
- Относится к классу альдегидоспиртов и даёт реакцию серебряного зеркала.
- Широко применяется в медицине в виде внутривенных иньекций.
4) Для повторения и обобщения знаний по химическим свойствам углеводов проводится работа по карточкам.
Ребята делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание (по жребию) и совместно проверяем.
Задание 1. Приведите уравнения реакций, в которых глюкоза проявляет:
А) Восстановительные свойства;
Б) Окислительные свойства.
Из одной тонны картофеля, содержащего в массовых долях 0,2 (20%) крахмала, получили Задание 2.100 литров этанола (плотность равна 0,8 г/см3). Сколько это составляет процентов по сравнению с теоретическим выходом?
Задание 3. Осуществить превращения:
5) Проведение химического эксперимента позволяет не только вспомнить, но и запомнить качественные реакции на отдельные углеводы, поэтому отправляемся в химическую лабораторию, но не забываем про осторожность и правила техники безопасности при выполнении опытов.
Задание №1
1. Сахарная пудра и крахмал. Распознать вещества при помощи химических реактивов. Составить уравнения протекающих реакций.
Задание №2
1. В пробирку , содержащую 1-2мл раствора сахарозы в воде, прилейте 1-2мл аммиачного раствора оксида серебра и нагрейте пробирку на кипящей водяной бане. Что наблюдается? Почему сахароза не даёт реакцию «серебряного зеркала»?
Задание №3
1. Даны растворы глюкозы и фруктозы. Как можно распознать каждый. Составить уравнения протекающих реакций.
По окончании работы спикеры каждой группы презентуют отчеты по проведенному эксперименту.
5) Для обобщения знаний по теме «Углеводы» выполним кроссенсы. Кроссенс – означает “пересечение смыслов”. Придуман в 2002 году авторами С. Фединым и В. Бусленко по аналогии со словом “кроссворд”, которое означает “пересечение слов”. Кроссенс представляет собой таблицу из 9 картинок. Необходимо найти ассоциативную связь между картинками. Видеоролик.
III. Закрепление материала учащимися проводится в форме выполнения задания «Верно-неверно» (Приложение 1) - среди предложенных утверждений выберите верные.
Ключ к заданию на доске, проверяют ребята методом самоконтроля.
Ответы (верные утверждения) :
вариант 1 – 1, 4, 9, 12, 13, 16, 18, 19;
вариант 2 – 2, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 16, 18, 20.
Выполнив задание, осуществляют его проверку, самоанализ, оценивают свои знания, делают общий вывод о биологической роли углеводов.
IV. Домашнее задание
Предложите способы получения крахмала и сахарозы в домашних условиях.
Подведение итогов. Оценка работы учащихся складывается из самооценки, оценок других учащихся, оценки учителя.
Рефлексия - лесенка «успеха».
|