Сегодня: 11.07.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Химия » Уроки, конспекты


План – конспект метапредметного урока химии в 10 классе по теме «Ароматические углеводороды, или арены. Бензол.»

СКАЧАТЬ (582.7 Kb) 17.04.2020, 13:06
Конопкина Татьяна Николаевна
учитель химии и биологии, Вечерняя (сменная) школа №7. г. Ульяновска
Предмет Химия
Раздел Углеводороды и их природные источники
Базовый учебник Габриелян О.С. Химия. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков. – М. : Просвещение, 2019

Тема урока Ароматические углеводороды, или арены

Место урока в теме Пятый урок

Тип урока Урок усвоения нового материала

Образовательные ресурсы Учебник химии для 10 класса, компьютерная презентация, шаростержневая и объемная модели строения молекулы бензола, технический растворитель «Сольвент, содержащий арены, йод, бензол, бромная вода, раствор перманганата калия, для группы учащихся: лист бумаги 60 х 60, восковые мелки для подписей, графические организаторы «Причина – следствие» (каждый на трети или четверти листа А4), клей

Цель урока Обеспечить понимание и запоминание учащимися характеристики ароматических углеводородов на примере бензола в ходе проектной деятельности по выявлению причинно-следственных связей

Задачи урока
Предметные:
1. Умение характеризовать изученные классы органических соединений, химические реакции.
Метапредметные:
1. Владение основными интеллектуальными операциями (выявление причинно-следственных связей).
2. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности:
- аналитическое чтение – критическое изучение содержания текста с целью его глубокого осмысления, сопровождающееся составлением структурно-логических схем;
- изготовление химического информационного продукта и его презентация.
3. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
4. Умение осуществлять самоконтроль и взаимооценку работы одноклассников.
Формируемые понятия Ароматические углеводороды, или арены, бензольное кольцо, полуторная связь, бензол, реакция нитрования, экстракция

План урока
1. Организационный этап.
2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний и умений.
3. Этап усвоения новых знаний и умений.
4. Этап закрепления новых знаний и умений.
5. Этап рефлексии.
6. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Метапредметная карта урока

Этапы урока УУД, которое осваивают обучающиеся и уровень освоения Ориентировочная основа действия освоения УУД Деятельность учителя
Деятельность ученика
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний и умений. На уровне понимания:
1. Владение основными интеллектуальными операциями (выявление причинно-следственных связей). Задается связующим причину и следствие словом поэтому.
При проверке домашнего задания предлагает достроить окончания утверждений после слова поэтому (устно), во время показа утверждений на слайдах презентации.
Достраивают окончания утверждений после слова поэтому (устно).
Проводят самоконтроль достроенных утверждений по приготовленным учителем слайдам презентации.

На уровне узнавания:
1. Владение основными интеллектуальными операциями (выявление причинно-следственных связей). Причина – это побудительное начало; то, что порождает другое или вызывает в нем изменения.
Следствие – это то, что с необходимостью вытекает из другого. Подводящий к узнаванию в примерах и формулировке определений понятий «причина» и «следствие» диалог. Узнают по приведенным учителем примерам из жизни причинно-следственные отношения, выстраивают в подводящем диалоге определения понятий «причина» и «следствие».

III. Этап усвоения новых знаний и умений
На уровне воспроизведения:
2. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности:
- аналитическое чтение – критическое изучение содержания текста с целью его глубокого осмысления, сопровождающееся составлением структурно-логических схем;
- изготовление химического информационного продукта и его презентация.
Графические организаторы «Причина – следствие». Предлагает в ходе урока осуществить учебный проект «Закон причины и следствия в строении, свойствах, применении бензола».
Объединяются в группы по 4 учащихся за двумя соседними партами. Анализируют текст, выбирают для записи примеры причинно-следственных отношений в строении, свойствах, применении бензола, заполняют графические организаторы «Причина-следствие». Изготавливают графический конспект по теме проекта и представляют его перед классом.

На уровне применения:
3. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
Задается и проверяется критериями, заданными в оценочном листе групповой проектной работы. Предлагает оценить умение общаться в группе согласно критериям, сформулированным в выданном оценочном листе. Оценивают умение общаться в группе согласно критериям, сформулированным в выданном оценочном листе работы по проекту.
IV. Этап закрепления новых знаний и умений.
На уровне применения:
1. Владение основными интеллектуальными операциями (выявление причинно-следственных связей). Ориентировочная основа действия освоения УУД задается формулировкой задания – построением прогнозов. Предлагает в игровой форме работы «Бюро прогнозов» командам учащихся (в том же составе – 4 учащихся) выполнить задания по принципу: какая команда первая. Обсуждают выполнение заданий в группе, спикер представляет ответ. Отвечает команда первой справившаяся с заданием.
V. Рефлексия На уровне применения:
4. Умение осуществлять самоконтроль и самооценку.
Вопросы учителя. Констатирующий выполнение цели, задач, плана диалог. Отвечают на вопросы

VI. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. На уровне творчества:
2. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности:
- изготовление химического информационного продукта. Тема притчи или сказки. Предлагает с целью развить свои творческие способности сочинить притчу или сказку о причине и следствии. С целью развить свои творческие способности сочиняют притчу или сказку о причине и следствии.

Ход урока

I. Организационный этап

Учитель: Рада видеть всех вас!

II. Этап подготовки к активному сознательному усвоению знаний и умений

Учитель: Сегодня на уроке мы обратимся к закону, который является основным законом нашей жизни, а в химии позволяет осознанно познавать свойства веществ. Этот закон пронизывает все содержание нашего учебника химии. Мы не обращаем должного внимания на действие этого закона в нашей жизни, а он обеспечивает любое финансовое процветание и благополучие, семейное спокойствие и успех в делах, в школьных в том числе, и своими неудачами мы тоже обязаны ему. Этот закон сформулирован в Библии и обоснован древним Аристотелем. Вы готовы его назвать? Тогда в поисках его названия проверим знание домашнего задания следующим образом: закончите предложения (учитель выводит на экран начала предложений, а после высказываний учащихся и ответ на него для самопроверки).
Учащиеся: Предлагают окончания предложений. (Начало каждого утверждение выводится на экран на отдельном слайде презентации и после получения ответа от учащихся дополняется одним кликом по слайду заготовкой для самопроверки).
1. В молекуле ацетилена всего 2 атома углерода С и 2 тома водорода, поэтому … (между атомами углерода тройная связь).
2. К алкинам относятся вещества с молекулярными формулами С2Н2, С3Н4, С4Н6, С5Н8, поэтому … (общая формула алкинов СnH2n-2).
3. Алкины обесцвечивают бромную воду, поэтому … (бромную воду используют в качестве индикатора на алкины).
4. Одновалентный радикал этилена СН2=СН – носит название винил в хлорэтене СН2=СНCl, поэтому … (хлорэтен еще называют винилхлорид).
5. Ацетилен имеет тройную связь, поэтому … (его молекулярная формула С2Н2).
6. М.Г. Кучеров открыл реакцию гидратации ацетилена, предложив для проведения этого процесса использовать в качестве катализатора соли ртути (II), поэтому … (реакция гидратации ацетилена в присутствии солей ртути (II) носит название реакции Кучерова).
7. Соли ртути (II) в реакции Кучерова токсичны, поэтому … (получение уксусного альдегида по реакции Кучерова было вытеснено Вакер-процессом – получение ацетальдегида прямым окислением этилена в присутствии катализатора – хлорида ванадия (II).
8. Ацетилен и его производные вступают в реакции полимеризации, поэтому … (ацетилен используют в производстве синтетического каучука, поливинилхлорида и других полимеров).
Учитель: Как следует назвать то, что записано в данных утверждениях до слова ПОЭТОМУ?
Учащиеся: Причина.
Учитель: Как следует назвать то, что записано в данных утверждениях после слова ПОЭТОМУ?
Учащиеся: Следствие.
Учитель: Сейчас вы можете назвать этот закон?
В жизни он выглядит так:



Учащиеся: Закон причины и следствия.
Учитель: Как вы определите понятия «причина» и «следствие» в этом законе?
Учащиеся: Причина – это побудительное начало; то, что порождает другое или вызывает в нем изменения.
Следствие – это то, что с неизбежностью вытекает из другого.
Учитель: Любое финансовое процветание и благополучие, семейное спокойствие и успех в делах, бизнесе есть не что иное, как следствие конкретных причин, после свершения определенных действий.
Еще Аристотель утверждал, что Вселенная имеет упорядоченную систему, не меняющуюся с истечением времени. Уверял, что множество или одна причина имеет обязательные следствия. А также любая причина повлечет конкретное следствие.
Основываясь на утверждении Аристотеля выдающие люди планеты достигли успехов в медицине, науке, философии, искусстве, по развитию технологии, военном деле и т. д. Закон причины и следствия – двигатель прогресса человечества
А как закон записан в Библии? Что посеешь….
Учащиеся: – то и пожнешь
Учитель: А что этот закон делает со знаниями по химии? Обратимся к составленным вами утверждениям.
Учащиеся: Устанавливает причинно-следственные связи, которые делают понятным строение молекулы вещества, его свойства и применение.

III. Этап усвоения новых знаний и умений

Учитель: А ведь понять и запомнить строение молекулы вещества, его свойства и применение – это цель каждого урока химии. Знание свойств веществ облегчает человеку обращение с ними и безопасность, делает нашу жизнь комфортной. Поэтому предлагаю на этом уроке изучить новое вещество в ходе учебного проекта «Закон причины и следствия в строении, свойствах, применении бензола».
Цель проекта: Изучить свойства бензола через выявление причинно-следственных связей в строении молекулы, его свойств и применения для облегчения понимания и запоминания.
Задачи проекта:
1. Аналитическое чтение в учебнике параграфа «Ароматические углеводороды, или арены».
2. Найти в тексте информацию, позволяющую составить утверждения, устанавливающие причинно-следственные связи в строении, свойствах, применении бензола.
3. Использовать графические организаторы для отражения в них причинно-следственных связей каждого утверждения.

Графические организаторы «Причина – следствие»

Причина – это побудительное начало; то, что порождает другое или вызывает в нем изменения.
Следствие – это то, что с неизбежностью вытекает из другого.



4. Заполненные графические организаторы объединить в группы под своими заголовками в соответствии с темой проекта
5. Из заполненных графических организаторов «Причина – следствие» создать графический конспект под заголовком «Закон причины и следствия в строении, свойствах, применении бензола» (для этого есть лист бумаги 50х50, клей для наклеивания графических организаторов на лист, восковые мелки для быстроты записи заголовков):
1) Группы №1 – для оформления отчета по проекту «Закон причины и следствия в строении, свойствах, применении бензола».
2) Группы №2 - для размещения на стенде в кабинете химии «Сегодня на уроке».
3) Группы №3 – для размещения в книге «Химия в схемах и таблицах».
4) Группы №4 – для размещения в журнале «Химия в школе».
Учащиеся: (Ожидаемый результат – составленный учащимися графический конспект из 6 разделов; строение, номенклатура, получение, физические свойства, химические свойства, применение бензола).
Проект

Закон причины и следствия в строении, свойствах, применении бензола

1. Строение бензола.





Учитель: (Демонстрирует шаростержневую и объемную модели молекулы бензола).



Учитель: Предскажите, что произойдет, если в одну пробирку с бензолом прилить – 2 мл раствора бромной воды, в другую – 2 мл раствора перманганата калия.
Учащиеся: Изменение окраски реагентов не произойдет.
Учитель: (Демонстрирует опыты: в одну пробирку с бензолом приливает – 2 мл раствора бромной воды, в другую – 2 мл раствора перманганата калия). Изменение окраски реагентов не происходит.

2. Номенклатура бензола.



3. Получение бензола.



4. Физические свойства бензола.



5. Химические свойства бензола.




6. Применение бензола.



Учитель: Подведем итоги проектной деятельности.
Учащиеся: Выступает спикер первой групп. Во время выступления первой группы другие группы отметят в своих графических конспектах однотипные причинно-следственные связи и названия разделов, на которые поделен конспект, их спикеры в выступлениях сообщат только об отличиях в конспектах группы. Защищающие проект у доски получают оценку (по пятибалльной системе) за оформление конспекта, размещенного на классной доске, и за само выступление.
Учитель: Раздает оценочные листы для оценки работы группы по проекту «Закон причины и следствия в строении, свойствах, применении бензола».

Оценка работы групп по проекту
«Закон причины и следствия в строении, свойствах, применении бензола»

Универсальные умения Номы владение универсальным умением в баллах Баллы, набранные группой
1. Владение основными интеллектуальными операциями (выявление причинно-следственных связей).
Общее число выявленных причинно-следственных отношений (по числу заполненных графических организаторов «Причина-следствие») – 12 баллов, 1 баллу за каждый


2. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности:

- аналитическое чтение – критическое изучение содержания текста с целью его глубокого осмысления, сопровождающееся составлением структурно-логических схем; Число «сложных» выявленных причинно-следственных отношений (по числу («сложных» заполненных графических организаторов «Причина-следствие – организаторов, имеющих более 1 причины или более 1 следствия) – 5 баллов
Число заголовков для разделов графического конспекта (1 баллу за каждый):
1. Номенклатура бензола.
2. Строение бензола.
3. Физические свойства бензола.
4. Химические свойства бензола.
5. Получение бензола.
6. Применение бензола

- изготовление химического информационного продукта и его презентация Оформление графического конспекта (максимально – 5 баллов).
Выступление спикера группы – максимально 5 баллов.
3. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты. Максимально – 5 баллов
1. Распределили роли: координатор, спикер, исполнители
2. Не перебивали друг друга.
3. Распределяли задания для каждого члена группы.
4. Не отказывались выполнять порученную работу.
5. старались достигнуть компромисса при принятии решений.
ИТОГО
Каждый желающий из группы поднимет руку для выставления учителем оценки в журнал. 33 балла
30 – 33 балла – оценка 5
23 – 32 балла – оценка 4
17 – 22 балла – оценка 3

Учащиеся: Заполняют оценочные листы и заявляют о своем желании выставить оценку в журнал.
Учитель: Выставляет в классный журнал оценки за проектную деятельность на уроке по желанию учащихся.

IV. Этап закрепления новых знаний и умений

Учитель: Повысим уровень работы по определению принно-следственных отношений. Если в проекте вы составляли причинно-следственные связи, читая текст, то в следующих заданиях информации в тексте вы не найдете, необходимо привлечь разносторонние знания.
Работает «Бюро прогнозов». Работаем в тех же группах, на тех же условиях – за правильный ответ – 1 балл каждому.
Задание 1. Что может произойти, если...
1) В молекуле бензола образуется полуторная связь



Учащиеся:
Бензол вступает в реакции замещения и присоединения.

2) В пробирку нальем 2 мл воды и добавим 5-6 капель йодной настойки, а затем прильем в пробирку 2 мл растворителя «Сольвент», содержащего вещества – аналоги бензола, встряхните пробирку.
Учащиеся:
Водный раствор обесцветится, органический слой окрасится в бурый цвет, произойдет экстракция йода в органический растворитель.

Задание 2. Почему это происходит?
Вдыхание паров бензола приводит к обмороку, поражению мозга, печени. Бензол раздражает кожу и ее следует вымыть теплой водой. Одежду немедленно снять и постирать.
Учащиеся:
Бензол токсичен.

Задание 3. Почему это происходит?
Сначала вычисли, потом ответь.

Вещества С2Н6 С2Н4 С2Н2 С6Н6
Процентное содержание углерода С в молекуле ? ? ? ?
Пламя Бледно-голубое Красноватое Коптящее ?

Учащиеся:
В ряду С2Н6 → С2Н4→ С2Н2 увеличивается массовая доля углерода в молекулах веществ.

Задание 4. Почему это происходит?
Бензол является первым шагом к промышленному получению красителя анилина
С6Н5NO2 + 6[Н] → С6Н5NН2 + 2Н2O (реакция Зинина)
Учащиеся:
Бензол вступает в реакцию замещения с концентрированной азотной кислотой
С6Н6 + HNO3→ С6Н5NO2 + Н2O с образованием нитробензола.

V. Этап рефлексии

Учитель: Можно сказать, что мы выполнили цель и задачи урока?
Учащиеся: Да.
Учитель: Что служит доказательством этого?
Учащиеся: Мы выполнили цель и задачи урока, так как составили, графический конспект «Закон причины и следствия в строении, свойствах, применении бензола», в котором выявили причинно-следственные отношения в строении, свойствах, применении бензола и на их основе можем дать характеристику бензолу.
Учитель: Как вы определите для себя уровень развития умения определять причинно-следственные связи?
Учащиеся: Суммируем баллы за выполненные задания на установление причинно-следственных отношений и сравним с эталоном.

VI. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выполнить задания на выбор:
1) §7, №1-6 на с.44.
2) §7, №7 на с.44 – составить и заполнить обобщающую таблицу по теме «Углеводороды».
3) С целью развить свои творческие способности сочинить притчу или сказку о причине и следствии.

Использованная литература

1. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Универсальные учебные действия: теория и практика проектирования : научно-методическое пособие / науч. ред. М.Р. Битянова. – Самара : Издательский дом «Федоров», 2017.
2. Габриелян О.С. Химия. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков. – М. : Просвещение, 2019.
3. Пировских Н.П. Технология формирования общеучебных действий в соответствии с ФГОС. 5-11 классы / авт.-сост. Н.П. Пировских. – Волгоград : Учитель, 2017.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Taniana
Просмотров: 87 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 11.07.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог