Сегодня: 17.01.2021
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Классному руководителю » Другое


Статья Теоретическое обоснование коллективных творческих дел,направленных на оптимизацию самооценки старших подростков в классном коллективе

СКАЧАТЬ (234.0 Kb) 26.10.2012, 23:58
Шерстобитова Ирина Владимировна
воспитатель, МБДОУ №24 г.Архангельск

Шерстобитова Ирина Владимировна

Воспитатель МБДОУ №24 г. Архангельск

Теоретическое обоснование коллективных творческих дел, направленных на оптимизацию самооценки старших подростков в классном коллективе

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет активность личности, отношение её к себе и другим людям. Формирование самооценки зависит не только от самой личности, но и от людей, которые эту личность окружают.

У старшеклассников самооценка может проявляться на разных уровнях: адекватном, высоком и низком, это зависит от условий среды, в которой развивается подросток: семья, школа, общество. Поскольку у старших подростков ведущим видом деятельности остается общение со сверстниками, то именно сверстники оказывают большое влияние на развитие личности подростка, а значит и на его самооценку. Взаимоотношения старшеклассника со сверстниками могут быть как положительными, так и отрицательными, вторые не удовлетворяют потребности подростка в уважении и понимании его со стороны товарищей, появляется чувство личного дискомфорта, в таких условиях самооценка подростка становится низкой. Для решения данной проблемы необходимо в группе подростков создать позитивные условия. Именно поэтому в группе старших подростков было решено реализовать комплекс коллективных творческих дел (КТД), который будет способствовать оптимизации самооценки старшеклассников, повышению уровня их коммуникативных и организаторских способностей.

Использование коллективного творческого дела в группе старших подростков даёт возможность проявить самостоятельность, организаторские и коммуникативные способности каждому школьнику с разным уровнем подготовки. В коллективной деятельности старший подросток учится работать в коллективе, общаться с окружающими, оказывать им помощь и сам получает поддержку.

В процессе подготовки и реализации каждого коллективного творческого дела участники группы взаимодействуют друг с другом, оценивают себя и товарищей. В таких условиях многое зависит от социометрического статуса подростка в группе и от его самооценки. Социометрический статус характеризует индивидуальные свойства личности, такие как коммуникативность, агрессивность, социальную активность, отношение к окружающему миру. Положительный социометрический статус характеризует положительную лидерскую позицию члена группы, а отрицательный социометрический статус указывает на то, что  поведение старшеклассника не принимается другими членами группы. Старшему подростку с отрицательным статусом необходима помощь взрослого специалиста и самого классного коллектива. Например, подростка нужно как можно чаще включать в дела класса, в коллективную работу, где благоприятные условия будут способствовать раскрытию личности подростка в глазах одноклассников с положительной стороны. Следовательно, уровень самооценки старшего подростка будет оптимизироваться (подросток способен дать адекватную оценку себе и своим возможностям), так же будут развиваться коммуникативные и  организаторские способности учащихся.

Второе не менее важное свойство личности, от которого зависит отношение подростка к окружающим, его общение с ними, это самооценка, формирование которой происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Таким образом, социум (семья, классный коллектив) в значительной степени влияет на формирование самооценки личности, это влияние может осуществляться через общение с подростком, через оценку его действий по отношение к чему-либо, через отношение окружающих к его интересам и т.д. В подростковом возрасте ведущим видом деятельности является общение со сверстниками, следовательно, мнение значимой для старшеклассника группы (в основном этой группой является классный коллектив) будет влиять на его самооценку, повышая её или понижая. Непосредственное общение происходит при взаимодействии старшего подростка с товарищами, а для эффективности такого взаимодействия в классе необходимо создавать условия для коллективной работы учащихся. Именно поэтому в экспериментальной работе было решено в группе старших подростков реализовать комплекс коллективных творческих дел. Предложенная форма творческой деятельности наиболее полно отвечает принципам личностно-ориентированного образования, так как создаются условия для развития личного потенциала подростков, проявления их личностных качеств, делается акцент на индивидуальных целях и задачах, а анализ коллективного дела помогает оценить роль каждого в нём, всё это позволяет достичь оптимального результата.

На преобразующем этапе работа с экспериментальным классом строилась на основе использования комплекса коллективных творческих дел: «Изучение истории школы», посвященное юбилею общеобразовательного учреждения; «Мир увлечений 9 «А» класса»; «Поговорим о дружбе».

Отметим, что на следующий день после проведения познавательного коллективного творческого дела «История школы» учащимся экспериментального класса было предложено написать сочинение на тему «Мой класс», с целью определения их эмоционального отношения к сложившимся взаимоотношениям в классе. Сочинение должно было состоять  из несколько предложений о том, каким старшие подростки видят свой класс, что им нравиться в нем, а что нет, какими делами они любят заниматься с одноклассниками.

После обработки текстов общая картина межличностных отношений  в данном классе сложилась положительная. 90% учащихся написали, что их класс стал дружней, сплочённей благодаря проведенному коллективному делу. Старшим подросткам понравилось работать над одним общим делом, договариваясь и распределяя обязанности между собой, это подтверждают  отзывы учащихся: «Мне понравилось, что каждый из нас был ответственный за какое-либо дело…», «Мы проделали огромную работу при подготовке к КТД…», «Я очень рад, что смог помочь классу в оформлении стенгазеты…».  В сочинениях были использованы слова с положительной эмоциональной окраской: «дружный», «весёлый», «творческий» и т.д. В сочинениях старшеклассников, самооценка и социометрический статус которых по результатам исследования были неблагоприятными, так же прослеживался положительный настрой к классу, два подростка написали, что проведенное коллективное дело помогло им раскрыть свои способности в классе, преодолеть свой страх выступать перед одноклассниками, доказывать свою точку зрения в коллективе.

 Наблюдения позволили подтвердить улучшения в характере отношений старших подростков. Ребята в экспериментальном классе стали уважительно относиться к «непопулярным» одноклассникам, обращаться к ним за помощью и предлагать свою помощь, прислушиваться к их мнению, наметилась положительная тенденция к сплочению коллектива. Кроме этого, по окончанию двух последующих КТД «Мир увлечений 9 «А» класса» и «Поговорим о дружбе» с целью выявления отношения учащихся к классу в целом, подросткам была предложена методика «Незаконченное предложение», где задания были составлены с учетом того, что для старших подростков наиболее значимой является система отношений со сверстниками. Например, учащимся предлагалось продолжить такие предложения как: «Участие в общем деле дало мне…»; «Благодаря КТД я узнал, что…»; «Принимая участие в коллективной работе, я испытал чувство…»; «Думаю, что со своей ролью в коллективной работе я… потому что…»; «Больше всего мне понравилось…»; «Больше всего мне не понравилось…»; «Во время КТД мои одноклассники…»; «Сегодня я узнал, что…» и др.

По результатам проведенных методик можно говорить о том, что все три коллективных творческих дела понравились старшеклассникам, на заключительных этапах КТД старшеклассники словесно благодарили друг друга за мероприятия, делились впечатлениями, которые сопровождались положительными эмоциями. Отметим, что за время проведения творческих дел в рабочих группах не возникло ни одного конфликта между участниками, старшие подростки находили компромиссы, обращались за советом к педагогу при решении задач. В ближайшей перспективе учащиеся экспериментальной группы совместно  наметили организовать и провести общешкольный конкурс «Лучший класс», на данный конкурс подростков  вдохновила деловая игра «Поговорим о дружбе».

С целью оценки эффективности реализованного комплекса КТД в экспериментальном классе старших подростков на контрольном этапе  был повторно проведен комплекс методов и методик: метод социометрических измерений (социометрия), метод анкетирования (методика КОС-2), методика изучения уровня общей самооценки Г.Н.Казанцевой, метод включенного педагогического наблюдения.

После реализованного комплекса коллективных творческих дел результаты социометрического исследования в группе старших подростков изменились. Процентное соотношение социометрических статусов диагностического и контрольного этапа проиллюстрировано в виде Диаграммы 1, из которой видим, что «лидеров» в классе стало больше на 1 человека (мальчик), статус которого по результатам первичной диагностики был «звезда». Кроме того, на 27% увеличилось в экспериментальной группе учащихся со статусом «принятых», куда вошли старшие подростки, статус которых был ранее «непринятые» (5 человек) и «отверженные» (2 человека). Мальчик, статус которого по результатам первичной диагностики был «отверженный» не попал в группу «принятые», его статус изменился на «непринятый», он получил 3 «+» и 38 «-» выборов, предполагаем, что данные результаты связаны с недостаточной инициативой подростка в общении со сверстниками. Следовательно, учащихся со статусом «отверженные» на контрольном этапе в экспериментальной группе не выявлено, что является одним из показателей эффективности преобразующего этапа.


Диаграмма 1


        Примечание: синий столбец – результаты первичной диагностики; красный столбец – результаты вторичной диагностики социометрического статуса старших подростков.

По результатам повторного исследования коммуникативных и организаторских способностей старших подростков в экспериментальном классе выявлено следующее:

- у 4-х учащихся низкий уровень проявления коммуникативных способностей изменился на средний уровень (3 человека) и ниже среднего (1 человек). Отметим, что социометрические статусы этих подростков по результатам повторного диагностирования изменились с «отверженных» (2 человека) на «принятый», «непринятый»  и «непринятые» (2 человека) на «принятые».

- у 4-х учащихся изменился уровень проявления организаторских способностей. Трое учащихся, социометрический статус которых был «отверженные», попали в группы «непринятые» (мальчик) и «принятые» (мальчик и девочка) и организаторские способности в коллективе стали проявлять на среднем (мальчики) и ниже среднего уровне (девочка), а по результатам первичной диагностики данные способности прослеживались у них на низком уровне. Кроме того, у 1-го учащегося, статус которого в коллективе «принятый», уровень проявления организаторских способностей повысился со среднего до высокого, а уровень коммуникативных способностей остался на среднем уровне. Мальчик во время подготовки и реализации коллективных дел показал себя активной, инициативной личностью.

- у остальных учащихся экспериментального класса (18 человек) уровень проявления коммуникативных и организаторских способностей после проведения комплекса КТД не изменился. Но отметим, что среди них нет учащихся с низким уровнем проявления данных способностей.

Процентное соотношение уровней коммуникативных и организаторских способностей старших подростков проиллюстрировано в Диаграмме 2.


Диаграмма 2


       Примечание:синий и зелёный столбцы - коммуникативные способности первичной и вторичной диагностики; красный и фиолетовый столбцы - организаторские способности первичной и вторичной диагностики старших подростков.

Результаты повторного исследования самооценки старших подростков в экспериментальной группе можно посмотреть в Таблицах 1 и 2, из которых видно, что у 18 из 22 учащихся уровень самооценки находится на оптимальном уровне. По результатам первичного исследования самооценки старших подростков было выявлено 13 учащихся с оптимальным уровнем самооценки, это говорит о том, что после проведенного комплекса КТД в классном коллективе у 5 учащихся самооценка оптимизировалась. Отметим, что в эту группу вошли учащиеся (2 человека мальчик, девочка), социометрический статус которых по результатам первичной диагностики был «отверженные». Кроме этого, у этих подростков повысился уровень проявления как коммуникативных, так и организаторских способностей в классном коллективе. Ребята были ответственные за свои рабочие группы, на этапах коллективного планирования КТД предлагали свои идеи. У 1-го учащегося, статус которого изменился с «отверженного» на «принятый», самооценка осталась завышенная. Мальчик проявляет высокий уровень коммуникативных способностей, в коллективных делах считается с мнением сверстников. Как организатор старший подросток проявил себя на среднем уровне, он принимал активное участие в распределении обязанностей между рабочими группами, но менее активно предлагал идеи в процессе коллективного планирования КТД. Кроме этого мальчика в классе были ещё 3-ое учащихся с завышенной самооценкой, причём социометрический статус по результатам первичной диагностики был у всех разный: «звезда» (мальчик), «непринятый» (девочка) «принятый» (мальчик). После реализованных коллективных дел в классе самооценка данных подростков оптимизировалась. В процессе подготовки и проведения КТД ребята активно общались с товарищами, проявляли инициативу в оформлении стенгазеты и стенда, придумывали сценарий для деловой игры, помогали другим сверстникам в решении задач, т.е. проявили себя хорошими организаторами.

Таким образом, сравнивая результаты диагностического и контрольного этапов экспериментальной программы можно проследить положительные изменения уровня самооценки старших подростков в классном коллективе (до реализации КТД у 41% учащихся неадекватный уровень самооценки, после проведения КТД у 18% учащихся неадекватная самооценка). Следовательно, разработанный комплекс коллективных творческих дел в классном коллективе способствовал оптимизации самооценки старших подростков.


 Таблица 1

 

Сводная таблица результатов констатирующего эксперимента


Таблица 2

 

Сводная таблица результатов формирующего эксперимента

 

Аннотация

В данной статье автор раскрывает такие понятия как социометрический статус старшего подростка, его самооценка. Помимо этого, автор рассказывает о том, как коллективное творческое дело в классе старших подростков может оптимизировать самооценку учащихся. В статье приведены результаты педагогического исследования, которые можно наглядно увидеть на диаграммах. Данная статья может быть полезна классным руководителям в ОУ, а так же социальному педагогу и психологу в работе со старшими подростками.


Автор работы: Шерстобитова Ирина Владимировна

Воспитатель (стаж работы 2 года), МБДОУ №24 г.Архангельск

Магистрант I курса по направлению «Социальное взаимодействие в образовании Евро - Арктического региона», САФУ имени М.В. Ломоносова, институт педагогики и психологии.

Полностью ознакомиться с материалом можно, нажав на "кнопку" скачать



Категория: Другое | Добавил: irinasherstobitova
Просмотров: 2155 | Загрузок: 200 | Рейтинг: 5.0/2

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!



Журнал для педагогов


Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


© 2012 - 2021 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.01.2021

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог