Сегодня: 24.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Классному руководителю » Другое


«Роль преподавателя ДШИ в воспитании гражданина и патриота России»

03.08.2019, 00:02
Ицкович Елена Леонидовна
Преподаватель, методист, МБУ ДО детская школа искусств им. Г.И. Бабко г. Кирово-Чепецка Кировской области
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детская школа искусств имени Г.И. Бабко
города Кирово-Чепецка Кировской области

«Роль преподавателя ДШИ в воспитании гражданина и патриота России»
(из опыта работы)

Подготовила:
Почетный работник
общего образования РФ
Ицкович Елена Леонидовна,
методист,
заведующая отделением
струнных народных инструментов,
преподаватель
высшей категории
по классу домры

Кирово-Чепецк
2017
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие патриотизма и гражданственности………………………………….5
2. Роль искусства в гражданско-патриотическом воспитании детей………….7
3. Роль преподавателя инструментального класса ДШИ в воспитании гражданина и патриота России…………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….14
Использованная литература…………………………………………………….15

Введение
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…»
Дмитрий Сергеевич Лихачёв
(академик, культуролог, искусствовед,
общественный деятель).
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного самоуправления. Отошли в прошлое многие известные праздники, появились новые; в молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, проявляется отсутствие действенных идеологических установок, неуважительное отношение к государству, потребительское отношение к окружающим, равнодушие, немотивированная агрессивность и жестокость, насилие, распространение наркомании, преступность; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни.
Всё это свидетельствует о падении нравственности нашего общества, о падении интереса и уважения у подрастающего поколения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема воспитания гражданина страны – настоящего патриота своей Родины. Развивать в детях уважение к своей стране, собственному народу, культуре, уважение к родному очагу – вот ведущая педагогическая идея, которой необходимо придерживаться, чтобы воспитать достойного гражданина своей Родины.
Поэтому огромная роль по воспитанию гражданина и патриота своей страны отводится образовательным учреждениям. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (где в качестве принципа государственной политики закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье) и других нормативно-правовых актах педагогическое сообщество ориентируют на патриотическое воспитание обучающихся, что предполагает от всех образовательных учреждений усиление внимания к формированию у детей гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему.
На мой взгляд наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма в современной системе образования существуют в дополнительном образовании, так как оно не ограничено стандартами, ориентировано на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося, создаёт условия для социально значимой деятельности и проявления активности, что, собственно, и способствует формированию патриотического сознания.

1. Понятие патриотизма и гражданственности
Понятия «патриотизм» и «гражданственность» многогранны. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность защищать его, гордость за свой народ. Также это и любовь к родным с детства местам, к своей семье, ощущение неразрывной связи с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Гражданственность - интегральное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живет и трудится (см.: Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993. - С. 224). На личностном уровне гражданственность выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. К основным компонентам гражданственности относят политическую, правовую, духовно-нравственную, трудовую культуру человека, проявляющуюся в чувстве собственного достоинства, уважении и доверии к государственной власти, соблюдении своих прав и обязанностей при одновременном доверии и уважении к живущим рядом людям, сочетании патриотических и интернациональных чувств.
Любое государство заинтересовано в том, чтобы каждый человек был гражданином, обладал высокой политической и демократической культурой, уважал людей других национальностей, был тружеником, любил и берег свою Родину, преумножал ее богатства.
Выдающиеся деятели, ученые, педагоги прошлого, изучая вопросы воспитания, выявили ряд идей и обосновали значимость подлинно гражданского воспитания. Например, основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский считал, что гражданин - это патриот, обладающий чувством национального самосознания. Он видел цель воспитания в духовном развитии человека, которое возможно достигнуть только при опоре на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. В нравственном воспитании детей он главное место отводил патриотизму. Известный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что гражданин - это прежде всего патриот; гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность и труд - основа человеческого достоинства.
Гражданско-патриотическое воспитание - целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

2. Роль искусства
в гражданско-патриотическом воспитании детей
Если в общеобразовательных школах пласт патриотического воспитания разработан достаточно полно и объемно, то в детских школах искусств гражданско-патриотическое воспитание не всегда выделяется в отдельное направление работы. Оно, конечно, обязательно присутствует в основной стратегии школы: в урочной, музейной, концертно-просветительской, конкурсной и воспитательной деятельности. Но бесспорно необходимо совершенствовать систему патриотического воспитания в ДШИ посредством более полного использования возможностей, заложенных в искусстве.
Искусство обладает способностью выражать и передавать другим людям тончайшие движения человеческой души и вызывать у них глубокие эмоциональные переживания. Оно вдохновляет, воодушевляет, захватывает, дарит настроение и радость, порой заставляет задуматься, взглянуть под другим ракурсом на многие вещи.
Детям свойственны поиски в художественном образе идеала прекрасного, героя для подражания. Самостоятельно избранный и социально значимый идеал переходит во внутренние, нравственные убеждения личности.
Музыкальные произведения, хореографические постановки, живописные полотна, кинофильмы, посвященные Родине, родному краю, способны вызвать светлую радость, восхищение, воспитать чувство любви к ее красоте и величию. Через произведения искусства дети как бы лично соприкасаются с событиями прошлого, участвуют в боях за свободу Родины, становятся сопричастными культурным и научным достижениям своих соотечественников. Тем самым они расширяют исторический кругозор, у них вырабатывается чувство ответственности за то, что завоевано прежними поколениями.
Музыка в системе искусств занимает особое место. Многовековой опыт и исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, она может оказывать успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать различные эмоции.
Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский считал музыку важным средством нравственного, патриотического и умственного воспитания человека: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» – говорил он. В современном мире необходимо формировать творчески активную личность, способную к преобразованию мира.
В результате гражданско-патриотического воспитания в ДШИ в сознании ребенка должны сформироваться:
 активная гражданская и нравственная позиция;
 уважение к окружающим, стремление к нравственному совершенствованию;
 чувство коллективизма;
 ответственность за последствия своих поступков перед обществом, взаимопомощь, чуткость и внимательность к окружающим;
 любовь к труду, бережное отношение к чужому труду, окружающей природе;
 творческая инициатива;
 стремление сделать окружающую реальность привлекательнее, желание выразить свой внутренний мир через произведения искусства;
 волевые качества, настойчивость, целеустремленность.

3. Роль преподавателя инструментального класса ДШИ в воспитании гражданина и патриота России
Основная задача педагогов дополнительного образования в творческом направлении - это воспитание гражданских качеств личности, выявление талантов и дарований с малых лет, поощрение в детях тяги к познанию мира прекрасного, развитие и совершенствование интеллектуальных и высоко морально чистых людей.
Цель музыкального образования в ДШИ: познакомить обучающихся с музыкальным искусством, сформировать интерес и уважение к нему; воспитать гражданственность, любовь к родному краю и России; способствовать росту взаимопонимания и взаимоуважения в межнациональных отношениях, толерантности.
Среди задач, конкретизирующих цель музыкального образования в ДШИ средствами музыкального искусства, можно отметить следующие:
- сформировать гражданственность на основе изучения музыкальной культуры, желание участвовать в развитии музыкальных традиций;
- воспитать любовь к России, к ее истории, людям, культуре, чувство сопричастности ко всем событиям, происходящим в ней;
- воспитать интерес, любовь и уважение к музыкальным культурам народов, населяющих страну;
- познакомить с различными жанрами русской народной музыки, а также историей, бытом, традициями народа.
Важность патриотического воспитания, гражданских качеств на занятиях в ДШИ объясняется тем, что нравственные постулаты здесь закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на обучающихся. Работая преподавателем по классу домры в детской школе искусств считаю, что гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений моей педагогической деятельности, направленной на становление всесторонне развитой личности обучающихся.
Основными формами гражданско-патриотического воспитания являются участие в концертах, посвященных определенным датам, проведение различных мероприятий, встреч с ветеранами, прослушивание и исполнение музыки патриотического содержания.
Курс обучения на домре включает в себя не только технические моменты игры на инструменте, но и имеет большое воспитательное значение, приобщает к русскому народному музыкальному творчеству. Обучение игре на домре индивидуально, что даёт возможность педагогу формировать определённые стороны характера каждого ребёнка.
Игра на музыкальном инструменте обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности, музыкально- слуховые представления и чувства. Самое главное, что ребёнок посредством игры на домре самовыражается, но это требует терпения, усидчивости, чтобы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следовательно, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, дисциплинирует, ведь заниматься на инструменте надо много и постоянно, регулярно и без перерывов: зимой и летом, в будни и праздники.
Формирование патриотизма на уроках специальности осуществляется в процессе изучения ребёнком определенного репертуара, поэтому к его подбору я подхожу с особой тщательностью, ведь истоки патриотического воспитания берут своё начало из традиционной народной культуры. При составлении репертуара я ставлю перед собой следующие задачи:
• воспитание вкуса;
• формирование нравственных и эстетических чувств (любви к ближнему, к своему народу, к Родине);
• воспитание уважения к истории, традициям музыкальной культуры разных стран мира;
• изучение народной музыки, знакомство с историей народа, его традициями и обычаями;
• изучение произведений связанных с историей Отечества;
• постижение основных пластов мирового музыкального искусства: произведений композиторов классиков.
Основу репертуара на протяжении всего курса обучения составляет народная музыка, начиная с простейших песен-прибауток «Красная коровка», «Андрей-воробей», «Кони» и др.), заканчивая современными народными обработками российских композиторов-музыкантов («За окном черемуха колышется» в обработке В. Городовской, «Светит месяц» в обр. А. Цыганкова и др.).
Именно народная песня с её поэтичным и удивительным миром, эмоциональной выразительностью и мелодичностью формирует у детей бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливает связь и преемственность поколений. В процессе разучивания русских народных песен обязательно знакомлю ученика с её содержанием, героями, персонажами. Используем в уроках ИКТ.
Знакомство с историей Отечества формирует патриотические качества детей. Обучающиеся моего класса разучивают исторические, военные произведения, пьесы о Родине, о героях Отечества, знакомятся с произведениями композиторов классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества (напр. «Катюша», «Смуглянка», «В землянке», «Родина», «Песня о далёкой родине» и др.). Изучая эти произведения, мы говорим с учениками о подвигах советского народа, героизме, смелости, храбрости, любви к Родине, переживаниях, мыслях и чувствах народа. На протяжении обучения стараюсь их подвести к мысли, что Родина у человека одна и её надо любить, уважать и защищать. Очень важно раскрыть перед детьми взаимосвязь между музыкальным наследием прошлого и современной музыкой, научить понимать истинные ценности.
Совместная коллективная деятельность детей при игре в ансамбле и оркестре создаёт общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, переживают неудачи и радуются успеху своих сверстников. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке к концертам, различным мероприятиям робкие и застенчивые дети, которые не могут раскрыться в качестве солистов-исполнителей, при игре в коллективах становятся раскрепощенными и уверенными в себе.
Безусловно, школа помогает раскрытию наилучших сторон личности подрастающего человека посредством музыки, но это будет более эффективным при поддержке родителей, если в доме ученика царит дух любви и уважения к музыке. Есть несколько форм моей работы с обучающимися и их родителями: это беседы, концерты класса, лекции-концерты, родительские собрания, открытые уроки для родителей, праздники, выезды на конкурсы, совместные походы на природу, посещение музеев, выставок, экскурсий. Только совместно с семьёй педагог может привить детям любовь к музыке и сформировать из них высококультурных членов общества.
Большое внимание уделяю воспитательной работе по нескольким направлениям:
- историко-краеведческое: посещение музеев, выставок народного творчества, встречи с участниками Великой Отечественной войны, со знаменитыми людьми города.
В нашей школе создан музей российской культуры. Общественным директором музея является завуч нашей школы С.И. Ракова. Наш школьный музей хороший помощник в деле воспитания подрастающего поколения. Это «мастерская» для формирования детской души, хорошая и добрая, умная и содержательная. Во-первых, своим оформлением и содержанием он вызывает интерес посетителей. Здесь есть инструменты, вещи, книги, документы, которые ребятам в силу их любознательности всегда интересны. Во-вторых, материал для музея собирают все: обучающиеся, учителя и родители. В-третьих, здесь, в музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных возрастов. Здесь всем интересно. Одним - фотографии на стендах, другим - история российской культуры, кто-то изучает экспонаты. Именно здесь пробуждается общественная активность и гражданственность. В-четвёртых, музей – это школа поиска, школа творчества и человеческого преобразования.
Музей – это мощная река жизни, которая пробуждает лучшие мысли и чувства своих посетителей через экскурсии, выставки, открытые уроки, встречи и праздники.
- литературно-музыкальное направление: участие в концертных программах и литературно-музыкальных композициях, посвящённых памятным датам и событиям России, Днях города и микрорайона, выступления в школах, детских садах, центре помощи семье и детям, детском приюте, доме-интернате для престарелых и инвалидов, городском совете ветеранов войны и труда, домах культуры, библиотеках, музейно-выставочных центрах.
Эффективность формирования гражданско-патриотических чувств в процессе общения с музыкой во многом определяется профессионализмом и личной увлечённостью преподавателя. Только собственным примером, «горением души», проявляя истинный патриотизм, уважение к людям и родной земле, взаимопонимание, уважение и любовь к своим ученикам, можно приблизить ребёнка к общечеловеческим морально-нравственным ценностям. Учащиеся должны видеть, что педагог любит свой инструмент, музыку, приносящую ему самому радость.

Заключение
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Поле деятельности педагогов в этом направлении огромно. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать нашим ученикам.
Мне хочется закончить презентацию словами академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, которые, как нельзя более точно, отражают, на мой взгляд, основные ступеньки пути по формированию гражданственности и патриотизма: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, своей школе! Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, селу, любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что - нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала…».

Использованная литература
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».
3. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» [Текст]. А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009. с.29 (Стандарты второго поколения).
4. Бодина Е. А. Воздействие музыки на воспитание личности. / Педагогика, - 1992, - № 5,3. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. – М., 1984.
5. Кузнецова, Л.В. Истоки гражданственности. / Л.В. Кузнецова – М.: Педагогика, 1986.
6. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей».
7. Сорока-Росинский В.Н. Национальное и героическое в воспитании /Народное образование. - 2005. - №4.
8. Старикова К.Л. «У истоков народной мудрости».
9. Теплов Б.М. « Психология музыкальных способностей».
10. Шалахова, Н.В. Музей и школа / Н.В. Шалахова. – М.: 1986. С. 75-80.
11. Интернет-ресурсы.

Категория: Другое | Добавил: ljvhf
Просмотров: 1320 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог