Самый классный классный
Статья Алексеевой Ольги Владимировны, учителя начальных классов,
ГБОУ СОШ№887 г.Москвы
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Лев Николаевич Толстой.
Многие скажут, что главная цель учителя – научить. Не спорю, но лишь скажу, что это одна из большого количества «миссий» преподавателя. И все эти «миссии» можно объединить в одно слово – воспитание. Суметь воспитать маленького необузданного ребенка не каждый может, и даже научить кого-то, как воспитывать детей, тоже я считаю, невозможно. Это не план действий, это какое-то чутье внутри. Каждое слово, каждое движение, каждый взгляд учителя способствует становлению личности.
Бесспорно, от классного руководителя зависит многое в школьной жизни учеников. И даже можно утверждать, что каков «воспитатель» такой и ребенок. Дети видят – дети делают. Думаю не стоит говорить о том, что классный руководитель должен быть антиподом невежеству, хамству, зависти и другим порокам общества. Считаю, что главное правило учителя должно звучать так: «Если хотите видеть уважение к себе со стороны учеников, проявите его к ним, их интересам, нуждам и потребностям». Классный руководитель с одной стороны полностью подневольный от детей, а с другой стороны независим от них. Чтобы научить детей выражать свои мысли, уверенно чувствовать себя в обществе, при этом не «шагать по головам», нужно объяснить им основные правила:
1. Чувствовать внутреннюю нравственную свободу
2. Независимость от общества мыслей и умение их правильно обосновывать
3. Право на свободу выбора мысли
4. Осознание полной ответственности за свои мысли и поступки
Работа классного руководителя в десятки раз сложнее обычного учителя-предметника. Он должен не только планировать свою профессиональную деятельность, но и развивающую, интересную, вдохновляющую внеклассную жизнь, именно она объединяет и сплачивает детей. Всякий воспитатель после проведенного веселого огонька, познавательной поездки, поучительной беседы с учениками, всегда анализирует, систематизирует и исправляет себя: «Вот в этот момент надо было повести себя по-другому, в следующий раз я сделаю, покажу и научу так…». Помимо этого учитель должен подсказать ученикам, чтобы и они сами могли себя критиковать, меняться, думать о последствиях. Классный руководитель должен быть и другом ученику, при этом требующий соблюдать дистанцию, субординацию. Чтобы раскрыть ученика, нужно знать его изнутри, знать причины его поступков. Это необходимо для помощи каждому отдельному ребенку и в создании коллектива.
Какого ребенка ни спроси, все ответят, что классный руководитель должен быть добрым, хорошим, понимающим и никто не скажет, что он должен быть требовательным и строгим, хотя все понимают, что без этого никак. Возможно, дети устали от постоянного контроля и упреков, может быть им нужны простые человеческие чувства? Но доброта без требовательности – ловушка для учителя.
Становясь классным руководителем, человек берет на себя огромную ответственность за воспитание каждого ребенка, его жизнь и за весь коллектив в целом. Быть классным руководителем – значит заменить маму и папу, подругу и друга на время пребывания ребенка в школе и быть всегда на стороне справедливости, поддерживая ребенка во всех его начинаниях и поучая во всех провинностях. Важно – уметь слушать и слышать. Вырастая, люди забывают о том, какие они были в детстве. Иногда надо разрешить детям учить взрослого и порой надо стать самим ребенком, дабы понять их мировоззрения, взгляды, проблемы, чтобы быть уверенным в здоровом психическом, физическом, нравственном состоянии ученика. Необходимо жить с детьми полной жизнью: радоваться и огорчаться вместе с ними, увлекаться и удивляться, шутить и наставлять, быть нетерпимыми ко лжи и насилию, справедливыми, упорными, правдивыми.
В итоге, хочу сказать, что все вышенаписанное можно уместить в одно предложение, которое и является моим кредо классного руководителя: «Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчить удар»
|