Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Классному руководителю » Другое


Статья "В чем заключается роль классного руководителя в формировании личностной культуры учащихся начальных классов"

10.11.2014, 09:34
Аблякимова Наталья Евгеньевна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №86 г.Ульяновск
Н.Е. Аблякимова,
г. Ульяновск,

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

А.С. Макаренко писал: «Воспитательная работа - есть прежде всего работа организатора». Во главе такой работы всегда был и остается классный руководитель. В данной статье автор раскрывает роль классного руководителя в образовательно-воспитательном процессе, знакомит с особенностями формирования личностной культуры младших школьников,

Воспитательная работа является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений. Основными целями образовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся, их успешная социализация в обществе и адаптация на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, инициативности и самостоятельности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Задачей образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению [3, с. 23]. Личностный рост ребенка в значительной степени зависит не только от него самого, условий среды и природных задатков, но и от уровня психологической культуры его наставника. А. С. Макаренко отмечал, что со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить и руководить им — задача классного руководителя [2, с. 38].
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания [3, с. 25].
Рассмотрим, что же понимают под личностной культурой школьника?
• Готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
• развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;
• готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
• трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
• осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей.

Современный классный руководитель должен опираться в своей деятельности на гуманистическую систему воспитания. Гуманистический принцип воспитания сочетается с деятельностным подходом, т.е. воспитание через деятельность. Нравственные духовные качества личности, так же, как и физические, формируются в деятельности, в конкретных ситуациях. «Душа обязана трудиться» не менее, чем тело. В деятельности формируются отношения личности к разным аспектам действительности, к себе, к другим людям. Организация этой деятельности и составляет суть работы классного руководителя.
Организуя ценностно–ориентировочную деятельность, которая, как правило, вкрапливается во все другие виды, классный руководитель снова и снова ставит ребенка в ситуацию нравственного выбора, заставляет взглянуть на себя глазами других людей и, наоборот, учит видеть и ценить в людях, в их поступках доброе, хорошее. Психологические игры способствуют развитию коммуникативных способностей, логического мышления, аналитических способностей, развивают память, внимание.
Воспитание без поведения, без переживаний, без социальной практики, без деятельностного отношения к жизни невозможно. Выбирая формы и методы работы, необходимо разумно сочетать индивидуальную работу с каждым ребенком и групповые формы деятельности [5].
Наиболее распространенной формой организации воспитательной работы является классный час. Формы работы на классных часах настолько многообразны, что могут варьироваться в рамках одного классного часа. Огромное значение здесь имеют этические беседы. Они обогащают моральные представления и понятия. В процессе таких бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению, а также поведению других людей.
Нельзя оставить без внимания тот факт, что в деятельности классного руководителя огромную роль играют разъяснения. Большое влияние на сознание и поведение учащихся оказывает пример авторитетных людей. Воспитательная сила примера основана на склонности и способности к подражанию [4, с. 5]
Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения [1, с. 20] .
У младших школьников жизненный опыт еще небогат. Для них воспроизведением общественной жизни является игра. Игровые ситуации в работе по формированию личностной культуры позволяют легко, увлекательно усваивать на практике правила поведения. Необходимо отметить, что в работе классного руководителя огромную роль играют обсуждения литературных произведений или постановки, инсценированные самими учащимися.
Вообще в воспитательной работе существует огромное множество методов и форм работы с младшими школьниками [4, с. 7]. Очевидно одно, что система работы по формированию личностной культуры должна охватывать все школьные годы. Причем подчас в первом, пятом, восьмом и одиннадцатом классах классные руководители обсуждают с учащимися одни и те же проблемы дружбы, взаимопомощи, ответственности. С каждым годом содержание таких обсуждений усложняется, наполняется новым опытом.
Таким образом, формирование и развитие личностной культуры школьников должно опираться на концепцию духовно – нравственного развития личности гражданина России, которая включает в себя три ключевых компонента: воспитание и развитие нравственного самосознания, воспитание патриотизма, ориентация на общечеловеческие ценности. Современная школа должна воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном мире, постоянно взаимодействуя и сотрудничая при этом с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Литература:
1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 23 с.
2. Колесник Н.П. Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей / Под редакцией А.В. Егоровой, И.М. Каманова, М.В. Поповой. – М.: Просвещение. 2010. – 94с.
3. Редакция «Классное руководство» Осуществление классного руководства педагогическими работниками государственных образовательных учреждений // Начальная школа. 2006. №18. С. 23-25.
4. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 2 класс / Л.В. Управителева. – Владимир: ВКТ, 2009. – 192 с.
5. Чернышев И.Н. Мой взгляд на воспитание // Персональный сайт Чернышева И.Н. URL: http://cheivni.ucoz.ru/index/klassnyj_rukovoditel/0-7


Категория: Другое | Добавил: Natysla81
Просмотров: 2711 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог