Н.Е. Аблякимова,
г. Ульяновск,
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
А.С. Макаренко писал: «Воспитательная работа - есть прежде всего работа организатора». Во главе такой работы всегда был и остается классный руководитель. В данной статье автор раскрывает роль классного руководителя в образовательно-воспитательном процессе, знакомит с особенностями формирования личностной культуры младших школьников,
Воспитательная работа является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений. Основными целями образовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся, их успешная социализация в обществе и адаптация на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, инициативности и самостоятельности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Задачей образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению [3, с. 23]. Личностный рост ребенка в значительной степени зависит не только от него самого, условий среды и природных задатков, но и от уровня психологической культуры его наставника. А. С. Макаренко отмечал, что со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить и руководить им — задача классного руководителя [2, с. 38].
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания [3, с. 25].
Рассмотрим, что же понимают под личностной культурой школьника?
• Готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
• развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;
• готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
• трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
• осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей.
Современный классный руководитель должен опираться в своей деятельности на гуманистическую систему воспитания. Гуманистический принцип воспитания сочетается с деятельностным подходом, т.е. воспитание через деятельность. Нравственные духовные качества личности, так же, как и физические, формируются в деятельности, в конкретных ситуациях. «Душа обязана трудиться» не менее, чем тело. В деятельности формируются отношения личности к разным аспектам действительности, к себе, к другим людям. Организация этой деятельности и составляет суть работы классного руководителя.
Организуя ценностно–ориентировочную деятельность, которая, как правило, вкрапливается во все другие виды, классный руководитель снова и снова ставит ребенка в ситуацию нравственного выбора, заставляет взглянуть на себя глазами других людей и, наоборот, учит видеть и ценить в людях, в их поступках доброе, хорошее. Психологические игры способствуют развитию коммуникативных способностей, логического мышления, аналитических способностей, развивают память, внимание.
Воспитание без поведения, без переживаний, без социальной практики, без деятельностного отношения к жизни невозможно. Выбирая формы и методы работы, необходимо разумно сочетать индивидуальную работу с каждым ребенком и групповые формы деятельности [5].
Наиболее распространенной формой организации воспитательной работы является классный час. Формы работы на классных часах настолько многообразны, что могут варьироваться в рамках одного классного часа. Огромное значение здесь имеют этические беседы. Они обогащают моральные представления и понятия. В процессе таких бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению, а также поведению других людей.
Нельзя оставить без внимания тот факт, что в деятельности классного руководителя огромную роль играют разъяснения. Большое влияние на сознание и поведение учащихся оказывает пример авторитетных людей. Воспитательная сила примера основана на склонности и способности к подражанию [4, с. 5]
Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения [1, с. 20] .
У младших школьников жизненный опыт еще небогат. Для них воспроизведением общественной жизни является игра. Игровые ситуации в работе по формированию личностной культуры позволяют легко, увлекательно усваивать на практике правила поведения. Необходимо отметить, что в работе классного руководителя огромную роль играют обсуждения литературных произведений или постановки, инсценированные самими учащимися.
Вообще в воспитательной работе существует огромное множество методов и форм работы с младшими школьниками [4, с. 7]. Очевидно одно, что система работы по формированию личностной культуры должна охватывать все школьные годы. Причем подчас в первом, пятом, восьмом и одиннадцатом классах классные руководители обсуждают с учащимися одни и те же проблемы дружбы, взаимопомощи, ответственности. С каждым годом содержание таких обсуждений усложняется, наполняется новым опытом.
Таким образом, формирование и развитие личностной культуры школьников должно опираться на концепцию духовно – нравственного развития личности гражданина России, которая включает в себя три ключевых компонента: воспитание и развитие нравственного самосознания, воспитание патриотизма, ориентация на общечеловеческие ценности. Современная школа должна воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном мире, постоянно взаимодействуя и сотрудничая при этом с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
Литература:
1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 23 с.
2. Колесник Н.П. Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей / Под редакцией А.В. Егоровой, И.М. Каманова, М.В. Поповой. – М.: Просвещение. 2010. – 94с.
3. Редакция «Классное руководство» Осуществление классного руководства педагогическими работниками государственных образовательных учреждений // Начальная школа. 2006. №18. С. 23-25.
4. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. 2 класс / Л.В. Управителева. – Владимир: ВКТ, 2009. – 192 с.
5. Чернышев И.Н. Мой взгляд на воспитание // Персональный сайт Чернышева И.Н. URL: http://cheivni.ucoz.ru/index/klassnyj_rukovoditel/0-7
|