Тренинг "Учимся общаться" 
Автор: Котова Лидия Андреевна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №310 «Слово» Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга, классный руководитель 7 «Б» класса коррекционно-развивающего направления. 
Описание: Умение обобщатся – важная черта человека, которая способствует эффективной социализации ребенка. Это базовое качество, которое нацелено на налаживание контакта с окружающими, не всегда достаточно развито. И в первую очередь это происходит из-за повсеместного использования социальных сетей, которые выполняют, в том числе, функцию мессенджеров. «Живой» разговор теряет ведущую роль. В результате чего, люди не могут презентовать себя, боятся выступать перед аудиторией и стесняются зависти разговор с незнакомыми людьми. Тренинг «Учимся общаться» способствует развитию коммуникативных навыков в различных жизненных ситуациях, с которыми может столкнуться подрастающее поколение. Тренинг рассчитан на группу от 10 до 25 человек.  
Целевая аудитория (участники тренинга): обучающиеся 5-6 классов. 
Время: до 20 минут. 
Тема: «Учимся общаться».  
Цель: Формирование социальной активности обучающихся основной школы посредством развития коммуникативных навыков общения со сверстниками. 
Задачи:  
 - Создание психологически комфортной среды для обучающихся; 
 
 - Развитие коммуникативных умений;
 
 - Обучение школьников  эффективным способам общения;
 
 - Развитие умений социального проектирования.
 
 Оборудование: Шляпа, записки с названиями животных, круг мнений.  
 
Содержание тренинга 
I. – Организационный момент (0,5 мин.) 
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лидия Андреевна. Мне очень приятно видеть вас! Прежде, чем начать занятие, я попрошу вас мне помочь. Для этого я попрошу 10 смельчаков выйти к доске. 
II. – Разминка (2-3 мин.) 
 - Упражнение «Общий язык»
 
 
Цель: Установление в группе эмоционального контакта, мотивация к деятельности.  
Школьникам предлагается вытянуть из шляпы листочки, на которых записаны животные. Ребята должны одновременно «разговаривать» друг с другом языком животных (то есть теми звуками, которые они издают).  После выполнения упражнения учитель проводит обсуждение, на котором выясняется, что школьники не поняли друг друга.  
Ведущий: Спасибо, ребята! Прошу занять свои места.  
Вопросы к классу: Зачем же я провела это упражнение? (Учитель подталкивает класс к ответу, что необходимо говорить на понятном друг другу языке).  
III. – Основная часть (до 12 мин.) 
Ведущий: Тема нашего занятия «Учимся общаться». Сегодня вы погрузитесь в мир общения друг с другом. 
 - Упражнение «Я хорошо сделаю это!»
 
 
Цель: Снять эмоциональное напряжение среди учащихся.  
Ребятам предлагается разбиться на пары. Если в классе нечетное количество детей, то один учащийся становится в пару с педагогом. Школьники должны произнести фразу «Я хорошо сделаю это!». При этом школьники должны выражать различные эмоции, например, с радостью, с грустью, с удивлением, со злостью, с раздражением. Участники могут сами предложить ту или иную эмоцию.  
Ведущий: Это упражнение помогло вам, не стесняясь выражать свои эмоции.  
 - Упражнение «Проблемный вопрос»
 
 
Цель:  Научиться бороться со стеснением и формулировать вопрос к незнакомым людям в нестандартной ситуации.  
Участники образуют круг. А теперь представим, что вы потерялись в совершенно незнакомом городе. Ваша задача, представить, что ваш собеседник – незнакомый человек, у которого нужно спросить дорогу. Ведущий выбирает участника, которому задает вопрос. Этот участник выбирает следующего.  
Вопрос к классу: А как вы думаете, важно ли уметь извиняться? А вы встречались с тем, что люди не умеют извинятся или делают это неправильно?   
 - Упражнение «Извини…»
 
 
Цель: Сформировать у учащихся культуру поведения при извинении за какую-либо оплошность.  
Обучающиеся делятся на пары. Они должны спроектировать разговор в ситуации извинения. Например, попросить у друга прощения за опоздание на встречу. Учитель выбирает несколько пар, которые разыгрывают разговор перед классом.  
Вопросы к классу: Тяжело ли извинятся? А если бы это была реальная ситуация? Вы согласны, что важно вовремя просить прощения?  
Ведущий: Сегодня вы выступили в роли проектировщиков различных ситуаций, с которыми можно столкнуться в обыденной жизни. Кроме этого, вы научились лучшим образом выходить из этих ситуаций.  
IV. – Рефлексия (около 5 мин.) 
Ведущий: Наше занятие подходит к завершению, и я хотела бы узнать ваше мнение.  
Вопросы к классу: Продолжите фразу -  
 - Больше всего мне запомнилось…
 
 - Мне не понравилось…
 
 - Больше всего меня удивило…
 
 - Мне понравилось…
 
 
Ведущий: Я попрошу вас, взять круг мнений и надорвать тот сектор, который вам подходит. Ребята опускают круг в шляпу.  
Итак, жизнь человека связанна с обществом. Не забывайте, что каждое ваше слово, каждое ваше желание отражаются на окружающих вас людях. Делайте так, чтобы окружающим людям было комфортно при общении с вами. Помните, умение общаться – это залог успешного человека!   
Спасибо за занятие! Мне было приятно работать с такими замечательными детьми как вы! 
  
  
 
 
 
  |