Тренинг "Учимся общаться"
Автор: Котова Лидия Андреевна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №310 «Слово» Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга, классный руководитель 7 «Б» класса коррекционно-развивающего направления.
Описание: Умение обобщатся – важная черта человека, которая способствует эффективной социализации ребенка. Это базовое качество, которое нацелено на налаживание контакта с окружающими, не всегда достаточно развито. И в первую очередь это происходит из-за повсеместного использования социальных сетей, которые выполняют, в том числе, функцию мессенджеров. «Живой» разговор теряет ведущую роль. В результате чего, люди не могут презентовать себя, боятся выступать перед аудиторией и стесняются зависти разговор с незнакомыми людьми. Тренинг «Учимся общаться» способствует развитию коммуникативных навыков в различных жизненных ситуациях, с которыми может столкнуться подрастающее поколение. Тренинг рассчитан на группу от 10 до 25 человек.
Целевая аудитория (участники тренинга): обучающиеся 5-6 классов.
Время: до 20 минут.
Тема: «Учимся общаться».
Цель: Формирование социальной активности обучающихся основной школы посредством развития коммуникативных навыков общения со сверстниками.
Задачи:
- Создание психологически комфортной среды для обучающихся;
- Развитие коммуникативных умений;
- Обучение школьников эффективным способам общения;
- Развитие умений социального проектирования.
Оборудование: Шляпа, записки с названиями животных, круг мнений.
Содержание тренинга
I. – Организационный момент (0,5 мин.)
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лидия Андреевна. Мне очень приятно видеть вас! Прежде, чем начать занятие, я попрошу вас мне помочь. Для этого я попрошу 10 смельчаков выйти к доске.
II. – Разминка (2-3 мин.)
- Упражнение «Общий язык»
Цель: Установление в группе эмоционального контакта, мотивация к деятельности.
Школьникам предлагается вытянуть из шляпы листочки, на которых записаны животные. Ребята должны одновременно «разговаривать» друг с другом языком животных (то есть теми звуками, которые они издают). После выполнения упражнения учитель проводит обсуждение, на котором выясняется, что школьники не поняли друг друга.
Ведущий: Спасибо, ребята! Прошу занять свои места.
Вопросы к классу: Зачем же я провела это упражнение? (Учитель подталкивает класс к ответу, что необходимо говорить на понятном друг другу языке).
III. – Основная часть (до 12 мин.)
Ведущий: Тема нашего занятия «Учимся общаться». Сегодня вы погрузитесь в мир общения друг с другом.
- Упражнение «Я хорошо сделаю это!»
Цель: Снять эмоциональное напряжение среди учащихся.
Ребятам предлагается разбиться на пары. Если в классе нечетное количество детей, то один учащийся становится в пару с педагогом. Школьники должны произнести фразу «Я хорошо сделаю это!». При этом школьники должны выражать различные эмоции, например, с радостью, с грустью, с удивлением, со злостью, с раздражением. Участники могут сами предложить ту или иную эмоцию.
Ведущий: Это упражнение помогло вам, не стесняясь выражать свои эмоции.
- Упражнение «Проблемный вопрос»
Цель: Научиться бороться со стеснением и формулировать вопрос к незнакомым людям в нестандартной ситуации.
Участники образуют круг. А теперь представим, что вы потерялись в совершенно незнакомом городе. Ваша задача, представить, что ваш собеседник – незнакомый человек, у которого нужно спросить дорогу. Ведущий выбирает участника, которому задает вопрос. Этот участник выбирает следующего.
Вопрос к классу: А как вы думаете, важно ли уметь извиняться? А вы встречались с тем, что люди не умеют извинятся или делают это неправильно?
- Упражнение «Извини…»
Цель: Сформировать у учащихся культуру поведения при извинении за какую-либо оплошность.
Обучающиеся делятся на пары. Они должны спроектировать разговор в ситуации извинения. Например, попросить у друга прощения за опоздание на встречу. Учитель выбирает несколько пар, которые разыгрывают разговор перед классом.
Вопросы к классу: Тяжело ли извинятся? А если бы это была реальная ситуация? Вы согласны, что важно вовремя просить прощения?
Ведущий: Сегодня вы выступили в роли проектировщиков различных ситуаций, с которыми можно столкнуться в обыденной жизни. Кроме этого, вы научились лучшим образом выходить из этих ситуаций.
IV. – Рефлексия (около 5 мин.)
Ведущий: Наше занятие подходит к завершению, и я хотела бы узнать ваше мнение.
Вопросы к классу: Продолжите фразу -
- Больше всего мне запомнилось…
- Мне не понравилось…
- Больше всего меня удивило…
- Мне понравилось…
Ведущий: Я попрошу вас, взять круг мнений и надорвать тот сектор, который вам подходит. Ребята опускают круг в шляпу.
Итак, жизнь человека связанна с обществом. Не забывайте, что каждое ваше слово, каждое ваше желание отражаются на окружающих вас людях. Делайте так, чтобы окружающим людям было комфортно при общении с вами. Помните, умение общаться – это залог успешного человека!
Спасибо за занятие! Мне было приятно работать с такими замечательными детьми как вы!
|