«Толерантность»
Целевой компонент классного часа: Цель: выработать толерантное поведение у учеников.
Организационно – деятельностный компонент: Место данного классного часа в воспитательном процессе класса, школы: данная тема включена в общешкольный план воспитательной работы, и в соответствие с ним включена в план воспитательной работы в классе. Предварительная подготовка: на доске записаны стихотворные строки по теме классного часа. Содержательный компонент классного часа (основное содержание):
Вступительная часть: Постановка цели: «Сегодня на классном часе мы должны узнать что такое «толерантность», научиться уважительно и терпимо относится к другим людям. Данная тема важна для постижения идей культурного мира и определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве». Работа над смыслом стихов (своеобразных эпиграфов классного часа). Ученики по вопросу учителя отвечают, как они понимают значение стихов. Чувствовать, думать, любить, как другие, Напрочь отбросить - «Они не такие», Сердцем, умея понять солидарность. Этому учит нас толерантность.
Признание, равенство и уважение, Взаимодействие, дружба, галантность. Вера любая без принуждения, Это и многое есть толерантность.
Основная часть: Рассказ учителя о значении слова «толерантность». Толерантность – терпение. Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. В отличие от «терпимости», « толерантность» – готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в случае, когда эти взгляды тобой не разделяются и не одобряются. «Терпению» с трудом, в ущерб себе что-то неприятное, «отношусь толерантно» - сам так делать не буду, но признаю право других поступать так, как среди них приняты, понимаю их традиции, их культуру и т.д. Отличие толерантной личности от интолерантной: • Знание самого себя • Защищенность от других (интолерантная личность) • Ответственность • Потребность в определении, многообразие • Ориентация на себя (интолерантная личность), ориентация на других (толерантная личность) • Способность к эмпатии • Чувство юмора • Авторитаризм (интолерантная личность) Условия толерантности: • Не стремиться подчинить себе другого человека • Изучать другого • Принимать другого человека таким, какой он есть • Акцентирование внимания на объединяющих факторах • Чувство юмора
Заключительная часть: Слово учителя: «Толерантность помогает приобретать друзей, является путем к миру, проявляется дома, позволяет остановить насилие. Если все с этим утверждением согласны, то подведем итоги классного часа, ответив на вопросы: Что сегодня на уроке узнали? Чему научились? Почему это для нас важно?» Оценочно-аналитический компонент классного часа: В процессе проведения классного часа проявился и обогатился жизненный опыт детей. Информация, представленная в ходе классного часа индивидуально значима для каждого ученика. На классном часе была создана ситуация успеха, комфортность для активного участия каждого ученика в работе. В результате цель классного часа достигнута, проведение классного часа способствовало выработке толерантного поведения у учеников.
Источники информации: 1.Как подготовить и провести классный час (методический материал)//Классный руководитель.2005:№2.с.51-57. 2.Спутник классного руководителя. 8-9 классы/ Максименко Н.А.Волгоград, 2006.-120с.
|