Пояснительная записка.
Нравственный человек – это человек, соблюдающий нормы общественного поведения, требования морали, человек, выработавший определенную систему ценностей, соответствующую общественной морали. Именно нравственное воспитание является стержнем воспитания, и классный руководитель именно в этом направлении должен организовывать, планировать и прогнозировать свою работу. Предлагаемая программа имеет своей целью формирование у ребенка устойчивой нравственной позиции, умения существовать в социуме.
Основная цель воспитательной работы – стимулирование самостоятельности и инициативы учащихся под руководством классного руководителя, формирование классного актива, деятельность органов самоуправления, воспитание ответственности за порученное дело.
Решению данных задач могут способствовать следующие формы работы: классное собрание, деловая игра, конференция, анкетирование, беседа.
Планирование воспитательной работы в 5 – 11 классах осуществляется с учетом характеристики коллектива, сложившихся в нем взаимоотношений, традиций, интересов. Большое внимание уделяется инициативе учащихся в планировании и самостоятельности в проведении мероприятий. Роль классного руководителя проявляется в оказании практической помощи в организации коллективных дел, анализе результативности работы актива, состояния классного коллектива и личности ребенка. В связи с тем, что учащиеся испытывают много психологических проблем, большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися.
Методологическими ориентирами в построении модели деятельности классного руководителя по воспитанию в классе нравственных ценностей являются такие подходы, как системный, деятельностный, проблемно – целевой, культурологический, личностный.
Ведущие идеи модели:
• приоритетом воспитательной системы класса является воспитание нравственных ценностей как ядра личности;
• гуманистическая направленность воспитания – основа воспитания нравственных ценностей школьников. Где личность выступает «мерой всех вещей»;
• воспитание нравственных ценностей «пронизывает» всю деятельность классного руководителя.
В работе определен следующий состав моделируемых компонентов воспитательной системы класса: ценностно – целевой, субъект – субъективный, содержательный.
Рассмотрим компоненты воспитательной системы класса.
1. Ценностно – целевой компонент включает в себя цели воспитания нравственных ценностей учащихся; приоритетные идеи построения воспитательной системы, ориентированные на формирование нравственных ценностей.
Главными целями воспитательной системы класса являются:
• создание единой воспитательной направленности в становлении и развитии личности учащихся по воспитанию нравственных ценностей;
• удовлетворение национально – культурных запросов через систему нравственных оценок, поисков и поступков учащихся;
• воспитание потребностей к нравственному саморазвитию и само актуализации.
Исходя из целей, моделируемых нравственными ценностями становятся: гуманность, доброта, любовь, милосердие, чуткость, толерантность. При конструировании целей классный руководитель ориентируется на:
• цель – идеал, к которому стремится общество, школа, кл. руководитель;
• цель – процесс, направленный на проектируемое состояние воспитательного процесса для воспитания желаемых нравственных ценностей учащихся;
• цель – результат как желаемый образ выпускника, который планируется достичь.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|