Классный руководитель- это не просто организатор, это – дирижёр всей жизни детского коллектива. Ведь компетентность классного руководителя- это педагогическое знание, основанное на глубоком понимании мира детей.
Классное руководство – это не работа, это образ жизни.
Помни:
Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения.
Имей в виду:
Главное: не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе.
При этом к воспитанникам относись так, как хотите, чтобы они относились к Вам.
Помни:
Учащиеся, не нашедшие подтверждения своих способностей к обучению, хотя бы по одному предмету, теряют интерес к школе вообще.
Имей в виду: Лучше больше хвалить и меньше ругать, исповедуй педагогику успеха – она приносит хорошие результаты.
Помни: Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на культурное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно.
Имей в виду: Главное – найти какое-либо интересное дело, в которое ты можешь вовлечь детей, стать им интересным, тогда они будут к тебе прислушиваться, им будет интересно с тобой, а тебе – интересно с ними.
Помни: Родитель ребёнка не твой ученик, не твой враг, а друг, советчик, единомышленник.
Имей в виду: Лучшая форма взаимоотношений с родителями: дети – родители – учитель – семья.
Предостережения:
Имей в виду: Главное – не жди прямых актов благодарности: тогда не будет разочарований.
Помни: Дети в классе – твоё отражение: старайся постоянно работать над собой.
Имей в виду: Главное – сохраняй молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять юных, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера.
Золотой кодекс классного руководителя
1. Главное - быть профессионалом, т.е. хорошо усвоить педагогическое ремесло, делать свою работу легко, изящно, свободно, играючи.
2. Помнить, что в деятельности классного руководителя важен не только результат, но и сам процесс, который влияет на самочувствие личности,
её взаимоотношения с другими.
3. Быть убеждённым, что вся радость жизни - в творчестве. Уметь вовлечь детей в такую деятельность, которая пробуждает в них радость узнавания
и делает их любознательными.
4. Относиться к ученику так, как относился бы к своему ребёнку. Любить, ценить, уважать, улыбаться, плакать вместе, если беда, смеяться – если
весело, радоваться его успехам, помогать избавиться от недостатков, интересоваться здоровьем, домашними делами, увлечениями.
5. Стараться быть психологом, астрологом, проникать в толщу темперамента, характера, способностей, талантов каждого своего ученика.
Наблюдать, научать, самосовершенствоваться, учитывать индивидуальные и возрастные особенности.
6. Помочь каждому ребёнку найти то, в чём он лучше других, чем он мог бы выделиться среди всех остальных.
7. Стараться делать все, чтобы ребенок чувствовал, что он кому-то нужен. Самое страшное, когда человек сознает, что он одинок и не нужен
никому.
8. Постараться, чтобы для детей школа стала вторым домом по духу, а не по количеству времени, проведённому в ней. Делай всё, чтобы в школе
детям было уютно и тепло.
9. Не допускать неряшливости в себе, окружении, среди учеников. Учить видеть красоту, ибо в красоте - залог счастья человечества.
10.Стараться, чтобы дети считали Вас идеалом. Пока Вы воспитатель, Вы обязаны быть прекрасным.
11. Стремиться в работе с детьми привлечь к сотрудничеству родителей. Уважать их, помнить: дети любят их!
12. Не бояться нестандартного воспитания. Экспериментировать. Находить свои методические приёмы воспитания.
13. Постоянно пребывать в радостном состоянии ума, устремив ум на радость творчества. Радость есть особая мудрость.
14. Почаще заглядывать в мудрые глаза детей.
7 заповедей воспитания
1. Воспитания без уважения – подавление!
2. Дорожите доверием своих детей, берегите ребячьи тайны, никогда не предавайте своих детей!
3. Не ищите волшебной палочки: воспитание должно быть системным!
4. Найдите в ребёнке что-нибудь достойное похвалы!
5. Не ругайте, а учите!
6. Напоминайте своему ребёнку о его успехах!
7. Никогда не забывайте, что воспитание – это длительный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд!
Круг обязанностей классного руководителя
I. Организация деятельности классного коллектива.
1. Ведение журнала
2. Организация классного коллектива: распределение поручений, работа с активом, правильная организация каждого коллективного творческого дела, помощь в работе дежурного.
3. Организация дежурства по классу.
4. Соблюдение санитарного состояния прикреплённого класса.
5. Забота о внешнем виде воспитанников.
6. Организация питания.
II. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся.
1. Строгий контроль над посещаемостью. Классный руководитель несёт личную ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин.
2. Забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, обеспечение им помощи в учёбе, передачи уроков, внимания товарищей по классу.
3. Создание обстановки, благоприятствующей учёбе.
4. Координация деятельности учителей, работающих в классе (регулирование отношений, коррекция, помощь в учёбе).
5. Работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу успеваемости школьника.
6. Создание условий для развития наиболее одарённых детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение в кружки, факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организация устных журналов, экскурсий, посещение выставок, организация поездок и т.п.).
7. Развитие умения научно организовать умственный труд (цикл бесед, рекомендации, индивидуальная работа).
III. Организация вне учебной жизни классного коллектива.
1. Создание микроклимата в классе, формирование межличностных отношений, их коррекция, регулирование взаимоотношений.
2. Развитие умения общаться, воспитание ответственности перед коллективом за порученное дело, помощь в его исполнении, контроль над его исполнением.
3. Организация творческих дел в классе с привлечением отдельных учащихся или всего коллектива класса.
4. Всемерное вовлечение в общественно-полезную, нужную товарищам, людям деятельность, воспитание доброты и милосердия.
5. Охрана здоровья, укрепление здоровья, вовлечение в спортивную работу. Организация спортивных соревнований, спортивных игр, походов.
6. Помощь в деятельности различных детских общественных организаций.
7. Поиск интересных форм, глубокого содержания каждого организуемого дела, определение целесообразности и целенаправленности при организации и проведении любой встречи классного руководителя с классным коллективом (классный час, классное собрание, беседа, откровенный разговор и т.д.).
IV. Изучение личности и коррекция в воспитании школьника.
1. Изучение личности школьников в соответствии с имеющимися методиками, с учётом мнения учителей, работающих в классе, и родителей.
2. Работа с характеристиками учащихся, использование характеристик для коррекции личности воспитанника.
3. Организация нравственного воспитания.
4. Воспитание общественно-гражданской культуры.
5. Формирование эстетической культуры.
6. Воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых навыков.
7. Привитие санитарно-гигиенических навыков, норм.
V. Работа с родителями.
1. Индивидуальная работа.
2. Групповые встречи, консультации.
3. Классные собрания.
Циклограмма работы классного руководителя
Ежедневно:
- контроль посещаемости (выяснение причин отсутствия и опозданий учащихся);
- контроль внешнего вида и сменной обуви;
- организация дежурства по классу;
- работа с классным журналом;
- организация питания;
- индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно:
- проведение классных часов;
- Проведение мероприятий в классе (по плану);
- проверка дневников;
- контроль успеваемости;
- контакты с учителями-предметниками (по ситуации);
- индивидуальные беседы с детьми (по ситуации);
- мониторинг самоуправления класса.
Ежемесячно:
- подведение итогов и составление рейтинга успеваемости;
- совместный анализ выполнения плана работы;
- посещение уроков в своём классе.
Один раз в четверть:
- проведение родительских собраний;
- подведение итогов четверти;
- оформление итогов в журнале и дневниках;
- составление отчёта об успеваемости и посещаемости;
- анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
Один раз в год:
- проведение родительского собрания по итогам года;
- работа с документацией: заполнение личных дел, журнала;
- составление отчёта;
- сбор статистических данных о классе;
- ремонт классной комнаты.
Анализ работы в классе за прошлый год
В 2013-2014 учебном году пред классным руководителем стояли задачи – формирование общей культуры личности обучающихся, воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию здорового образа жизни, адаптации их к жизни в обществе.
Мной, как классным руководителем, педагогами -предметниками и родителями были приложены максимум для реализации намеченного.
В 5 классе я получила сформированный коллектив. Моей задачей было обеспечить комфортное ощущение каждого ученика этого коллектива в условиях среднего звена школы. Класс активен и полон творческой энергии. Активно участвовали в жизни класса и школы все ребята. Во внеклассные мероприятия я старалась вовлечь всех детей. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребёнка. Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей.
Формированию коллектива, кроме творческих дел, способствовало и регулярное анкетирование на жизненно важные темы. Не было проблем в выборе актива класса. Большую помощь в воспитательной работе оказывали родители. У нас с ними общая задача – обеспечить психологический комфорт ребёнка.
Ученики стремятся общаться друг с другом, преобладает приподнятый бодрый общий тон. Успеваемость в классе за прошедший год 100%. Качество знаний – 50 %.
Поставленные перед коллективом в прошлом учебном 2013-2014 году задачи, я считаю выполненными. Учащиеся были вовлечены в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Самыми удачными считаю мероприятия «День Смеха», «Новый год», «День Победы», «8 Марта», где все учащиеся класса приняли активное участие. Дети участвовали также в спортивных мероприятиях . В прошедшем учебном году все учащиеся класса были задействованы в деятельности школьных кружков и секций. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры, празднование дней рождения одноклассников. В классе укоренилась традиция поздравлять именинников и устраивать чаепитие.
В начале учебного года классный руководитель возглавляла работу, раздавала задания и поручения. Затем после адаптации и привыкания к новым условиям обучения дети стали сами координировать свои действия: дежурство по классу, репетиции мероприятий, уборка школьной территории и т.д.
Выводы:
- Считаю необходимым продолжить реализацию целей и задач, поставленных перед коллективом учащихся в прошлом учебном году.
- Продолжить работу по сплочению классного коллектива.
- Развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию и самоанализу.
Характеристика класса
На данный момент в классе 4 человека: 1 девочка и 3 мальчика. По возрастному составу все дети 2001 года рождения. Все дети учатся вместе с первого класса. Классный коллектив был образован 1 сентября 2008 года. Все дети из малообеспеченных семей. Но всем созданы хорошие условия для успешного воспитания, учебного труда и отдыха. У каждого ученика есть свой уголок для выполнения домашнего задания. Ребята с удовольствием ходят в школу. Им здесь весело и комфортно. В классе два ударника---Гусева Ангелина и Печерский Данила. Остальные учатся в меру своих возможностей. Отрицательным качеством для большинства детей является неусидчивость, которая мешает учебной работе. Контроль над успеваемостью ведёт учебный сектор и классный руководитель, своевременно проверяются дневники, выставляются оценки. Пропуски уроков, конечно, присутствуют, но они по уважительной причине.
Класс очень любознательный и общительный. Отношения между ребятами дружные, они чувствуют себя одним коллективом, одной командой. Определённые проблемы существуют с дисциплиной на перемене и уроках. Все дети очень подвижные. Эмоциональный климат в классе положительный. Класс неконфликтен, дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, все общительные, отзывчивые и трудолюбивые; вовлекаются в различные виды деятельности. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. Но самокритика развита недостаточно. Обучающимся бывает трудно оценить свои возможности, они более требовательны к другим, чем к себе. Нетерпимы
ребята к несправедливости, живо реагируют, готовы отстаивать свои права, иногда забывая о тактичности. Не всегда бывают внимательны друг к другу. Могут обидеть словом, не задумываясь об этом. Правда, могут признать свои ошибки, извиниться. Но всегда стараются помочь друг другу, сопереживают, поддерживают в трудную минуту, радуются победам. В классе формируются обычаи и традиции, которые скрепляют классный коллектив, развивают положительные качества всего коллектива и отдельного ребёнка в нём. Физически все учащиеся класса практически здоровы, имеют интерес к физкультуре и спорту, посещают спортивные секции, кружок информатики и немецкого языка. Учащиеся проявляют активность и творчество в проведении классных и школьных дел, часто сами выступают инициаторами в их проведении. Актив класса выполняет всё, что положено, и оказывает большую помощь классному руководителю. Каждый воспитанник этого класса – это личность. Совершенно равнодушных учащихся к делам класса нет. В коллективе каждый имеет свою должность. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. Родители оказывают помощь классному руководителю в едином деле --воспитании детей. Уровень воспитанности – средний. Во время проведения классных дел бросаются в глаза незнание норм поведения в общественных местах, невысокий уровень культуры отдельных учащихся. Вся работа классного руководителя направлена на воспитание культуры, образованности, чувства коллективизма, создание благоприятной атмосферы на уроках и во внеурочное время.
Основные внутренние и внешние связи классного коллектива базируются на следующих принципах:
- много знать – престижно;
- помогать друг другу – нормально;
- готовить дело по чужому сценарию – невозможно;
- жить в неуютной обстановке – нельзя.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|