Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
муниципального района город Нерехта и
Нерехтский район Костромской области
Цель: воспитание гражданских чувств, причастности к истории Родины через формирование интереса к культуре, традициям своего народа.
Задачи:
• формировать у детей любовь к родному краю, чувство гордости за свой край;
• прививать ценностное отношение к важнейшим событиям в жизни России;
• формировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России, связанные с Костромской землей.
Оборудование: запись песни «В родных местах» в исполнении Ю. Антонова, презентация, мультимедийный проектор, задания для конкурсов, мультфильм «Дед Мазай и зайцы», кегли, шарфы для завязывания глаз, песня про Кострому.
Это мероприятие требует определенной подготовки со стороны учителя, детей и помощи родителей. Ребята делятся на 5 групп и получают исследовательские задания. Это мероприятие завершает исследования детей. В итоге должна получиться рукописная книга «Кострома глазами детей».
Ход мероприятия.
Звучит песня «В родных местах» в исполнении Ю. Антонова.
Ведущий. Я приглашаю вас на прогулку по нашей области, для того, чтобы вы еще раз почувствовать красоту и неповторимость родных мест, чтобы, став взрослыми, вы смогли гордиться, что родом из этих мест. А куда именно мы отправимся, попробуйте угадать?
Ученик1.
Есть в России уголок на Волге (виды города Костромы)
Сердцу самый близкий и родной,
Городок уютный, хлебосольный
И зовётся город - Костромой.
Славен лесом, льном, грибами, рыбой,
Славен девушками, здесь невест - не счесть.
Славен храмами, старинными церквами,
Все красоты в нашем крае есть. ( Несторяк Л. В.)
Ведущий. Так куда же мы с вами отправимся? Вы, наверное, уже все догадались? (ответы детей) Приглашаем в красивейший город, входящий в состав Золотого кольца России – Кострому. Кострома - это один из древнейших городов России, богатый своей историей. А как удобнее добраться до Костромы, на каком виде транспорта?
Ученик 2. Десятый век стоит Кострома на берегу Волги. Река, пересекающая город, придает ему особую красоту и своеобразие: летом по её просторам проносятся быстроходные «ракеты», медленно проплывают тяжело нагруженные баржи, теплоходы.
Ведущий. В 1152 году на берегу великой русской реки Волги возник наш город. Раскройте имя его основателя.
Конкурс 1. Расшифруйте запись.
Ученик 3. 5 лет спустя после основания Москвы. В 1152 году суздальским князем Юрием Долгоруким был заложен город - крепость Кострома. Первое упоминание Костромы в летописях относится к 1213 году. (памятник Ю.Долгорукому )
Презентация страницы книги «Кострома глазами детей» выступления ребят 1 группы. (памятник Юрию Долгорукому)
Ведущий. Кострома! Слышите, как напевно и ласково звучит название города? Узнаем, откуда появилось это слово. Что обозначали в старину слово «Кострома»?
Конкурс 2. Узнайте значение слова Кострома в старину. Составление слова из букв (крепость, костра)
Ученик 1. Историки и краеведы считают, что возможно Кострома получила свое название от слова «кострум», что значит «крепость» или в честь древнего языческого божества «Костра́» (или «костри́ка»), что представляет собой соломенную куклу, которую символически сжигали во время летних праздников в Семик или Петров день в честь бога солнца Ярилы. («Похороны Костромы»).
Ученик 2. Основанный в 1152 году Юрием Долгоруким как крепость, не одно столетие город был свидетелем вражеских набегов и междоусобных войн. Ведущий. Ребята, а вы были в центре города на площади? Кому там установлен памятник? Варианты ответов: Дмитрий Донской, Александр Невский, Иван Сусанин. (памятник Ивану Сусанину) (ответы детей) Давайте побольше узнаем об этом человеке.
Презентация страницы книги «Кострома глазами детей» выступления ребят 2 группы (памятник Сусанину)
Ученик 3. В борьбе с поляками и литовцами, разорявшими Россию, патриотический подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Враги встретили крестьянина Ивана Сусанина поздним зимним вечером и, суля ему золото, просили его показать дорогу к городу Костроме, где в это время находился будущий царь Михаил Романов. Иван Сусанин догадался об умысле злодеев и послал своего зятя известить Михаила Романова о предстоящей опасности, а сам повел их лесом в противоположную сторону. Он завел поляков в непроходимый лес. Когда обман раскрылся, враги убили Сусанина.
Ведущий. . 14 марта 1613 г. в Ипатьевском монастыре Михаил Федорович Романов был призван на царство. Кострома стала родиной династии Романовых, правившей в России более 300 лет. 400-летие этого события будет торжественно отмечено в этом 2013 году. (портрет царя М. Романова и вида Ипатьевского монастыря)
Ученик 2.
Идут, а снег им по колени,
И к вечеру уж близок день,
Устали Ляхи, слышны пени,
Не видно сел, ни деревень;
Метель клубится в ночи темной,
Холодный зимний ветер выл;
В дубраве, снегом занесенной,
Волк за добычею следил,
И совы зоркие летали;
Но вот со всех сторон овраг.
«Куда? — Сусанину вскричали,
Куда ты нас завел, злой враг?
Погибнешь ты!» — «Когда хотите,
Вот голова моя — рубите!..
Мне смерть близка, я знаю сам,
За злато ж душу не отдам!
У русских не найдешь измены».
И пал Сусанин пораженный!.. (Иван Слепушкин « Сусанин»)
Ученик 3. Светлый образ простого крестьянина привлекал к себе внимание поэтов, художников и музыкантов. Кондратий Рылеев написал целую поэму про подвиг Ивана Сусанина, а Михаил Глинка – оперу. Особенно дорога память о герое – патриоте его землякам. Именем Сусанина назван один из районов нашей области.
Конкурс 3. Покажи путь. С закрытыми глазами пройти через препятствия (кегли), штурман помогает, дает точные команды.
Ведущий. Ребята, а кто из вас путешествовал по Волге на «ракете» или на теплоходе? Если вы совершали это путешествие, то, наверное, видели Ипатьевский монастырь, который расположен на месте слияния двух рек – Костромы и Волги. ( виды Ипатьевского монастыря) А вы были в этом монастыре? Это историко- архитектурный музей заповедник. Сейчас мы узнаем, кто же был основателем Ипатьевского монастыря.
Ученик 1. По преданию монастырь был основан в 1330 году татарским мурзою Четом, бежавшим из Золотой Орды. Плывя вверх по Волге и привлеченный красотою этого места, он раскинул здесь свои шатры для отдыха. Нов это время он тяжело заболел. Во сне ему было видение Божьей матери и мученика Ипатия. Больной дал обет принять христианскую веру, если получит облегчение. Он исцелился. В благодарность за исцеление, на этом месте был основан монастырь. Монастырь превратился в первоклассную военно - оборонительную крепость.
Ученик 2. По указу царя Михаила Романова был выстроен Новый город, обнесенный стенами с шестью башнями. 518 метровая стена, имеющая 3 яруса бойниц, амбразур и смотровых щелей, давала возможность одновременно поставить под ружье до тысячи воинов.
Ученик 3. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель.
Ведущий. Но в Костроме есть ещё одна святыня, тесно связанная с Романовыми. Об этой нам расскажут ребята 3 группы.
Презентация страницы книги «Кострома глазами детей» выступления ребят 3 группы. (Федоровская икона Божьей матери) . (Федоровская икона Божьей Матери)
(виды музея деревянного зодчества- Берендеевки)
Ученик 1. Нас Берендеевка всех ждет.
Здесь сказка дивная живет.
Нас встречает дивный град.
Ученик 2. За стенами Ипатьевского монастыря, при впадении реки Костромы в Волгу, располагается музей деревянного зодчества, музей под открытым небом. В народе его называют Берендеевка. Его создание началось с перевозки в Кострому Спасо-Преображенской церкви из села Спас-Вёжи в 1955 году. Позже были перевезены четыре бани на сваях. Сейчас в музее много деревянных домов, церквей, деревянных фигур - сказочных персонажей, выполненных Костромскими мастерами.
Ведущий. Ребята, я знаю, что все вы бывали в Костроме. А где вы там были? Назовите эти места. (ответы детей)
Презентация страницы книги «Кострома глазами детей» выступления ребят 4 группы. (Планетарий) (Планетарий)
(Портрет Н. А. Некрасова и кадр из мультфильма «Дед Мазай и зайцы)
Ведущий. А сейчас поговорим о людях, чье творчество связано с нашим краем.
Ученик 1. Николай Алексеевич Некрасов не раз бывал в Костроме, останавливался в одной из гостиниц, даже охотился в нашей местности. Он был знаком с этим необычным охотником дедушкой Мазаем и о нем он и написал даже стихотворение. А крестьянину деревни Шоды Захарову посвятил известную поэму «Коробейники». Строки из этой поэмы были положены на музыку.
Просмотр мультфильма «Дед Мазай и зайцы
Ведущий. Кто из героинь русских народных сказок родом из Костромы? Отгадайте. (Снегурочка)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. Кто это? (ответы детей)
Ведущий. Костромской край – родина Снегурочки. А сказку о ней написал наш земляк – писатель-драматург. Узнайте его фамилию, взяв по одному слогу из данных слов – имен прилагательных.
Конкур 4. Узнайте имя драматурга. Возьмите по одному слогу из каждого слова. (остренький, неровный, гусарский)
Ученик 3. Великий русский драматург Александр Николаевич Островский написал всем известную сказку «Снегурочка». В основу сказки легли сказочные мотивы о стране Берендея, песни и обряды Костромской стороны. Из маленькой девочки–внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Не случайно у Островского она – дочь Мороза и Весны. Костромской государственный драматический театр носит имя Островского.
(Театр им. Островского, вид на беседку Островского)
Танец
Презентация страницы книги «Кострома глазами детей» выступления ребят 5 группы. (Интересные факты о Костроме)
Ведущий. Вот и подошло к концу наше путешествие по Костроме. Еще много тайн и открытий хранит этот дивный город. Мы надеемся, что вы открыли для себя много нового и интересного. Результатом нашего путешествия будет книга про город Кострому, написанная вами.
Песня про Кострому. Л. Сенчиной
Список использованной литературы
1. Историко-краеведческий культурно – просветительский научно- популярный журнал «Губернский дом» - Кострома, №1,2- 2000г
2. Некрасов Н.А. сборник стихов – М.: «Художественная литература», 1972.
3. Слепушкин И. К. «Сусанин»- М.: «Художественная литература», 1984.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Мультфильм «Дед Мазай и зайцы»
2. Запись песни «В родных местах» в исполнении Ю. Антонова
3. Песня «Кострома» Л. Сенчиной
4. Песня И. Купала «Кострома»
4. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия -2008
|