Цель: обсудить, что такое «патриотизм», определить отношение каждого кадета к позиции «быть гражданином», «быть патриотом».
Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, умение самостоятельно делать выводы, отстаивать свою точку зрения;
учить учащихся умению ведения диспута, умениям исследовательской
деятельности;
воспитывать любовь к Родине, Отечеству;
развивать творческие способности учащихся;
Ход занятия:
Урок начинается с прослушивания песни «С чего начинается Родина».
Учитель: Дорогие ребята и уважаемые гости, мы начали свой урок с песни, которая будет являться эпиграфом к нашему открытому занятию.
Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в людях чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и его надо лишь усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Это и есть цель урока, который является звеном цепи воспитания гражданственности и патриотизма.
На экране представлены ЦИТАТЫ:
• “ Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”.
Пётр Иванович Багратион (князь, российский военачальник, герой Отечественной войны 1812г., участник итальянского и швейцарского походов Суворова. Ранен на Бородинском поле. Скончался от ран.)
• “Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился”.
Бернард Шоу (английский драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы)
• “Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины”
Джон Кеннеди ( американский политический деятель, 35 президент США 61-63г.)
• “Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.
Владимир Путин
Учитель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить, что же такое патриотизм и насколько мы с вами патриоты? Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.
Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.
Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
И сегодня нам придётся ответить на такие вопросы, как:
- Что такое патриотизм? Родина?
- Кого можно назвать гражданином?
Ребята, определений этим терминам несчетное количество. Андрей, а как ты думаешь, какие определения более ёмкие и меткие?
На экране: А вот что сказал Дмитрий Николаевич Ушаков (12 (24) января 1873 года, Москва — 17 апреля 1942 года, Ташкент) — русский филолог, член-корреспондент АН СССР (1939), редактор и соавтор одного из основных толковых словарей русского языка — «Толкового словаря русского языка».
“Патриотизм – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу”. Д.Н. Ушаков.
- Вы согласны?
А Гражданин, кто это?
Каждому человеку в жизни предстоит выбор. Или он становится “винтиком”, который закручивают по желанию посторонних. Или он - Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.
Учитель: - Как вы думаете, какие понятия включает в себя слово “гражданин”? (Ответы на экране):
• Патриотизм
• Боль за родную природу
• Высокая нравственность
• Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине
Учитель: Гражданин- лицо, наделенное правами и обязанностями. А можете ли вы перечислить важнейшие права гражданина:
Право на жизнь
Право на свободу
Право на личную неприкосновенность
Право на труд
Право на отдых
Право на свободу слова
Право на свободу совести
Право на образование
Право на медицинское обслуживание
- Основные обязанности гражданина России:
• Соблюдать Конституцию и законы России.
• Уважать права и свободы других людей.
• Защищать Отечество.
• Охранять природу и окружающую среду.
• Забота о детях и нетрудоспособных родителях.
• Получение основного общего образования.
• Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
• Платить налоги
- Ответ на вопрос: гордитесь ли вы своей страной и считаете ли вы себя патриотом нам даст Андрей.
( Мною было проведено анкетирование среди учащихся 7 классов. Вот какие результаты мы получили
• Считаете ли вы себя патриотом?
• Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
• Хотели ли вы уехать из России?
• Гордитесь ли тем, что вы – русский, а не другой национальности?
• Вы за или против службы в армии? Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
• Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?
• Есть ли пример для подражания? Кто?
Учитель: Как вы думаете, ощущать себя гражданином необходимо по заказу или это потребность души, веление сердца?
Школьник - это гражданин?
Учитель: В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся… Незатейливая история, рассказанная писателем о выдающемся Гражданине. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.
- Как вы думаете, почему в тексте слово “Гражданин” начинается с большой буквы?
Учитель: Гражданин, влияющий на свою судьбу и судьбу Отечества разумными и полезными действиями.
Каждый гражданин любой страны должен любить и уважать свою Родину, её традиции.
А мы вернемся к третьему термину, что же такое РОДИНА (распечатки)
“Родина – Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит”.
Игра «Символы РФ»
Ребята, самое время проверить, насколько Вы граждане своей страны. Наш гражданский долг также включает знания “Государственных символов Российской Федерации”.
Как настоящие патриоты своего Отечества мы, прежде всего, должны знать государственные символы.
1.Назовите, какие предметы могут являться государственными символами страны? (флаг, герб, гимн)
2. Из предложенных вариантов выберите герб Российской Федерации.
Слово учителя 5 декабря 2000 года был принят Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации», подтвердивший герб образца 1993 года (нынешний) в качестве государственного и утвердивший правила его использования Описание герба России в утверждённом Указом Президента России от 30 ноября 1993 г. № 2050 «О Государственном гербе Российской Федерации» одноимённом Положении отличается от описания герба России в Федеральном конституционном законе от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», однако в обоих законах в приложениях приведён один и тот же рисунок герба России Евгения Ухналева.
А где помещают изображение герба? (На зданиях правительства, официальных документах, паспортах, пограничных столбах, штандарте президента и т. д.)
3. Из предложенных вариантов выберите флаг РФ?
• Вот как звучит описание флага в федеральном законе “О государственном флаге РФ” от 8 декабря 2000 года. Государственный флаг РФ представляет собой полотнище из трех равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета.
4. Что означают цвета на флаге? (Задание на развитие творческого мышления, ассоциаций).
Учитель выбирает наиболее правильную ассоциацию, комментируя ее.
• Белый цвет – символ мира, частоты, правды, совершенства. Синий цвет – символ верности, веры, постоянства. Красный цвет – символ энергии, крови, пролитой за веру царя и отечества. Все три цвета издавна использовались в народных Костюмах. Из белого и синего полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны из белого и красного полотна.
Когда поднимается флаг РФ?
• Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований, в случае победы наших спортсменов, его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.
5. Как называли первые флаги?
• Первые флаги на Руси называли стягами. Первые упоминания появились в Повести временных лет.
6. Почему на гербе РФ изображен двуглавый орел?
• Изображение двуглавого орла появилось со времен Ивана III. Однозначного ответа, откуда появился двуглавый орел, нет. Священная Римская Империя, Византия, Балканы, Золотая Орда, даже Тверь – какие только версии не выдвигались! Возможно, на выбор Ивана III повлияли разные источники, но ясно одно – двуглавый орел воспринимался, в то время как символ империи, верховной власти государя, объединившего разрозненные княжества в единое целое. Московский правитель заявлял о своем новом положении, о том, что встал вровень с властителями крупнейших держав.
Учитель итог: все мы должны знать и почитать государственные символы России, поскольку они зримо воплощают, прежде всего, современную Россию, в которой мы живем.
Учитель: Подводя итоги очень серьезного и нужного, на мой взгляд, разговора, я предлагаю послушать стихотворение тольяттинского поэта Б. Котневского
У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня - мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной - единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины
Хоть широка страна.
Учитель: Да, ребята, “она такою будет”, какими будете вы. Дай-то Бог, чтобы наше будущее было в надежных руках. Смею надеяться - ваших.
Мы с вами обозначили тему разговора: «Нужно ли патриотическое воспитание?». Думаю, наше занятие способствовало тому, чтобы сформулировать своё отношение к этой проблеме: патриотизму «да» или «нет»? Кто считает, что патриотизму «да» - поднимите руку, кто за «нет»? Кто воздержался?
Задумайтесь, пожалуйста, и сделайте правильный вывод. Будущее можно улучшить активным вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.
|