Внеклассное занятие по математике 2 класс Тема: «День рождения Ослика Иа» ( по различным аспектам логического мышления) Задачи: 1. Диагностика уровня сформированности математического аспекта логического мышления, обучение алгоритму решения логических задач. 2. Развитие наблюдательности, пространственного ориентирования и воображения, повышение интереса детей к математике, естествознанию и расширение их кругозора. 3. Воспитание навыков самоконтроля, уверенности в своих возможностях, а также этических принципов. Подготовительная работа: проведение тренировочных упражнений по развитию логического мышления, изготовление: героев, индивидуальных карточек, мозаики, игровое поле, ребусов. Оборудование: раздаточный материал, герои, мультимедиа, энциклопедия о животных. Ход урока. 1 .Организационный момент. Звучит музыка.
2. Введение в урок. Ребята, вы знаете Вини - Пуха и его друзей. Так вот, давайте представим, что мы очутились в том самом волшебном лесу, где живут Вини - Пух, Пятачок, Кролик, Сова и Ослик Иа. Сегодня у Ослика Иа день рождения, и он прислал нам письмо: На день рождение друзей Хочу я пригласить, Хочу испечь огромный торт и всех вас угостить. И не забудьте захватить моих лесных друзей - Тогда в компании большой нам будет веселей. Найти нетрудно домик мой: дойдите до цветка, Налево поверните и к дереву спешите, Увидев, елку поскорей, идите прямо к ней. Ну что ж, ребята, пойдем к Ослику на день рождения? Ребята, что обычно берут с собой на день рождения? (Подарки) Давайте, и мы сделаем Ослику подарок.
3. Работа с мозаикой «Ослик». Для тех, кто быстро справился с заданием, дополнительное задание - Мозаика «шляпа для Ослика». Молодцы, ребята! Ослик будет очень доволен. Итак, подарки готовы, отправляемся в путь. В своём письме Ослик просил привести к нему друзей. А кто друзья Ослика? (Вини - Пух).
4. На доске появляется картинка «Вини - Пух». Ребята, а какая проблема все время мучает Вини - Пуха? (Еда, мёд.) Вот и сейчас он сидит и думает, где бы взять мёд, чтобы подарить Ослику горшочек мёда. А где можно в лесу найти мёд? Наверное, у пчёл. Я думаю, вот эта пчела (появляется картинка «Пчела») покажет дорогу к ульям с мёдом, а заодно и проверит, какие вы внимательные.
Игра «Проследи за пчелой». «Пчела перемещается с одной клетке на другую по командам. Исходное положение «Пчелы» середина поля. Определить на какой клетке она будет находиться к концу игры.
Вверх, вправо, вниз, влево, вниз, влево, вверх, вправо, вверх, влево, вниз, вправо, вниз, вправо.
На доске проверяют правильность выполнения задания.
Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными и помогли тем самым Вини - Пуху получить мёд для подарка Ослику.
5. Идём по дороге дальше и встречаем Пятачка. (На доске появляется картинка «Пятачок».) Пятачок занят изготовлением подарка для Ослика. Давайте поможем ему.
Игра «Зашифрованный рисунок».
Поочерёдно называются координаты точек, отмечаемые ими в пределах игрового поля. При внимательном и правильном нанесении всех точек в тетради появляется соответствующий рисунок. Что решил подарить Пятачок Ослику? 6. Мы помогли Пятачку, а теперь дорога лежит к домику Кролика. (На доске появляется картинка «Кролик».) Вини - Пух занервничал, пришло время подкрепиться. Но нельзя же съесть подарочный мёд! Домик Кролика оказался очень кстати. (На доске появляется материал к задаче.)
Задача Кролика: Вини - Пух был у него на этой недели уже три раза. Первый раз он опустошил все горшочки с мёдом в первом шкафчике, во второй раз - во втором, а в третий раз - все горшочки в третьем шкафчике. Остался только последний шкафчик. Но сейчас он закрыт. А Кролик откроет и даст горшочек только в том случае, если Вини _ Пух скажет, сколько Горшочков стоит на полке в этом четвёртом шкафчике. При этом известно, что существует закономерность между количеством горшочков во всех шкафах.
Ребята вы подумайте и запишите в своих тетрадях, сколько же горшочков в четвёртом шкафчике. (Решение проверяется у доски. Дети записывают закономерность с помощью цифр: 8-6-4-2; 2-3-4-5.) Молодцы, ребята! Нашли математическую закономерность. В качестве угощения Кролик поставил на стол большой и маленький горшочки с мёдом и маленький горшочек с гречневой кашей. Чтобы не спорить, друзья решили жребием определить, что кому достанется. Кто их них что ел и остался ли Вини - Пух доволен угощением, если известно, что ему и Пятачку достались маленькие горшочки, а Кролик и Пятачок долго утоляли жажду после съеденного мёда?
7. Отправляемся в путь дальше и встречаем домик совы. (На доске появляется картинка «Сова») Сова любит разгадывать ребусы. Она предлагает нам задание: Чтобы узнать слово, нужно разгадать ребусы и определить, что есть общего у данных предметов. СЗж, З '100н, АИ100', 40а
Кто такой тритон? Найдите ответ в словаре или энциклопедии. (Работа в парах) Тритон - хвостатое земноводное. Тритон похож на ящерицу, но кожа у него голая, без чешуек. Длина этого существа до 11 см. Весну и часть лета тритоны проводят в водоёмах, а затем перебираются на сушу, где держатся во влажных, тенистых местах. Здесь же они и зимуют. Питаются тритоны всевозможной мелкой живностью. Что общего у всех птиц и тритона? Молодцы! Вы правильно угадали слово. 8. Пришли к развилке дорог. Куда же идти? Где домик Иа? (Дети вспоминают приметы и находят домик Ослика. По схеме находят домик, где живёт ослик – групповое задание)
Ослик очень рад нашему приходу. Он приготовил для нас торт. Правда, мы есть его не будем, так как он не настоящий. Но этот торт будет для вас домашним заданием: как торт с семью свечками разделить тремя прямыми разрезами на семь частей так, чтобы в каждом было по одной свечке?
Теперь проститься нам пора, к большому сожалению. Я вам в дорогу дам, друзья, с собою угощение. Сегодня вышел у меня прекрасный день рождения! Иа.
9. Подошел к концу наш урок. Ослик вам очень благодарен, что вы помогли его друзьям преодолеть все преграды на пути. Какое у вас настроение? Какие задания вам больше всего понравились?
Литература: 1. Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике.- М.: «Первое сентября», 2004. 2. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1990. 3. Свечников А.А., Сорокин П.И. Числа, фигуры, задачи. – М.: Просвещение, 1977. 4. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М., Омега, 1994. 5. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – СПб.: Лань, 1994. 6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. – М.:ООО»Издательство АСТ_ЛТД», 1998.
|