Сегодня: 24.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Классному руководителю » Взаимодействие с родителями


Родительское собрание "Гиперактивный ребёнок"

СКАЧАТЬ (18.6 Kb) 21.07.2014, 20:41
Башлай Галина Николаевна
Учитель начальных классов, ГУ "Затобольская средняя школа №1", п. Затобольск Костанайского района
Тема:   Гиперактивный ребёнок.
Цель:  сформировать понятие о признаках гиперактивности ребёнка и её причинах.
Задачи:  раскрыть причины гиперактивности ребёнка; рассказать о правилах общения с таким ребёнком; дать советы по обучению и воспитанию таких детей; побудить родителей класса понимать и принимать в коллективе таких детей; показать необходимость воспитания толерантного отношения к таким детям со стороны других учащихся класса; способствовать формированию сплочённого родительского коллектива.
Ход собрания.
I. Организационный этап
/ Родители рассаживаются за парты. Учитель читает стихотворение Б. Заходера «Перемена»./
                                  «Перемена, перемена!» -
                                  Заливается звонок.
                                  Первым Вова непременно
                                  Вылетает за порог.
                                  Вылетает за порог –
                                  Семерых сбивает с ног.
                                  Неужели это Вова,
                                  Продремавший весь урок?
                                  Неужели это Вова
                                  Пять минут назад ни слова
                                  У доски сказать не мог?
                                  Если он, то, несомненно,
                                  С ним бо-о-льшая перемена!
                                  Не угонишься за Вовой!
                                  Он гляди какой бедовый!
                                  Он за пять минут успел
                                  Переделать кучу дел:
                                  Он поставил три подножки
                                  (Ваське, Кольке и Серёжке),
                                  Прокатился кувырком,
На перила сел верхом, Лихо шлёпнулся с перил,
                                   Подзатыльник получил,
                                   Сходу дал кому-то сдачи,
                                   Попросил списать задачи, -
                                   Словом,
                                   Сделал всё, что мог!
                                   Ну, а тут – опять звонок…
                                   Вова в класс плетётся снова.
                                   Бедный! Нет лица на нём!
                                   - Ничего, - вздыхает Вова, -
                                   На уроке отдохнём!
II. Этап педагогического всеобуча
     Что же это за гиперактивный ребёнок? Какой же он на самом деле, когда его родная мама мечтает, чтобы он был другим, и только видит в нём обузу, одну лишь обузу… Ну, а про радость материнства вообще не стоит говорить. И в детском саду, и в поликлинике, и в магазине она видит сочувствующие взгляды знакомых и незнакомых людей. Наверно, это не просто понять. Ведь не любой из нас способен стать укротителем детей и укрощать ежеминутно, ежесекундно малыша, при этом явно понимая, что никакая дрессировка не даст желаемого эффекта.
     Такой ребёнок, став на ножки, тотчас же сразу начал бегать. С тех пор торопится куда-то, опережая сам себя. Похож на гонщика, который мчит на ракетных скоростях, не управляя тормозами. Мчит год, другой и в эту гонку невольно вовлекает всех, кто общается с ребёнком. Он ещё дошкольник, а мама с папой измотаны так, словно он им не даёт покоя вечность. Все валятся с ног рядом с ним… Все раздражены, часто конфликты в семье приводят к семейным кризисам, депрессиям, даже разводам. Лишь один ребёнок неутомим. Ему всё в жизни нипочём. За эти годы он ни разу спокойно не сидел на месте, и даже есть ему легче, когда стоит, а не сидит. Он весь как будто на шарнирах, разболтанных от перегрузки, и оттого все части тела всё время ходят ходуном и извиваются в движениях.
     Особо непослушны руки. Они всё трогают, хватают, ломают, дёргают, бросают…
Порой кажется, что их у малыша не две, а больше. Сколько разбитой посуды, сломанных игрушек, исковерканной мебели, испорченных стен прошло через эти руки. Родители ребёнка привыкли оплачивать нанесённый ущерб, ремонтировать сломанные предметы быта.
     Ноги такого ребёнка тоже живут самостоятельной жизнью. Сколько на их долю выпадает за день бегать, потому что у гиперактивного ребёнка нет такого слова, как «ходьба». Его ноги могут целый день носиться, догонять кого-то, подскакивать, скакать, перепрыгивать. Бег с препятствиями, по кругу и обратно, к цели и бесцельно – главное занятие для них.
     Да и голова у этого ребёнка может выворачиваться спереди назад, чтоб увидеть всё одновременно, осмотреть предмет со всех сторон. Поначалу кажется, что это обычная любознательность. Но рассматривая всё вокруг, малыш не старается увидеть сути. Взгляд скользит лишь по поверхности, не больше, удовлетворяя любопытство. Любознательность ему не свойственна. Такой ребёнок редко задаёт вопросы типа «почему», «зачем». Ну а если даже задаёт, то не старается выслушать ответ. Но, тем не менее, он может целый день исследовать, как лучше влезть на крышу, открыть чердак или захлопнуть люк. Он пытается пройтись по потолку, повиснуть на карнизе. Наиболее посещаемый врач в такой семье – травматолог. Малыш вечно в царапинах и шрамах, а занозы невозможно перечесть. Тем не менее, он снова набивает те же «шишки», не пытаясь сделать вывод из того, что было, словно нет у людей инстинкта самосохранения совсем.
     Неусидчивость его бросается в глаза и в детском саду, и в школе. Естественно, что он при этом чрезвычайно рассеян, и внимание его не может задержаться на чём-либо больше минуты. Внимание так же «бегает», как ноги, «выключаясь» и «включаясь» неизвестно каким образом. Его может отвлечь на уроке всё: яркая ручка, ластик, бантик соседки, пролетевшая муха. Но, отвлекшись из-за мухи, он мгновенно забывает про неё, делая обычно всё настолько машинально, что потом не верит, что всё это сделал он.
      У гиперактивного ребёнка виноваты все, кроме него: разбитая тарелка – разве мог малыш предвидеть, что она возьмёт и выскользнет из рук4 кошка, на которую он наехал велосипедом – если у неё плохое зрение, то надо надевать очки. Словом, оправданиям его поступков нет конца. Он постоянно ищет оправдания и верит в них, потому что сам нее понимает причины своего поведения и пытается объяснить их по-своему. Такой ребёнок импульсивнее своих ровесников и сам не не знает, что ему способно взбрести в голову хотя бы через миг. Настроение его колеблется от минуса до плюса. Он способен отвечать на самый маленький пустяк агрессией и в то же время не дать реакции в действительно серьёзном споре, конфликте.
     Он обычно самый шумный среди шумных, заводила. Он – в центре драки, кутерьмы, там, где баловство, проказы, там, где просто можно пошалить. Вот он ссорится и, мирясь одновременно, прощает все обиды всем. Даже если вы его за что-то наказали, он не будет жаловаться и унывать. Его всепрощению порой можно поучиться и взрослым. Эти качества притягивают к нему таких же сверстников – шалунов и хулиганов. У воспитанных детей с ним, наоборот, частые конфликты. Он раздражает их, они совершенно не могут его понять и терпеть. С ними он несовместим, и в детских учреждениях ему ужиться с ними бывает невозможно. Он нарушает все правила и нормы поведения. В этом мире он – причина и центр всех конфликтов.
     Вполне понятно, что при таком мировосприятии ребёнок с трудом усваивает знания, навыки и не понимает многие задания, навыки и не понимает многие задания. А в случае неудачи начинает вести себя агрессивно, громко кричать, обвинять окружающих людей и предметы. Кроме того, у него самооценка на нуле или же немного выше, и приклеивая сам себе ярлык комплекса неполноценности, он обычно с этим комплексом старается предстать перед другими. И этот комплекс тянется за ним потом как шлейф, мешая в школе и в дальнейшей жизни. Это совсем не так, но тем самым он оправдывает свои неудачи. В тетрадях царит хаос: здесь нет места порядку и правилам, здесь отсутствуют строчки и клетки. Правила
оформления в тетради им не игнорируются, он просто не их не держит в голове. И бесполезно ещё и ещё раз повторять, сколько клеточек нужно пропустить или как писать ответ задачи. У родителей гиперактивного ребёнка обычно двойственные чувства к нему – накипь раздражения и жалость: жалость от того, что их малыш настолько отличается от окружающих детей, что, быть может, это просто проявление болезни; и накипь раздражения – от того, что с ним невозможно быть всё время рядом.
      Он не знает, что такое расслабление, угомоняясь только лишь тогда, когда ложится спать. Время сна его – единственное время, когда мама с папой восстанавливают силы и устраивают маленькую передышку в бесконечной воспитательной войне, в которой постоянно посылают свой огонь нравоучений и упрёков. Но и спит настолько беспокойно, что довольно часто утром голова его там, где должны быть ноги.
     Кто виноват в таком поведении ребёнка, или что сделало ребёнка таким? Что за явление психологи называют гиперактивностью? Есть много предположений относительно причин, вызывающих синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В их числе  - недостаточное питание, отравление в младенчестве тяжёлыми металлами (свинцом), органические повреждения мозга, отравления во время внутриутробного развития плода, кислородная недостаточность в процессе развития плода и родов. Многие дети с симптомами СДВГ появились на свет при осложнённых родах, недоношенными. Встречаются эти симптомы и у близнецов, что, как полагают врачи, обусловлено сильным сцеплением генов. Учителя сетуют на то, что таких детей становится с каждым годом всё больше. Врачи объясняют это неблагополучной экологической обстановкой. Такое же разнообразие мнений существует относительно методов лечения таких детей и адаптации их в коллективе.
     Лечение таких детей различными транквилизаторами или антидепрессантами не оказывало никакого воздействия. Были найдены лекарственные препараты, которые при условии тщательного контроля хода лечения дают положительный эффект.
     Однако главным условием их адаптации в коллективе детей, в семье, в обществе в будущем, является особая организация отношений с ними в школе и дома. Этот метод альтернативной помощи гиперактивным детям направлен на перестройку окружающей среды ребёнка путём её упрощения, уменьшения отвлекающих факторов, чёткости и ясности инструкций, объяснений. Взрослые такому ребёнку должны обеспечить эмоциональное благополучие. Отсутствие успеха в учёбе, общении со сверстниками делает их замкнутыми, они начинают мстить обществу, становятся агрессивными.
     Вот какие советы можно дать родителям в воспитании гиперактивных детей.
Узнать причину гипердинамичности ребёнка. Проконсультироваться с нужным специалистом: болезнь это или нет, следствием каких причин это является.
Если гиперактивность обусловлена болезнью, необходимо выполнять все предписания врача и правильно дозировать лекарственные средства, не прерывать лечение, даже если состояние ребёнка улучшилось.
Всё то, что может вызвать в доме и в классе «любознательность» ребёнка, последствием которой будет детский травматизм, родители должны убрать хотя бы из поля зрения.
Нужны лекарства вашему ребёнку или нет, главное – общение с ним, адаптация к дальнейшей жизни. Самое важное в лечении – это мера воспитательных воздействий, система и методика осуществления их взрослыми.
Любое разногласие в семье и в школе в вопросах воспитания такого ребёнка усиливает его отрицательные качества. Поэтому и между членами семьи, и между родителями и педагогами не должно быть недосказанности, непонимания.
Постарайтесь продумать режим дня ребёнка до мелочей. Старайтесь следовать режиму. Пусть ваш ребёнок чётко знает, когда он должен встать, поесть, выучить уроки, пойти гулять, играть с друзьями. Сами не засиживайтесь в гостях.
Друзей у вашего ребёнка должно быть мало: чем больше будет у него товарищей по играм, тем больше он будет возбуждаться с ними. Старайтесь, чтобы среди них не было таких же гиперактивных детей. Общение с ними увеличат отрицательный эффект.
Игра для вашего ребёнка – важнее разных медикаментов, вернее, главное лекарственное средство. Не жалейте времени на игры с ребёнком.
Стараться приобщать ребёнка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии.
Учите его правилам игры и соблюдению условий. Ребёнок должен научиться планировать свою игру, чтобы планирование важнейших дел потом смогло войти в привычку.
Гиперактивного ребёнка с ранних лет желательно занять каким-то видом спорта, доступным его возрасту и темпераменту.
Чтобы выработать у гиперактивного ребёнка хоть какую-то усидчивость, необходимо приучать его играть помимо шумных игр в тихие настольные: конструктор, мозаику, лото, домино и т. п. Они учат концентрировать внимание, что очень важно для обучения в школе.
Гиперактивного ребёнка можно отвлечь от «двигательной бури» рисованием и чтением любимых книг, рукоделием.
Не раздражайтесь, если ваш ребёнок всё делает наоборот. Спокойно повторите ему снова своё задание, объясните суть и покажите ещё и ещё раз.
Запомните, что все старания гиперактивного ребёнка и даже слабые попытки что-то сделать, о чём вы просили, необходимо сразу поощрять, даже если они не имеют ожидаемого результата.
Чтобы создать условия для концентрации внимания гиперактивного ребёнка во время его деятельности, необходимо убрать лишнее, что может попасть ему на глаза.
С таких  позиций надо обставлять и комнату ребёнка, продумав всё до мелочей. Вплоть до окраски потолка и стен.
Просмотр телевизора необходимо минимально ограничить. Ни в коем случае ребёнок не должен видеть фильмы ужасов и криминальные истории с насилием.
Не надо приглашать большое количество гостей и брать ребёнка в шумные компании.
Учите его сдерживать «бурные эмоции» и постарайтесь не выплёскивать свои. Запомните, что ребёнок подражает вам.
Пытайтесь погасить конфликты, в которые замешан ваш ребёнок, с первой искры. Не ждите, когда дело зайдёт слишком далеко, не бойтесь лишний раз принести извинения.
Будьте последовательны и в наказаниях, и поощрениях ребёнка.
Не забывайте, что наказание словесной, телесной агрессией обычно вызывает идентичную реакцию у ребёнка. Эффективнее наказывать его лишением свободы действий.
Выберите класс с небольшим наполнением, программа не должна быть повышенного уровня сложности. Умерьте свои амбиции.
Воспитывайте ребёнка в семье не как придётся, как вздумается каждому, а выработайте совместные действия, правила.
Давайте задания, которые он сумеет сделать. Или подробно инструктируйте его. Слишком непосильное задание спровоцирует эмоциональную вспышку.
Не поощряйте ребёнка чрезмерно, не давайте понять, что жалеете его, не балуйте его.
     Если вы сумели найти ключик к ребёнку и направили его энергию в необходимое вам русло, безусловно, он преодолеет основные негативные моменты, связанные с его гипердинамичностью.
     В противном случае приготовьтесь к самым неприятным и непредсказуемым сюрпризам, потому что ваш ребёнок не только в начальных классах школы, но и будучи подростком может стать неуправляемым и навряд ли адаптируется к нормам общества, в котором ему надо будет жить.
     Обращайтесь за советами при воспитании гиперактивного ребёнка к педиатру, к педагогу, обязательно к психологу, а главное – к психоневрологу. Держите тесный контакт со всеми школьными учителями, тренерами, педагогами дополнительного образования и т. д.
     С родителями других детей класса также необходимо установить взаимопонимание, контакт.
     Таким образом, успех в адаптации таких детей в школе, коллективе детей зависит от взрослых, их терпимости и доброго отношения к ребёнку.
     Если взрослые понимают причины поведения гиперактивного ребёнка, то дети, а в особенности младшие школьники, не обладают необходимыми навыками общения, они жестоки и не знают компромиссов. И виноваты в этом мы, взрослые. Ещё в детском саду мы поощряем нетерпимость детей к гиперактивным детям. Часто можно слышать от детей фразы:»А ваш Максим сегодня опять…», «Он и в садике тоже баловался», «А Марья Ивановна сегодня опять Данилку в угол поставила», «А Вова на уроке всем мешал» и т. п. Выслушивая и поощряя такие высказывания детей, мы воспитываем в них чёрствость, неприятие других, непохожих на всех детей, равнодушие к недостаткам и проблемам других детей. Ни в коем случае не поощряйте подобные высказывания детей. Задавайте встречные вопросы: «А как ты поступил?», «Почему ты не пожалел его?», «Может, ты сказал что-нибудь обидное?» и т. п. Ведь виноват в плохих поступках не сам ребёнок – виновата его нервная система, повышенная возбудимость.
     Надо только научиться ждать и помогать ребёнку. Разве вы когда-нибудь встречали взрослых, напоминающих вихрь, ураган, пожар? Но ведь многие из этих взрослых в детстве были копией такого же ребёнка. Тем не менее, среди гиперактивных детей много талантливых и успешных в будущем людей, которые принесут пользу обществу, будут иметь свои семьи, найдут свой путь в жизни. А может быть, среди наших Максимов и Данилок есть будущие учёные, композиторы, космонавты? Так что запаситесь капелькой терпения, помогайте им и ждите.
 III. Анализ педагогических ситуаций
     Ситуация 1. У вашего сына появился новый друг. Поведение ребёнка стало меняться в худшую сторону. Вы узнали из бесед с родителями, что и в школе он нарушает дисциплину, агрессивен. В дневнике ребёнка появилось замечание о его поведении на уроке.
     Ситуация 2. Вы с ребёнком пришли на детский день рождения. В процессе игр он перевозбудился, и, проиграв в одной из игр, полез в драку.
     Ситуация 3. Дочка несколько раз жаловалась вам, что ей мешает сосед по парте: берёт у неё карандаши, возится и мешает ей писать, разговаривает с ней. Она попросила вас уговорить учителя пересадить её от мальчика.
     Ситуация 4. Папа за каждый проступок ставит ребёнка в угол. Однажды, он сказал папе :»Ещё раз поставишь в угол – я уйду жить к бабушке».
     Ситуация 5.  Сын однажды случайно услышал ваш разговор с учителем, в котором вы объясняли причины гиперактивности ребёнка. Когда вы с ним стали разговаривать о его поведении на уроке, он ответил, что он не виноват, ему надо пить лекарства, потому что он – больной.
IV. Подведение итогов собрания
     В сказке Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок» поднимаются проблемы толерантного отношения к «другим» людям в нашем мире, непохожим на нас, на общепринятые образцы и нормы. Не станем ли мы такими же чёрствыми и чванливыми, как обитатели птичьего двора – утка испанской породы и индюк, вообразивший себя императором? Не пропустим ли мы прекрасного лебедя в облике «гадкого утёнка»? Не научившись сами быть терпимыми и гуманными, мы не воспитаем такими наших детей.
V. Решение собрания
1. Поговорить с детьми о терпимости в отношениях со всеми детьми класса.
2. Не поощрять жалобы детей на поведение других детей класса. Спрашивать о том, почему     произошёл тот или иной конфликт, а не о том, кто в нём виноват.
3. Обратиться к психологу школы родителям, желающим получить консультацию по теме собрания.
4. Выполнять рекомендации психолога по воспитанию гиперактивного ребёнка.


Категория: Взаимодействие с родителями | Добавил: bgn07061970
Просмотров: 3129 | Загрузок: 126 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
Галина Николаевна, Вы очень тонко и тактично подощли к проблеме. Ведь гиперактивных детей сегодня много, а со стороны родительской общественности чаще всего существует дин подход - наказание. А ведь проблема сложнее.

Галина Николаевна, материал Вашего родительского собрания поможет родителям узнать о причинах гиперактивности детей, как эта гиперактивность может проявляться, как научиться общаться с такими детьми, научиться их принимать в коллективе. Советы и рекомендации родителям в воспитании таких детей помогут найти общий язык между всеми членами классного коллектива ( и взрослого и детского).
Спасибо за представленный сценарий.
С уважением, Овчинникова Е.В.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог