Шерстобитова Ирина Владимировна Воспитатель МБДОУ №24 г. Архангельск
«Родители – активные участники образовательного процесса. Характерно ли это для российской школы?»
Неотъемлемой частью педагогического процесса являются родители. Без их
активного участия нельзя говорить о полноценном развитии личности
ребенка. Чтобы семья стала хорошей школой, а школа хорошей семьёй
необходимо их правильное и тесное взаимодействие. Сегодня, в нашей
стране, некоторые родители рассуждают так: если ребёнок отправляется в
школу, то теперь именно она ответственна за его воспитание и
образование, ведь там работают специалисты, они и должны обучать. Тем
самым эти родители снимают ответственность с себя за своё чадо. Но
Конституция РФ гласит, что каждый имеет право на образование и получать
это образование гражданин России начинает в семь лет, а до этого его
основными педагогами являются родители. С переходом в школу обязанности
по заботе о детях никто с родителей не снимает, они обязаны обеспечить
получение детьми образования. Таким образом, законодатель должен
предоставить родителям право влиять на ход учебного процесса: они могут
влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в
организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие,
при необходимости присутствовать на уроках. На родительских собраниях
родители учащихся могут быть активными участниками дискуссий, тренингов и
т. п. И он это право предоставляет, но вопрос в том, хотят ли сами
родители быть активными участниками в процессе обучения своего ребёнка?
Ответ на данный вопрос, я попыталась найти на родительских форумах,
интернет-конференциях и при непосредственном общении с родителями
учащихся.Как я и предполагала, далеко не все родители принимают активное
участие в обучении своего ребенка, причины этому разные, начиная с
занятости и утомляемости на работе и заканчивая нехваткой времени для
элементарного общения с ребёнком. Современные родители считают, что
посидеть с ребёнком час над домашним заданием и раз в месяц прийти «для
галочки» на родительское собрание это нормально. Естественно, что ни о
какой активной позиции в процессе обучения своего ребёнка речи не идёт.
Но не стоит винить во всём родителей. Некоторые из них заинтересованы в
школьной жизни ребёнка, но здесь может появиться другая проблема –
учителя. Для российской
школы, характерно то, что учителя не хотят и даже бояться допускать
родителей в процесс совместной активной работы с детьми, так как
изначально считают, что их рекомендации и требования неправильно будут
истолкованы. Почему? Потому что родители, в свою очередь, не всегда
высоко оценивают профессиональный уровень учителей, их действия,
моральные качества. А результат этого абсолютное непонимание друг друга и
от этого непонимания страдает, в первую очередь, ребёнок.
Я считаю, что современный родитель это наблюдатель, он не является
активным участником в образовательном процессе ребёнка, и это на
сегодняшний день большая проблема, решение которой полностью зависит от
самих родителей и администрации, учителей школы. Пока не будет с той и
другой стороны осознания и понимания того, что выполнить домашнюю работу
вместе с ребёнком или вместо него и сходить на родительское собрание
для «галочки» это далеко не «потолок» для современных родителей в
процессе обучения своего ребёнка.
Аннотация: В данной статье автор рассуждает о роли и степени активности
современных родителей в процессе образования ребенка. Кроме этого,
автор выделяет основные проблемы, с которыми встречаются основные
субъекты процесса обучения в ОУ. В первую очередь, данная статья будет
полезна всем родителям, чьи дети посещают любое ОУ. Автор: Шерстобитова Ирина Владимировна Воспитатель (стаж работы 2 года), МБДОУ №24 г.Архангельск
Магистрант I курса по направлению «Социальное взаимодействие в
образовании Евро - Арктического региона», САФУ имени М.В. Ломоносова,
институт педагогики и психологии.
|