Аннотация
Данная методическая разработка предназначена для обучающихся 10 класса психолого-педагогического направления общеобразовательной школы (или объединение дополнительного образования социально-педагогической направленности).
Исследовательский метод, как способ организации творческой деятельности обучающихся по решению новых для них задач, есть прекрасный инструмент педагога – организатора. При их выполнении обучающиеся должны самостоятельно овладевать элементами научного познания: осознавать проблему, выдвигать гипотезу, строить план ее проверки, делать выводы, находить решения. Исследовательский метод помогает сформировать у обучающихся познавательный интерес, положительную мотивацию к процессу обучения, облегчает процесс запоминания информации. Главная особенность этого метода показать и обучить старшеклассников видеть проблемы, уметь самостоятельно ставить задачи.
Основываясь на вариативных принципах анимационной педагогики возможно создание новых версий игровых, практических или коммуникационных ситуаций, аттракционов, игр, площадок. В формате данного занятия в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Я – Вожатый» реализуется психолого-педагогическая задача: создать на занятии ситуацию удовлетворения обучающихся педагогическим поиском и успехами в обучении.
Пояснительная записка
Актуальность. ФГОС среднего общего образования ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):
− креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
− владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
− готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
− уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигающий взаимопонимания для успешного взаимодействия;
− подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества.
Цель: приобретение обучающимися комплекса функциональных навыков исследования как универсального способа получения новых прочных знаний.
Задачи:
- Образовательная: обучение навыкам самостоятельной поисково-исследовательской деятельности; обучение педагогическим навыкам, а также, навыкам в области педагогической анимации и игротехники.
- Развивающая: развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающегося в образовательном процессе.
- Воспитательная: повышение уровня воспитанности, эрудиции, наблюдательности, логического мышления, общей и коммуникативной / речевой культуры, развитие интереса, устойчивой мотивации к выбранному направлению деятельности.
Методологическая составляющая разработки: исследовательский метод, как способ организации творческой деятельности обучающихся по решению новых для них задач; кейс-метод как педагогическая технология, отличительной особенностью которого является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни, при этом сама проблема является актуальной на сегодняшний день и может иметь несколько решений.
Формы организации учебной деятельности: групповая (работа в парах), индивидуальная, фронтальная.
Методы: исследовательский, частично-поисковый, практический, контроля и самоконтроля.
Целевая возрастная группа: обучающиеся 10 класса.
Планируемые результаты: сформированные представления о методах педагогического исследования (наблюдение, эксперимент, анализ информации), интерес, устойчивая мотивация к занятиям проектно-исследовательской и педагогической деятельностью.
Используемые педагогические технологии: интерактивные, личностно-ориентированные, игровые педагогические технологии.
Междисциплинарные связи:
Обеспечивающие: «Педагогика / анимационная педагогика», раздел авторской дополнительной программы «Я – Вожатый».
Обеспечиваемые:
Подраздел темы «Педагогика / анимационная педагогика», раздел авторской дополнительной программы «Я – Вожатый»: «Игра и игротехники».
Подраздел темы «Коммуникация», раздел авторской дополнительной программы «Я – Вожатый»: «Привлечение и удержание внимания участников игрового и педагогического процесса»
Подраздел темы «Актёрские навыки», раздел авторской дополнительной программы «Я – Вожатый»: «Мастерство ведущего».
Тип занятия: передача готового педагогического опыта в формате мастер-класс.
Дидактические средства:
Презентация по теме «Игра – это серьёзно» (приложение 1)
Оборудование:
ТСО: компьютер, мультимедиа проектор, игровые наборы «Крестики-нолики», «Морской бой», «Кубики Блума», «Лестница ответов»
Продолжительность занятия: 30 минут.
Ход мастер - класса по теме «Игра – это серьёзно»
№ п/п |
Элемент занятия |
Вид деятельности |
1 |
Организационный момент |
Слово учителя: приветствие, (30 сек.) |
2 |
Актуализация опорных знаний
Вопросы для актуализации знаний:
- Что такое игра? Игра по правилам «Лото», с выходом в занятие
|
Блиц-опрос (1 мин.) + деление на группы (1 мин.) |
3 |
Получение, обработка и обобщение знаний
- Особенность игры
- Игра по правилам
- Пример игровой задачи / вариативность
- Количественное изменение в игре
- Игра – всегда решает задачи
- Что такое игра с точки зрения психологии и что такое игра с точки зрения педагогики, особенности восприятия процесса игры в анимационной педагогике?
- Какие варианты игры могут быть в анимационной педагогике?
* ПОДАРИТЬ «Х/О» !!!
Спросить где ещё можно будет поиграть в это?
Спросить хотелось бы детям попробовать составить такой вариант игры и быть ведущим?
|
Слово учителя:
Озвучить основные задачи и приёмы педагогической анимации (5 мин.)
Апробировать прием в игре «крестики - нолики»
*ключевое – игра «Х/О» зародилась в Индии – 3000 лет назад, стала прародителем вариантов игр, которые , в итоге переросли в шахматы и шашки.
В чём возможность данных вариаций.
Давайте попробуем поиграть!
Определить / через лото/
кто начнет отвечать на вопросы о играх. |
4 |
Работа с педагогическим кейсом или игровой задачей «Задания-вопросы для игры «Морской бой»
- Получение задания
- Работа в группе над решением (с учетом полученного на занятии материала и наличия дидактики, а так же, оборудования)
|
Формирование проекта педагогической разработки в области анимационной педагогики (5 мин.)
* ключевое – в 1870 г бурлак Пётр Кондратьев придумал игру. |
5 |
Презентация решений
|
Ответы групп с пояснением их вопросов к игре «Морской бой» и проработка одного «тура» (10 мин.) |
6 |
Рассмотрение варианта для развития критического мышления, посредством «Кубиков Блума»
1.Получение задания
2. Работа в группе над решением (с учетом полученного на занятии материала и наличия дидактики, а так же, оборудования) |
10 мин
*ключевое-
Существует много игр, и они могут использоваться в самых разных формах и в разных ситуациях.
Я играю и преподаю давно, но бывают моменты, когда трудно придумать что-то новое…
Кубики Бенджамина Блума, придуманные им в 1960, тоже вариативная версия
(Место. Урок. Игра)
Разделить.
Записать то, что в итоге сложилось.
Порассуждать как это можно реализовать. |
7 |
Рефлексия
Подведение итогов занятия
Осознание обучающимися своей деятельности, самооценка деятельности. Предлагается возможность разместить магнитик-участника на «Лестнице ответов» |
1,5 мин
Размещение магнитиков на выходе из аудитории |
8 |
Подведение итогов занятия
Анализ проделанной на уроке работы подведение итогов деятельности педагога |
Выполняется педагогом для самоанализа деятельности и внесения корректировок |
Опорный конспект
1. Добрый день, ребята, сегодня у нас с вами занятие. Проведу его я, педагог – организатор школы № 219 Бучель Евгений Александрович.
2. Внимание на экран. Как вы думаете, какое слово объединяет эти картинки? (картинки объединяет слово «Игра»).
У.: отвечают с места.
3. Всё верно – именно о игре мы с вами сегодня и поговорим, но рассматривать мы её, игру, будем с педагогической точки зрения.
(Далее педагог использует вопросы, изложенные в пункте «Вопросы для актуализации знаний»)
4. Теперь я предлагаю вам разобрать вот эти вопросы:
- Особенность игры (сопровождается слайдами презентации 1,2)
- Игра по правилам (сопровождается слайдами презентации 3,4)
- Пример игровой задачи / вариативность (сопровождается слайдами презентации 5,6).
- Количественное изменение в игре (сопровождается слайдами презентации 7,8).
Игра – всегда решает задачи (сопровождается слайдами презентации 9,10).
- Далее нам с вами нужно будет попробовать, а сможете ли вы, узнав так много об игре, сами создать игру или игровое задание для ребят, обучающихся в начальной школе. Мы разделимся на группы (проверить число групп и число участников в них можно спросив у учащихся в какое время года они родились, чтобы сформировать группы, приблизительно одинаковые по количеству участников). Но при выполнении задачи вы должны учитывать, что наш урок – не бесконечен и на решение вашей группе отводится 10 минут.
- После чего ваша группа расскажет нам свою идею – решение задания в конверте.
Проводится раздача конвертов с кейсовыми заданиями для работы с педагогическим кейсом или игровой задачей.
- Получение пакета – задания.
- Работа в группе над решением (с учетом полученного на занятии материала и наличия дидактики, а также, оборудования).
- Наше время подошло к концу, и я предлагаю, начав с (называется время года) выслушать ваши идеи.
У.: Презентуют свои идеи по очереди (по ходу календарного года)
9. Вы большие молодцы, у вас прекрасные идеи, кое-что из придуманного сегодня, я и сам обязательно попробую. А теперь я прошу вас заполнить листки «обратной связи», чтобы я понимал, как прошел сегодняшний урок.
10. Я благодарю вас за работу на уроке! Каждому из вас полагается сувенир на память (получение сувениров) До свидания!
|