Сегодня: 04.02.2023
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Конкурс "Я - Учитель!" » Рабочие программы


Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа" Шахматы в школе"

СКАЧАТЬ (85.0 Kb) 27.11.2022, 15:56
Романова Елена Вячеславовна
учитель начальных классов, МБОУ "Атьминская СОШ" Ромодановский район, Республика Мордовия
Структура программы
Пояснительная записка программы
Цели и задачи программы
Учебно-тематический план программы
Содержание программы
Календарный учебный график программы
Календарно-тематическое планирование программы
Планируемые результаты освоение образовательной программы
 Оценочные материалы программы
Форма обучения, методы, приемы, формы организации учебного процесса, формы и типы занятий, формы контроля
Материально - техническое обеспечение программы
Список использованной литературы
Приложение 1. Диагностический материал к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Один из приоритетов государственной политики в области образования - ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на их воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Данный факт нашел отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года

Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой культуры. «Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов вперед». (В.В. Путин).
Двадцать первый век – век стремительного научно – технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации, предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, ее обрабатывать и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свой потенциал, получить навыки ориентации в высокотехнологичном, конкурентном мире. И здесь вырастает социально – педагогическая функция шахмат, сущность которой отражается в развитии способности самостоятельного логического мышления, навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут и обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами – это постоянная систематика детьми получаемых во время занятий шахматами знаний, выработка у них способности адекватной реакции на любой поток информации, способности к ее быстрому осмыслению.

Понимая высокий потенциал шахматной игры в развитии школьников, во многих странах и регионах России интегрировали шахматы в программы начальной школы. На сегодняшний день накоплен достаточно значимый опыт внедрения шахматной игры в образовательный процесс, позволяющий по достоинству оценить эффект воздействия на развитие детей младшего школьного возраста.

Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы…» (В.А. Сухомлинский).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, в соответствие с которыми по окончанию 4-го класса у школьника должны быть сформированы навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций, сформирован способ решения проблем творческого и поискового характера, сформированы умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей, овладение логическим действиями сравнения, анализа, синтеза, установлений аналогий и причинно – следственных связей и пр.

Шахматная игра, как полифункциональный предмет, это универсальный инструмент к самопознанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию вышеуказанных личностных характеристик выпускника начальной школы, а также откроет уникальные возможности когнитивного развития младших школьников, так как так как именно этот возраст является сенситивным периодом в развитии таких важных психических функций как память, внимание, воображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект.

Нормативные основания для создания дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы:
- Федеральный закон «Об образовании российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ;
- Концепция развития дополнительного образования на 2015-2020 годы от 4.09.2014 г. № 1726-р;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;
- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. № 09-3242;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 11 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03. 09 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития системы дополнительного образования детей»;
- СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства образования республики Мордовия от 04. 03 2019 г. № 211 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в республике Мордовия»;
- Устав ГБОДОРМ «РЦДОД»;
- Локальный акт ГБОДОРМ «РЦДОД» «Положение о разработке, порядке утверждения реализации и корректировки общеобразовательных программ».
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Шахматы в школе» составлена на основе:
- Рабочей  программы «Шахматы в школе», авторы  Волкова Е.И., Прудникова Е.А. М. 2016.;

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования.

Направленность программы – общеразвивающая.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.         Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Новизна программы состоит в том, что она существенно изменяет характер и содержание труда учащихся, требуя приложений всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание занятий составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС начального общего образования.

Педагогическая целесообразность программы
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия,                  но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению  логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Содержание занятий  направленона воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В настоящее время всеобщее признание получили кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От понимания знаний, умений и навыков, как основных итогов образования, произошёл переход к признанию обучения как процесса образования личности обучающегося, его подготовки к реальной жизни, готовности успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на вызовы экономического прогресса и рынка труда.

В этой связи ценностными ориентирами содержания Программы «Шахматы школе», которые соответствуют целевым установкам системы начального общего образования, являются:
- формирование у обучающихся:
• чувства сопричастности и гордости за свою Родину и её историю;
• восприятия мира, как единого целого при наличии в неё разнообразия культур, национальностей, религий;
• доброжелательности, доверия и внимания к людям;
• готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
• уважения к окружающим (умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать собственное решения с учетом позиций всех участников процесса);
- развитие ценностно-смысловой сферы личности обучающегося на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма;
- развитие у обучающихся умения учиться, как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
• развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности в сфере шахмат и физической культуры;
• формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке), направленной на укрепление собственного здоровья;
- развитие самостоятельности, инициативности и ответственности, как условий для самоактуализации обучающегося:
• формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
• развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
• формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей;
• формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности, в пределах своих возможностей;
• воспитание чувства уважения к результатам труда других людей.

Учебный материал данной программы позволяет сформировать у школьников младших классов позитивное отношение к познавательной деятельности.

Отличительные особенности программы
В современной школе важное место занимает развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, понимание, осознание и воспроизведение полученных знаний в различных метапредметных областях. Современное образование – переход от знаниевой парадигмы к личностно ориентированному, развивающему образованию, что требует изменения способов получения знаний.

Возраст детей, участников программы и их психологические особенности
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Шахматы в школе» ориентирована на работу с детьми 7 -10 лет. Программа предусматривает возможность обучения в одной группе детей разных возрастов с различным уровнем подготовленности к занятиям,предполагает освоение видов деятельности в соответствии с психологическими особенностями возраста адресата программы.В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволит успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, изобретательность и самостоятельность, умение ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность - выгодно выделяют шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения, необходимость учета угроз соперника и расчет вариантов в уме, не передвигая фигуры на доске, создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии самостоятельных оптимальных решений в любой жизненной ситуации.

Объём и сроки освоения программы
Срок реализации программы – 1 год.
Продолжительность реализации всей программы 72 часа.

Формы и режим занятий
1. Практическая игра
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки
5. Участие в турнирах и соревнованиях

Согласно ФГОС НОО, современное занятие – это не монолог учителя, а конструктивный диалог учителя с учениками и совместный поиск решения.

Основной формой занятий кружка является диалог. Главная задача педагога – помочь ребёнку осознать, откуда и как рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику. Важным является не авторитарная позиция учителя, исключительно знающего верный ответ и решение, а умение учителя дать понять ребенку, что мнение ребенка и его ответ услышан и принят, что его мысли ценны и все дети их слышат.

Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. 

Занятие по Программе состоит из нескольких частей: вводно-подготовительной части (подготовка к занятию), основной части (постановкаучебной задачи и поиск решения учебной задачи через диалог учителя с обучающимися, коллективная работа на демонстрационной доске и с раздаточным материалом, работа с шахматным словарем и интересным фактом о шахматной игре, самостоятельная работа и самопроверка) и заключительной части (рефлексия, игровая деятельность).

Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, курс обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций:
- возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста, уровня подготовленности и личностных особенностей;
- высокая степень травмобезопасности;
Настоящая программа включает два основных раздела:
- «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры
- «Практико - соревновательная деятельность

В разделе «Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры» представлены история, основные термины и понятия. Представлены образовательные аспекты, которые ориентированы на изучение основ теории и практики шахматной игры.

Раздел «Практико– соревновательная деятельность включает в себя:
- организацию и проведение шахматных соревнований;
- проведение конкурсов решений задач;
- организацию шахматных праздников.

В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.

Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16). Эффективность использования системы шахматных уроков в начальных классах доказана положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.

При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к организациям дополнительного образования детей. Занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу (продолжительность учебного часа 40 минут). Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых задач.

В случае возникновения форс мажорных обстоятельств программа может быть реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью Программы является: создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового вовлечения детей младшего школьного возраста в шахматную игру.

Задачи Программы.
Общие:
- массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную культуру;
- приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
Образовательные:
- освоение знаний об истории развития шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур, особенностей их взаимодействия;
- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
- освоение методов краткосрочного планирования действий во время партии;
- обучение приёмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных, эмоциональных проявлений.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальным играм и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.
 
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п
 

Наименование разделов и тем
Количество часов
Теория Практика Всего часов
Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры
1 История шахмат 2   2
2 Базовые понятия шахматной игры 32   32
Раздел 2. Практико – соревновательная деятельность
3 Конкурсы решения 6 12 15
4 Соревнования 6 13 16
5 Шахматные праздники   1 1
Общее количество часов 46 26 72
             
                           
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры.

История шахмат.
История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения. Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой/нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии.

Практико - соревновательная деятельность: конкурсы решения задач, соревнования, шахматные праздники.
Теоретические основы и правила шахматной игры Базовые понятия шахматной игры

5. Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год
Годовой календарный учебный график учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
-количество учебных недель – 36;
-количество учебных дней – 252;
-продолжительность каникул
  • осенние с 30 октября 2021 г. по 7 ноября 2021 г.;
  • зимние с 29 декабря 2021г. по 9 января 2022 г.;
  • весенние с 26 марта 2022 г. по 4 апреля 2022 г.;
-дата начала и окончания учебного периода – 01.09.2021 г. по 31.05.2022 г


Категория: Рабочие программы | Добавил: romanowael2011
Просмотров: 54 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
V Всероссийский творческий конкурс к 23 февраля "Подарок для настоящего мужчины"
IX Всероссийский творческий конкурс "Мой папа"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Чудо - валентинки"
VI Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"
V Всероссийский творческий конкурс  "Животные забавные - они такие славные!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
IX Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2023 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 04.02.2023

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог