Дидактическое пособие для занятий с детьми дошкольного возраста "Вкусная корзина"
04.12.2016, 12:30
Зеленова Ирина Александровна
Воспитатель, МБДОУ д/с № 19 "Солнышко", город Кстово, Нижегородская область
Актуальность
Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
Известно, что игра - ведущей деятельность дошкольника. В играх наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).
В теории игра рассматривается с различных позиции. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий - это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий.
С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности.
Социальный аспект проявляется в том, что игра - это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.
Дидактическое пособие «Вкусная корзина» предназначена для деятельности с детьми 4-6 лет.
Данное пособие можно использовать для проведения различных игровых заданий, игровых ситуаций, упражнений.
Дидактическое пособие используется в педагогическом процессе, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Пособие может быть применено в различных образовательных областях: социально-коммуникативном развитии, познавательном развитии, речевом развитии, художественно-эстетическом развитии, физическом развитии;
и направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности:
- игровой,
- двигательной;
- коммуникативной (взаимодействие со взрослыми и сверстниками, устной речью, как основным средством общения);
– познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира;
– восприятия художественной литературы;
– конструктивной (формирование элементарных математических представлений);
– изобразительной (рисовании, лепке, аппликации).
Дидактическое пособие "Вкусная корзина" прекрасно подходит как для работы с группой детей, так и для индивидуальной работы с одним ребенком. Его могут использовать в работе с детьми, как воспитатели детских садов, так и родители дошкольников.
Дидактическое пособие "Вкусная корзина" является:
многофункциональным (убрав корзину его можно использовать для других задач, например изучения и закрепления других объектов и тем);
практичным (пособие выполнено из экологических материалов, его можно протирать и обрабатывать моющими и антисептическими средствами);
мобильным (пособие можно переносить в удобное место, ставить на полку, мольберт или вешать);
простым в изготовлении и легким в использовании.
При использовании дидактического пособия "Вкусная корзина" при выполнении игровых заданий (нижеперечисленных) я ставлю следующую цель.
Цель: закрепляя и систематизируя знания детей старшего дошкольного возраста об овощах, фруктах и ягодах, развивать внимание, память, мышление, воображение.
Задачи: Образовательные:
- учить детей открывать новые знания об окружающем мире;
- учить устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать идеи;
- знакомить с правилами поведения в природе;
- учить детей группировать фрукты, овощи и ягоды по различным признакам;
- учить разгадывать загадки;
- учить детей систематизировать информацию;
- закреплять знания детей об овощах, фруктах, ягодах;
- закреплять знание геометрических фигур;
- закреплять знания цветов спектра;
- продолжать формировать умения сравнивать, находить сходства и различие предметов;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- формировать умение сравнивать числа;
- формировать умение определить закономерность расположения предметов;
- формировать умение ориентироваться в пространстве;
- формировать умение отвечать полным предложением;
- формировать умение вести диалог и развивать диалогическую форму речи.
Развивающие
- развивать умения отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды;
- развивать умение определять цвет, величину, форму предметов;
- развивать моторику речедвигательного аппарата, моторику пальцев рук, слуховое восприятие, речевой слух;
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
-развивать память, внимание, логическое мышление, наглядно-образное мышление, воображение.
Этапы изготовления дидактического пособия: 1 этап – подготовительный.
Разработка дидактического пособия. 2 этап - подборка материала
Материал: фанера (32х26 см), клеенка (36х30 см), клей (1 шт.), скотч (1 шт.), картон (по необходимости), лента-липучка (3 метра), краски, рисунки или распечатанное фото овощей, фруктов, ягод, подносов (разных цветов или с разными народными росписями), кастрюль, салатниц (количество картинок по желанию)
3 этап - изготовление игры
Изготовление:
1. на фанеру клеем клеенку.
2. На клеенку клеем ленту-липучку (как на рисунке),
3. Рисунки или фото овощей, фруктов, ягод, кастрюль, подносов, салатниц клеем на картон, обклеиваем скотчем.
4. Приклеиваем к картинкам с обратной стороны кусочки ленты-липучки.
5. Рисуем корзину с ручкой, клеем на картон, обклеиваем скотчем.
6. Чтобы корзина была съемная - приклеиваем скотч (кнопки) к корзине и к полю.
4 этап – итоговый
Пособие готово! Можно использовать его для работы с детьми.
Дидактические игры (игровые задания) с использованием пособия "Вкусная корзина"
Игра 1. "Три подноса"
В корзине на липучках прикреплены все фрукты, овощи, ягоды.
В середине каждого шестиугольника прикреплена картинка с подносом (можно картинки с тарелкой и т.п.) Задание: Вокруг первого подноса положить овощи, вокруг второго - фрукты, третьего - ягоды.
Вопросы для беседы с детьми:
1) На каком подносе (цвет, какая роспись, какой формы) лежат овощи (фрукты, ягоды)?
2) Сколько на подносе лежит овощей, фруктов, ягод?
3) Чего больше и на сколько?
4) Найти картинки с одинаковым количеством ягод.
5) Собрать нужное количество ягод (например, 5 ягод - 3 виктории и 2 малины и т.д.)
Игра 2. "Подбери по форме"
В центр шестиугольника прикрепить карточку с изображением геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и предложить найти в "корзине" предметы такой же формы и прикрепить их вокруг геометрической фигуры.
Игра 3. "Подбери по цвету"
Прикрепить к центру шестиугольника карточку с изображением цвета. Найти все картинки, в которых присутствует этот цвет.
Игра 4. «Четвёртый лишний»
Расположить на шестиугольник 3 предмета одной группы и 1 предмет из другой группы. Предложить ребенку найти лишний предмет и объяснить, почему он не подходит к остальным.
(предметы могут классифицироваться на группы по форме, по цвету, по названию, начинающемуся на одну и ту же букву и т.д.).
Игра 5. "Что пропало?"
В корзине закрепить 5-8 картинок. Предложить ребенку запомнить предметы, находящиеся в корзине и закрыть глаза или отвернуться. Затем убрав один из объектов, и попросить ребенка определить какой картинки не стало, назвать ее цвет, форму и др.)
Игра 6. "Что изменилось?"
В корзине закрепить 5-8 картинок. Предложить ребенку запомнить предметы, находящиеся в корзине и закрыть глаза. Поменять местами 2 объекта-картинки, и попросить ребенка определить, что изменилось, Игра 7 "Опиши, мы отгадаем".
Ребенок описывает картинку с овощем (фруктом, ягодой) с пособия, которую задумал. Дети должны отгадать, какая картинка загадана. (Например: арбуз - большой, круглый, полосатый, сладкий. и т.д)
Игра 8. "Отгадай загадку - покажи отгадку"
Загадать загадки детям. Предложить разгадать их и найти картинки-отгадки на пособии.
Игра 9. "Горячо - холодно"
Спрятать картинки с фруктами, овощами или ягодами в группе.
Сообщить ребенку о количестве спрятанных картинок и предложить их найти. Когда ребенок ищет картинку, помогать ему фразами "холодно" или "тепло" или "горячо".
После нахождения, ребенок отвечает полным предложением какую картинку и где нашел (например: лимон я нашел под стулом, и т.д)
Для следующих игр снять с пособия корзину (она прикреплена на липучке).
Игра 10. "Продолжи так же!"
Выложить на липучку последовательность, состоящую из всех предметов, с определенной закономерностью (например: 2 овоща, 1 фрукт, 1 ягоду, и т.д.).
1) Предложить детям определить закономерность расположения картинок.
2) Продолжить эту последовательность картинок.
Игра 9 "Натюрморт"
Предложить детям составить натюрморт из картинок овощей, фруктов, ягод и предметов посуды, располагая их на липучке.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.