Аннотация. Данная разработка будет интересна педагогам, воспитателям и родителям детей старшего дошкольного возраста в преддверии Нового года. Дети в увлекательной форме, в ожидании праздника будут выполнять задания и познакомятся с такими понятиями, как день, неделя и месяц.
Предлагаю вашему вниманию использование календаря ожидания в работе с детьми дошкольного возраста. Календарь ожидания Нового года решила использовать в работе с детьми с задержкой психического развития, как дополнительную мотивацию для решения образовательных, коррекционных и воспитательных задач, с пользой для развития ребенка. Работа проводилась в течение декабря месяца.
Наш календарь ожидания состоит из новогодних сапожек или носочков, украшенных разными узорами. Они сшиты из ткани. Как вариант можно использовать и бумажные нарисованные или сделанные в виде аппликации. Их можно сделать совместно с детьми. Количество сапожек соответствует количеству дней в декабре – 31.
В работе с календарем определила основные задачи – это развитие познавательных интересов, художественно-эстетическое, речевое, физическое развитие.
Первая встреча началась с сюрпризного момента – это появление красивой коробочки с разноцветными сапожками. Дети рассматривают их, далее проводится дидактическая игра «Найди пару», где они, ориентируясь на цвет и узор, находят пары, один сапожок остается без пары.
Следующая задача, которая решается при знакомстве с календарем – это закрепление понятий месяц и неделя. С детьми обговаривается, что 31 сапожок – это количество дней в месяце. Их необходимо разделить на недели и выложить по порядку. Также проговариваем количество дней в неделе, и количество недель в месяце. Здесь закрепляется порядковый счет и последовательность чисел в числовом ряду.
Разноцветные сапожки оформляются на стене и могут служить в качестве дополнительного украшения группы. С детьми можно наглядно закреплять прямой, обратный, порядковый счет, смежные числа, счет «от заданного до заданного числа». После оформления календаря ожидания начинается самое интересное для детей - каждая следующая наша встреча начинается с того, что мы определяем какое сегодня число, день недели, и в соответствующем сапожке находим задание, читаем его, а потом дети с удовольствием выполняют. Выполненное задание и пройденный день отмечаем снежинкой. Таким образом, дети наглядно прослеживают, сколько дней прошло и сколько еще осталось до Нового года.
В течение всего месяца с детьми была проведена работа по следующим областям:
1. Познание
Просмотр иллюстраций и беседа по ним:
«Зима»;
«Путешествие в зимний лес»;
«Зимние игры и зимние забавы»;
«Новый год»;
«Зимние задачки».
2. Речевое развитие
Рассказывание из личного опыта «Игры зимой».
Заучивание стихов о зиме по пиктограммам и к Новому году.
Чтение И. Суриков «Зима», Н. Носов «На горке», В. Сутеев «Снеговик-почтовик», В. Даль «Старик – Годовик», А. Усачев «Откуда приходит Новый год?» и другие сказки и стихи о зиме.
3. Физическое развитие
Спортивное развлечение на свежем воздухе «Зимние забавы» с участием инструктора по физическому развитию.
4. Художественно-эстетическое:
- Аппликация с элементами оригами «Веселый Снеговик»;
- Наша нарядная елка – рисование;
- Дикие животные — лепка;
- Коллективная работа по рисованию «Разукрасим Снеговика»;
- Разучивание новогодних и зимних песен с музыкальным руководителем;
Развлечение «Новогодние приключения Конфетки»;
В работе использовались дидактические игры:
«Когда это бывает?»
«Собери картинку»
«Выложи из мозаики елочку»
«Доскажи словечко»
«Разложи картинки»
«Где снежинки»
«Четвертый лишний»
«Отгадай загадки»
«Что перепутал художник»
«Продолжи узор»
На выходные дни организовывали совместные задания для детей и их родителей:
- конкурс Снеговиков;
- украшение для группы к Новому году;
-Письмо Деду Морозу;
-стихи для Новогоднего утренника.
В разноцветных сапожках кроме заданий можно выкладывать различные небольшие подарки для детей: наклейки, раскраски, фишки или небольшие сладости. Таким образом, при помощи данного календаря ожидания можно решать образовательные и развивающие задачи в игровой форме с детьми. Итоговым мероприятием может стать Новогодний утренник. Такой календарь можно использовать как в работе с детьми в детском саду, так и родителям дома.
|