учитель начальных классов, ТОГБОУ «Жердевская общеобразовательная школа – интерна среднего (полного) общего образования»
Сценарий праздника в 1 классе
«Прощание с «Азбукой»
Цель: Учить владеть собой во время праздника, выразительно и эмоционально читать стихи.
Задачи:
• Формировать у учащихся правильное произношение при чтении стихов и песен, расширять знания о существующих праздниках, учить применять на практике знания по тексту;
• Воспитывать культуру поведения во время праздника, нравственные качества, умение сопереживать, сплочение детского коллектива;
• Корригировать увеличение внимания с помощью заучивания стихов и песен, развивать связную устную речь, орфоэпическое правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, развивать слуховое восприятие.
Оборудование : музыкальный центр, ноутбук, вырезная азбука, сундучок с заданиями.
Ход мероприятия.
Под музыку песни «О школе» входят дети.
Учитель: Дорогие ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой , которую вы одержали благодаря старанию , трудолюбию и желанию учиться. В жизни всё начинается с малого: с зёрнышка – хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги каждого человека – Букваря.
Учитель: Сегодня мы собрались для того, чтобы сказать добрые слова тому, кто был другом для нас с сентября по сегодняшний день, кто всё это время молчал, но каждый миг учил нас доброму, справедливому и хорошему. Своим умением читать и писать мы благодарны этой книге – книге, с которой начинают учиться все.
Учитель: Её страницы учили вас быть дружными, воспитанными учениками, имеющие выполнять школьные правила. Сегодня мы отправляемся путешествие по страницам Азбуки.
1 В поезде можете садиться
Этот поезд быстро мчится
От границы до границы,
По степям до синих гор
На зелёный семафор.
2 В школу он спешит сейчас
К нам на праздник в первый класс.
Опоздать нельзя на праздник, -
Это каждый знает.
Мчится поезд-первоклассник
Скорость набирает.
3 Ты садись в счастливый поезд-первоклассник
И помчим от А до Я.
Нынче в нашей школе праздник!
С Азбукой прощаюсь я!
Исполняется песня «О школе»
Учитель: Праздник идет, а самого главного гостя нет. Кого, ребята? (азбуки)
Давайте её позовем! (Азбука, мы ждём тебя)
Не идет. А давайте позовем его по-другому. Пусть буквы встанут рядом так, чтобы получилось слово АЗБУКА.
(входит Азбука)
Азбука Здравствуйте, дети!
Я – букварь. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труд!
Ребята, поздравляю вас с первой школьной победой – окончанием букваря.
Желаю вам дальнейших успехов в учебе.
А сегодня я пришла к вам чтобы посмотреть , хорошо ли вы меня изучили, много ли нового узнали?
Учитель: Садись ,дорогая , Азбука, будь сегодня самой желанной гостьей на нашем празднике.
4 Я с этой книжкой в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
"Умею я теперь читать!"
Учитель: Сегодня к нам в гости пришли герои любимых сказок. Они помогут вам совершить путешествие по страницам Азбуки. Отгадайте, кто первый из них начнёт с вами путешествие?
5 С книжкою шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся тот мальчишка? ( золотой ключик или приключения Буратино)
(Входит Буратино с заданием в руках.)
Буратино: Здравствуйте, ребята и взрослые. Я принёс с собой загадки:
1. Чёрные птички
На каждой старничке
Молчат , ожидают,
кто их прочитает.(буквы)
2.Чёрные , кривые
От рождения немые,
Сядут в ряд — все заговорят. (буквы)
Ученик: Ещё прадедовской порой
Встали буквы в четкий строй,
Строй как строй, да не простой,
Он зовется азбукой.
Азбука: Азбука, стройся! Гласные!
Гласные: Здесь!
6. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке Аленку качать,
Азбука: Согласные!
Согласные: Здесь!
7. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Азбука : Буквы , которые не обозначают звуков!
Буквы : Здесь!
Ученик 1: Почему мы в одном случае говорим «Алфавит», а в другом «Азбука»? Слово азбука и алфавит означают одно и тоже: так называют буквы, расположенные по порядку.
Ученик 2:
Слово Азбука русское , Алфавит — греческое, но образованы одинаково. Их составили из названий первых букв русского и греческого алфавитов. В русском языке букву «А» называли «аз» , а букву «Б» - «буки».
Ученик 3 : Эти устаревшие названия и сохранились в слове «Азбука». В греческом языке первая буква - «Альфа», а вторая - «вита». Вот вот получилось слово «Алфавит».
Ученик 4: Первую в нашей стране «Азбуку» - «букварь» напечатал для детей Иван Фёдоров. В его букваре было много картинок и детям стало легче учиться читать и писать.
8. Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком строю стоят они в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется строй- алфавит!
9. Мы эти буквы заучили
Их три десятка с лишним,
А для нас они ключи
Ко всем чудесным книжкам! (ключи)
Исполняется песня «Азбука»
10. Нас 33 , нас 33, нас — целая семья.
Весёлых, дружных , озорных от а — до я.
Мы любим книгу и мечту,
Мы верные друзья,
Мы все стоим плечом к плечу
От «А» до «Я».
11. Ель , топор, лопата, руки -
В каждом слове слышны звуки.
Звуки эти разные:
Гласные , согласные.
12. Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
«Ма» и «ма»,а вместе «МАМА»
К нам явилась на урок.
13. Если слоги встанут рядом,
Получаются слова:
«Ты» и «ква», а вместе - «ТЫКВА»
«Со» и «ва» - пиши «СОВА»
14. Соединили мы два слова,
И предложение готово.
ДОЖДЬ ИДЕТ.
ГРЕМИТ ГРОЗА.
УЛЕТЕЛА СТРЕКОЗА.
15. Мы знаем буквы , знаем слоги,
Умеем сочинять , писать .
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Вбегает Лентяйкин.
Вед 1. Ты кто такой?
Лентяйкин: Лентяйкин я.
Вед 2. Значит ты Лентяйкин. Ну и вид у тебя!
Лентяйкин:(зевает) И зачем вы тут собрались ? Вам не лень?
Лучше бы повалялись на диване. ..Какие буковки!? Да что в них толку? Одни большие, другие меньше — какая разница? А то ещё придумали: «гласные», «согласные»(подходит к согласным) .Ну эти ещё ничего симпатичные! А эти? (подходит к гласным) Ну что в них такого?! Подумаешь кружок? (показывает на О) Или эти две палки? (У) Калитка какая — то? (И) Вот уж без них можно обойтись!
Вед 1. Нет , Лентяйкин, ты ошибаешься! Попробуй прочитать хоть одно слово без гласных!
Лентяйкин: Ну и попробую! (на плакате М_Р , пытается читать)
Вед 2. Эх ты! Посмотри как ребята просто справятся с этим! Какую гласную надо поставить ребята? И какое слово получилось? (мир) А теперь? (_ зб_ _)
Лентяйкин: Подождите ,пожалуйста! А можно я назову первую гласную? Эту букву я успел выучить. Это буква А. И последняя тоже А.
Вед 1. Ребята, а какую гласную букву Лентяйкин не сумел вставить?
Лентяйкин: Я понял ! Это слово «азбука».
Азбука: Вот так, Лентяйкин! На моих страницах буквы живут в согласии. И дети учились по ним грамоте.
Лентяйкин: Это мы ещё проверим, какие они грамотеи!
В шкатулке лежат тексты для чтения, дети по очереди достают их и читают.
Азбука: Ну , теперь убедился?
Лентяйкин: Наверное , хорошо уметь читать.
16. Как хорошо уметь читать
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
17. Не надо умолять сестрицу:
-Ну прочитай ещё страницу!
Не надо ждать , не надо звать,
Можно взять и прочитать!
Буратино: А теперь поиграем в рифмы. Рифма — это слова, которые заканчиваются одинаково или похоже. Например6 Лень — пень. Я предлагаю слова, а вы подбираете рифму.
Ложка - град -
берёза - кот -
майка- палка-
Я оцениваю вашу работу словом «МОЛОДЦЫ»
18. Кто любит музыку и песню,
Тому живётся интересней.
И на празднике своём
Мы танцуем и поём
.
Танец — песня «33 родных сестрицы»
Учитель: Эстафету путешествия берут Мальвина и Дюймовочка.
Мальвина: А сейчас мы все вместе поиграем с буквами. Уберите в словах первую букву так, чтобы получилось новое слово.
ЭКРАН, УДОЧКА, УДАР, БЕДА, БУСЫ, ГРОЗА.
Задача усложняется — уберите букву в конце:
ШАРФ,ВОРС, СОРТ.
А теперь ещё сложнее — уберите букву в середине:
СКЛОН, ТЕПЛО, СТВОЛ, ЛАМПА, УКСУС.
Дюймовочка: Ребята , я приготовила загадки про школьные вещи.
Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том
Книжки ручки и альбом.(портфель)
Чёрный Ивашка
Деревянная рубашка,
Где носом поведёт -
Там след кладёт .(карандаш)
Не куст ,а с листочками,
Не рубашка ,а сшита,
Не человек , а разговаривает.( книга)
Я то в клетку , то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.(тетрадь)
Учитель: На уроках обучения грамоте вы узнали , что слова русского языка могут иметь не одно, а два или несколько значений. Как называются такие слова?
С какими многозначными словами мы встретились на страницах Азбуки?(Язык, земля, ключ, кисть, ручка) Найдите такие слова в стихах:
-Не жалейте пяточка
Говорит корова-
-Вы купите молочка-
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут;
-Нам по целой кружке!-
Пяточки свои суют
Маленькие хрюшки...
-Какие значения у слова «пяточёк»?
Бросил палку к верху Мишка.
-Падай в шапку с ели шишка!
Шишка хлоп по голове-
Сразу шишек стало две!
-О каких шишках идёт речь?
-Ребята мы довольны вами и ставим оценку ОТЛИЧНО!
Лентяйкин: Между прочим, вы совсем про меня забыли! А я хочу вам стихи прочитать!
Вед 2. Ну , что ребята послушаем?
Лентяйкин: Ну ,слушайте!
Тает снег, течёт ручей.
На ветвях полно врачей.
Вед 1: Кого — кого? Ребята какое здесь слово должно быть?
Лентяйкин: Подумаешь разок ошибся. Слушайте дальше:
Сияет море перед нами,
Летают майки над волнами.
-Что опять ошибся? А как надо? (дети отвечают)
Тогда другое вчера выучил:
Говорят один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
- Чего вы смеётесь?
Вед 2: Эх, Лентяйкин, заучивать стихи наизусть не так то просто! Перестань лениться, приходи в школу и учись вместе с нами.
Лентяйкин: Я согласен.
Учитель: Наше путешествие приближается к концу. Пройдены все странички с буквами. Кто знает , сколько в русской азбуке букв?
19. 33 богатыря на страницах букваря.
Мудрецов богатырей
Знает каждый грамотей
20. В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь ,
Войдёшь в любую сказку.
21. Я эту книгу полюбил ,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать :
«Умею я теперь читать!»
Азбука: Спасибо ,ребята, за добрые слова в мой адрес. Я рада, что вы научились читать и не сомневаюсь, что вы подружитесь с моей сестрой «Литературным чтением». Она поможет вам стать любителями книги.
Лит. чтение: Здравствуйте, ребята. Рада встрече с вами.
Надеюсь мы подружимся .
Настоящим человеком
Помогают книги стать.
Новых книг живые строки
Открывают путь широкий.
Ученик : Жить без книг мы не могли бы,
Дорог нам их вечный свет.
Книгам добрым, интересным
Всем мы классом шлем… (привет)
Родители дарят книги и вручение диплома.
(дети выстраиваются на сцене)
Азбука: Вот настал момент прощанья,
Праздник Азбуки прошел.
Говорим мы : «До свиданья!»,
И до новых встреч, друзья!
Дети: До свидания! До свидания!
Исполняется песня «Прощание с Букварём»
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие. Возвращаемся домой.
Сценарий с использованием давно известных стихов. Но есть для меня и небольшие новинки. Очень понравилось, что на празднике дети рассказывают о происхождении слов "Азбука" и "Алфавит". Интересным показалось задание от Лентяйкина. Но вызвало недоумение слово "пятОчЁк"? О чем вы??? ПятАчОк- проверочное слово пятАк, у существительных в суффиксе под ударением пишется О.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.