Сегодня: 17.07.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Конкурсы » Конкурс "Я - Учитель 2013!"


Урок литературы для старшего звена на тему: «Что такое гармония?» (По произведению Э.Хемингуэя «Старик и море».)

СКАЧАТЬ (3.40 Mb) 14.11.2013, 00:17
Ильина(Савельева) Лариса Николаевна
Учитель русского языка и литературы, МБОУ "СОШ № 61 г.Чебоксары" Чувашской республики
Ильина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 61 г.Чебоксары» Чувашской Республики.
Урок, литературы по произведению Э.Хемингуэя «Старик и море», построенный с использованием технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо».
Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Урок, построенный в соответствии с технологией критического мышления, состоит из трёх фаз:
-вызов;
-осмысление или фаза реализации смысла;
-рефлексия.
На каждом этапе реализуются свои педагогические приёмы. На данном уроке используются такие приёмы, как «Ключевые слова», «Кластер», «Толковник», «Двойной дневник», «В мире мудрых мыслей».

«Что такое гармония?»
(По произведению Э.Хемингуэя «Старик и море».)
1. ВЫЗОВ.
-Чтение подготовленным учеником стихотворения Н.Заболоцкого «Одинокий дуб».

Дурная почва: слишком узловат
И этот дуб, и нет великолепья
В его ветвях. Какие-то отрепья
Торчат на нем и глухо шелестят.
Но скрученные намертво суставы
Он так развил, что, кажется, ударь —
И запоет он колоколом славы,
И из ствола закапает янтарь.
Вглядись в него: он важен и спокоен
Среди своих безжизненных равнин.
Кто говорит, что в поле он не воин?
Он воин в поле, даже и один.
(Слайд №2.)
- Понравилось ли вам стихотворение? Какое ощущение оно у вас вызвало?
- О чём это стихотворение?
( Природе, как и человеку, приходится выживать и биться за своё место под солнцем. Идёт борьба за существование, где выживает сильнейший.)
- Чем привлекает к себе дуб?
(Хотя он уже стар, внешне не красив, но в нём есть ещё сила для борьбы. Внутренней красотой.)
- Назовите ключевые слова, которые прозвучали в ходе нашего обсуждения?
ЧЕЛОВЕК
ПРИРОДА
БОРЬБА
КОНФЛИКТ
ОДИНОЧЕСТВО
КРАСОТА
КРАСИВОСТЬ
(Слайд №3.)
- Все ли понятия вам знакомы?
- Всегда ли природа и человек существуют только в борьбе? Что ещё может присутствовать в этих отношениях? (Гармония.)
- А что такое гармония? Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим понятием? Составим ассоциативное поле (кластер).
(Слайд №4.)
ГАРМОНИЯ

(Солнце, единение, красота, природа, тело, душа, согласие, созвучие, человек, тишина, спокойствие)
-А теперь составим толковник этого слова. Вверху в центре тетрадной страницы пишем крупными буквами слово ГАРМОНИЯ. Оставляем поле, ставим дефис и записываем одноразовое значение слова, как оно понимается вами.
-А теперь обменяемся значениями слова, как оно понимается вами.
ГАРМОНИЯ –
-созвучие, рождённое любовью (Соня Х.)
-спокойствие души (Аня А.)
-единение с природой(Максим Р.)
-то, когда живёшь душа в душу (Настя Б.)
-способность увидеть и почувствовать красоту (Саша Я.)
- состояние души, когда нет противоречия в поступках и действиях (Стас В.)
-умение жить в согласии (Алексей К.)

-Мы обменялись значениями слова. Теперь подведём черту. Отберите и отметьте условным знаком наиболее точные по вашему мнению толкования(2-3).
-На основании набора значений оформите содержание понятия в окончательной редакции. Гармония – состояние души, когда нет противоречий в поступках и действиях, умение жить в согласии.
-А теперь обратимся к словарю для самоконтроля.
Гармония – согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.
(Слайд №5.)
II. ОСМЫСЛЕНИЕ.
-Сегодня на уроке для чтения и обсуждения возьмём произведение Э.Хемингуэя «Старик и море». Посмотрим, как рассматривает он извечные проблемы нашего бытия: человек-природа; человек- окружающий мир; человек – человек.
Человек-природа?
Человек- окружающий мир?
Человек – человек?
(Слайд №6.)

- В интервью Джорджу Плимптону Э.Хемингуэй сказал: «Мне повезло, что у меня были хороший старик и мальчик, а за последнее время писатели забыли, что такие существуют. Кроме того, океан заслуживает, чтобы о нём писали так же, как о человеке. Так что и в этом повезло».
(Слайд №7.)

- Какие ключевые слова выделяет писатель в своём интервью?
Старик?
Мальчик?
Море?
(Слайд №8.)

1)Что можно сказать о старике Сантьяго в доказательство того, что он часть природы?
«…Старик был худ и изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря. Пятна спускались по щекам до самой шеи, на руках виднелись глубокие шрамы, прорезанные бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу. Однако свежих шрамов не было. Они были стары, как трещины в давно уже безводной пустыне.»
(Слайд №9.)

«…Это были удивительные плечи – могучие, несмотря на старость, да и шея была сильная, и теперь, когда старик спал, уронив голову на грудь, морщины были не так заметны. Рубаха его была такая же латаная-перелатаная, как и парус, а заплаты были разных оттенков, потому что неровно выгорели на солнце. Однако лицо у старика было все же очень старое, и теперь, во сне, с закрытыми глазами, оно казалось совсем неживым.»
2) Что можете сказать о старике по его внешности?
(В его облике видно родство с морем. Перед нами человек, который всю свою жизнь провёл в море. За этими шрамами на руках, изношенным парусом виден физически обессиленный многолетним трудом человек, который прожил тяжёлую жизнь и привык терпеть лишения.)
3) Но это- человек внешний. А что можно сказать о человеке внутреннем? Что говорит о человеке внутреннем? (Глаза.)
«Всё у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, весёлые глаза человека, который не сдаётся.»
4) А что ещё можно сказать о внутреннем мире старика? А какие сны ему снятся? Что можете сказать о старике по его снам?
«Ему теперь уже больше не снились ни бури, ни женщины, ни великие события, ни огромные рыбы, ни драки, ни состязания в силе, ни жена. Ему снились только далекие страны и львята, выходящие на берег. Словно котята, они резвились в сумеречной мгле, и он любил их так же, как любил мальчика.»
«…Ему снилась Африка его юности, длинные золотистые ее берега и белые отмели – такие белые, что глазам больно, – высокие утесы и громадные бурые горы. Каждую ночь он теперь вновь приставал к этим берегам, слышал во сне, как ревет прибой, и видел, как несет на сушу лодки туземцев. Во сне он снова вдыхал запах смолы и пакли, который шел от палубы, вдыхал запах Африки, принесенный с берега утренним ветром.»
(С возрастом ушло из жизни всё суетное, что когда-то волновало, будоражило кровь, и остались чистые и светлые воспоминания детства. Пришло успокоение, смирение.)
5) Что подразумевается под этим смирением, успокоением, простодушием?
(Это говорит о том, что старик живёт в гармонии с самим собой.)
6) Сантьяго оказался в полосе невезения. Найдите этот фрагмент в тексте.
«Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Первые сорок дней с ним был мальчик. Но день за днем не приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик теперь уже явно salao, то есть «самый что ни на есть невезучий», и велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую же неделю. Мальчику тяжело было смотреть, как старик каждый день возвращается ни с чем, и он выходил на берег, чтобы помочь ему отнести домой снасти или багор, гарпун и обернутый вокруг мачты парус. Парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя наголову разбитого полка.»
7) Старик Сантьяго сдаётся?
(Он не признаёт своего поражения: «Он и так никогда не терял надежды, ни веры в будущее, но теперь они крепили в его сердце, словно с моря подул свежий ветер.»)
8) Как относится к морю старик и другие моряки?
«Мысленно он всегда звал море la mar, как зовут его по-испански люди, которые его любят. Порою те, кто его любит, говорят о нем дурно, но всегда как о женщине, в женском роде. Рыбаки помоложе, из тех, кто пользуется буями вместо поплавков для своих снастей и ходит на моторных лодках, купленных в те дни, когда акулья печенка была в большой цене, называют море el mar, то есть в мужском роде. Они говорят о нем как о пространстве, как о сопернике, а порою даже как о враге. Старик же постоянно думал о море как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки, – что поделаешь, такова уж ее природа. «Луна волнует море, как женщину», – думал старик.»
(Море воспринимается Сантьяго как живое существо. )
9) Как же старик относится к огромной рыбе, которая попалась на его крючок и ведёт с ним борьбу, исход которой долгое время неизвестен?
Дома вы читали текст методом «двойного дневника». Слева записывали часть текста, которая произвела на вас наибольшее впечатление, а справа давали свой комментарий; что заставило вас записать именно эту цитату.
(Слайд №10.)

Цитата из текста Комментарий
«Ну не чудо ли эта рыба, и один бог знает, сколько лет она прожила на свете. Никогда еще мне не попадалась такая сильная рыба. И подумать только, как странно она себя ведет! Может быть, она потому не прыгает, что уж очень умна. Ведь она погубила бы меня, если бы прыгнула или рванулась изо всех сил вперед. Но, может быть, она не раз уже попадалась на крючок и понимает, что так ей лучше бороться за жизнь. Почем ей знать, что против нее всего один человек, да и тот старик. Старик видит в этой прекрасной рыбе, могучей рыбе не врага, а равного соперника, ощущает между нею и собой кровную связь.
«Ее судьба была оставаться в темной глубине океана, вдали от всяческих ловушек, приманок и людского коварства. Моя судьба была отправиться за ней в одиночку и найти ее там, куда не проникал ни один человек. Ни один человек на свете. Теперь мы связаны друг с другом с самого полудня. И некому помочь ни ей, ни мне».
– Рыба, – сказал он, – я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер. Относится к рыбе как к другу, очень трепетно. Он не может найти себе место из-за того, что ему придётся её убить.
– Верно, рыбе тоже стало больно, – сказал он вслух и потянул бечеву, проверяя, не сможет ли он повернуть рыбу в другую сторону. Натянув лесу до отказа, он снова замер в прежнем положении.

– Худо тебе, рыба? – спросил он. – Видит бог, мне и самому не легче.
«Она громадина, эта рыба, и я не дам ей почувствовать свою силу, – думал он. – Нельзя, чтобы она поняла, что может сделать со мной, если пустится наутек. На ее месте я бы сейчас поставил все на карту и шел бы вперед до тех пор, покуда что-нибудь не лопнет. Но рыбы, слава богу, не так умны, как люди, которые их убивают; хотя в них гораздо больше и ловкости и благородства».
«Интересно, почему она вдруг вынырнула, – размышлял старик. – Можно подумать, что она вынырнула только для того, чтобы показать мне, какая она громадная. Ну что ж, теперь я знаю. Жаль, что я не могу показать ей, что я за человек. Положим, она бы тогда увидела мою сведенную руку. Пусть она думает обо мне лучше, чем я на самом деле, и я тогда буду и в самом деле лучше. Хотел бы я быть рыбой и чтобы у меня было все, что есть у нее, а не только воля и сообразительность».

А мне теперь надо беречь силы. Ведь не знал же я, господи, что она такая большая!.. Но я ее все равно одолею, – сказал он. – При всей ее величине и при всем ее великолепии. Старик думает об этой огромной рыбе как о достойном сопернике. Сантьяго знает свою физическую немощность, но он знает и другое – что у него есть воля к победе. Старик будет бороться до конца.
Как ты себя чувствуешь, рыба? – спросил он громко. – Я себя чувствую прекрасно. Левая рука болит меньше, и пищи хватит на целую ночь и еще на день. Ладно, тащи лодку, рыба.
Рыба – она тоже мне друг, – сказал он. – Я никогда не видел такой рыбы и не слышал, что такие бывают. Но я должен ее убить. Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды!
Он считает рыбу другом, как звёзды, солнце и луну. Ему очень жалко убивать рыбу, особенно такую красивую и большую, он даже сам хочет оказаться на её месте.
"Я многого не понимаю, – подумал он. – Но как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну и звезды. Достаточно того, что мы вымогаем пищу у моря и убиваем своих братьев. Если человек достиг поставленной цели, он уже победитель. Кто знает, какие потери понесло бы человечество, если бы люди начали убивать звёзды.
– Послушай, рыба! – сказал ей старик. – Ведь тебе все равно умирать. Зачем же тебе надо, чтобы и я тоже умер?
«Ты губишь меня, рыба, – думал старик. – Это, конечно, твое право. Ни разу в жизни я не видел существа более громадного, прекрасного, спокойного и благородного, чем ты. Ну что же, убей меня. Мне уже все равно, кто кого убьет». Старик разговаривает с рыбой как с другом- врагом, он гордится ею, её силой, её мощью и красотой.

(Слайд №11, слайд №12.)

- В конце концов борьба старика с рыбой оканчивается его победой, ему удалось перехитрить её, подвести, уставшую, к лодке, загарпунить её и привязать. Старику удалось победить рыбу. Теперь он отправляется в обратный путь. Но победа в этой жизни слишком часто соседствует с поражением. С кем приходится ещё вступать в бой Сантьяго?
(Лодку старика настигают акулы, почуявшие издалека запах рыбьей крови. И старику снова приходится вступать в бой, на этот раз с прожорливыми морскими хищниками. Первую акулу он убил, но она унесла с собой его гарпун, но вслед за этой акулой придут другие, и старик это знает. )
-Но старик не хочет сдаваться. Что он себе говорит? Как себя подбадривает?
(Слайд №13.)

«...Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения...Человека можно уничтожить, но нельзя победить.
…Плыви по ветру и встречай беду, когда она придёт.»
- И старик продолжает сражаться ножом, веслом, дубинкой, обломком румпеля
«Надо было мне отрубить ее меч, чтобы сражаться им с акулами», – думал он. Но у него не было топора, а теперь уже не было и ножа.
«Но если бы у меня был ее меч, я мог бы привязать его к рукоятке весла – замечательное было бы оружие! Вот тогда бы мы с ней и в самом деле сражались бок о бок! А что ты теперь станешь делать, если они придут ночью? Что ты можешь сделать?»
– Драться, – сказал он, – драться, пока не умру.
- И всё-таки акулы съедают у него всю рыбу, оставив только скелет.
«Хотел бы я купить себе немножко счастья, если его где-нибудь продают, – сказал старик.»
"А на что ты его купишь? – спросил он себя. – Разве его купишь на потерянный гарпун, сломанный нож и покалеченные руки?»
- Счастье, улыбнувшееся старику, счастье, которое он завоевал в такой тяжёлой борьбе, у него украли.
-Считает ли себя старик побеждённым?
(Нет. «А как легко становится, когда ты побежден! – подумал он. – Я и не знал, что это так легко… Кто же тебя победил, старик? – спросил он себя… – Никто, – ответил он. – Просто я слишком далеко ушел в море».»)
- А какую роль в повести играет мальчик?
(Само присутствие мальчика, мысли о нём неизменно согревают старика; означает, что герой Хемингуэя не один. Есть мальчик, которому можно всё оставить.)
«Старик научил мальчика рыбачить, и мальчик его любил.»
«Если мне нельзя с тобой рыбачить, я хочу помочь тебе хоть чем-нибудь.»
«Покуда я жив, я не дам тебе ловить рыбу не евши.»
(Ухаживает за ним.)
В конце: «Ты должен поскорее поправиться, потому что я еще многому должен у тебя научиться, а ты можешь научить меня всему на свете.»
III. РЕФЛЕКСИЯ.
- Старик отправился в море один, он размышляет об одиночестве.
«Нельзя, чтобы в старости человек оставался один, - думал он. - Однако это неизбежно».
-Одинок ли в этом мире старик?
(На обратном пути он думает о своих земляках: «Надеюсь, что они там зря не волнуются. Волноваться, впрочем, может только мальчик. Но он-то во мне не сомневается! Нет. Рыбаки постарше – те, наверно, тревожатся. Да и молодые тоже, - думал он. – Я ведь живу среди хороших людей! »)
- О чём эти слова?
(Герой не одинок.)
- Можно ли сказать, что он живёт в гармонии с окружающим миром?
(Да. В нём нет зла и противоречий. Достиг гармонию с природой и людьми, окружающими его, обрёл согласие с самим собой, но ему пришлось проделать долгий путь, чтобы прийти к такому жизнеутверждающему итогу.)
-Сантьяго гармоничная личность?
(Да.)
-Существует ли абсолютная гармония? (Нет.)
- Вы согласитесь, что гармония – это какие-то мгновения?
-Любое произведение не существует без формы. Форма и содержание взаимосвязаны. Обратимся к форме. К какому жанру можно отнести это произведение?
(К притче.)
-Притча?
(Слайд №14.)
(Строится на аллегориях и заключает в себе некое моральное поучение.)
-Какое поучение содержит эта притча?
-Но мы знаем, что никто не скажет о произведении лучше, чем сам автор. Послушаем высказывание Э.Хемингуэя.
«Ни одна хорошая книга никогда не была написана так, чтобы символы в ней были придуманы заранее и вставлены в нее. Такие символы вылезают наружу, как изюминки в хлебе с изюмом. Хлеб с изюмом хорош, но простой хлеб лучше. В «Старике и море» я старался создать реального старика, реального мальчика, реальное море, реальную рыбу и реальных акул. Но если я сделал их достаточно хорошо и достаточно правдиво, они могут значить многое».
(Слайд №15.)
-Это высказывание автора подтверждает наше обсуждение?
-Почему автору важно, чтобы воспринимали как реалистическую повесть, а не притчу?
(Хочет показать в художественном произведении действительность такой, какая она есть, показать диалектику и разнообразие жизни.)
-Почему жизненная правда важнее?
- Сегодня на уроке прозвучало много афоризмов. Вы их выписывали дома. Я тоже попыталась найти их в тексте. Многое совпало с вашим мнением. Прочитайте и подумайте, какой из них можно выбрать эпиграфом к сегодняшнему уроку и какой бы взяли для себя?
(Слайд №16.)

…Человек – это не бог весть что рядом с замечательными зверями и птицами. Но мне бы не хотелось быть тем зверем, что плывёт сейчас там, в морской глубине.

…Как хорошо, что нам не приходится убивать звёзды!

…Но как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну и звёзды. Достаточно того, что мы вымогаем пищу у моря и убиваем своих братьев.

…Приведи свои мысли в порядок и постарайся переносить страдания, как человек… Или как рыба.

Пусть она думает обо мне лучше, чем я на самом деле, и я тогда буду и в самом деле лучше…

…Лети к берегу и рискуй, как рискует каждый человек, птица или рыба.

…Плыви по ветру и встречай беду, когда она придёт.

Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но нельзя победить.

…Как легко становится, когда ты побеждён.

…Птичья жизнь намного тяжелее нашей, если не считать стервятников и больших сильных птиц. Зачем птиц сделали такими хрупкими и беспомощными…

Нельзя, чтобы в старости человек оставался один. Однако это неизбежно.

Хотел бы я быть рыбой , и чтобы у меня было всё, что есть у неё, а не только воля и сообразительность.

…Моя боль - она при мне. С ней я могу совладать, но я не должен причинять ей боль.

Тебе не полагалось бы так уставать в безветренную ночь. Ах, не те нынче пошли птицы!

Глупо терять надежду…

Отдыхай и постарайся привести свои руки в порядок, чтобы защищать то, что у тебя ещё осталось.

…Я ведь живу среди хороших людей.

…А может, поблизости от неё плывёт и моя большая рыба?..
Если она терпит, значит, и я стерплю.

- Обсуждение афоризмов.
-Домашнее задание: написать небольшое эссе по выбранному афоризму.

Категория: Конкурс "Я - Учитель 2013!" | Добавил: kfhbcf
Просмотров: 3485 | Загрузок: 148 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
Хороший урок. Изучение проблем вечного бытия - сложная тема... Метод развития критического мышления, который Вы применяете, думаю как раз для такого урока. такой урок возможен только для читающих детей. Думаю, что Ваши подопечные увлечены литературой и любят читать.

Лариса Николаевна, интересный урок у Вас получился. Хорошо, что весь урок дети работают с текстом, ориентируются в нём, замечательно, что привлекаете их к осмыслению текста путём привлечения к творческой работе.С уважением Галина

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVII Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
XI Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
V Всероссийский творческий конкурс "Солнечное лето"
II Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XI Всероссийский творческий конкурс "Такие разные бабочки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Фруктово-ягодный букет"
V Всероссийский творческий конкурс "Семейство кошачьих"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.07.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог