Конспект урока для учащихся 5-6 классов на тему: "Имя существительное - часть речи"
· (5.6 MB)
08.11.2013, 12:23
Автор: http://ya-uchitel.ru/index/8-3007
Альмухаметова Олеся Павловна
учитель русского языка и чтения., МБС(К)ОУ "С(К)ОШ № 19VIII вида" г.Тобольска
Цели урока: 1. Учить детей доказывать, что данные слова являются именами существительными 2.Формирование навыков нахождения и применения в устной и письменной речи главных членов в простом предложении. 3. Закреплять навык группировки слов по значению. Задачи урока: Образовательная: систематизировать знания и умения нахождения существительных по вопросам; Развивающая: развитие связной письменной речи на основе работы со словами, ребусов, дидактических игр, обогащение активного словаря учащихся; Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мыслительной деятельности (планирующая функция мышления через упражнения со словами - ребусами), коррекция личностных качеств учащихся: навыки самоконтроля, усидчивости, терпения; Развивать речь, память, внимание, фонематический слух учащихся. Воспитывать вежливость, культуру диалога, воспитывать интерес к учёбе, предмету. Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала. Вид урока: Урок – практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения. Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная работы; работа с учебником; работа в тетрадях; работа по карточкам; работа со слайдами.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, картинки, конверты с заданиями, музыкальное сопровождение.
Используемые компоненты УМК: 1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; 2. Русский язык. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В.В.Воронковой. Интернет ресурсы: 1. www.1september.ru 2. www.school-collection.edu.ru 3. http.//skolakras.narod.ru 4. ribalov2002@mail.ru 5. http.//ucitelskoli.ucoz.ru/load/animacionnye_fizminutki 6. Электронный диск «Фестиваль педагогических идей. Открытые уроки 2006»
Орг. Момент Слайд 1 Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики. Учитель спросит – надо встать. Когда он сесть позволит – сядь. Ответить хочешь – не шуми, А лучше руку подними. Проверка домашнего задания Слайд 2 Ребята, на прошлом уроке вам было задано упражнение 191. Давайте проверим его, а сделаем мы вот это как. Я называю слова, а вы поднимаете карточку с данной частью речи. Вступительное слово Слайд 3 - сегодня у нас в гостях. Встречайте - этого мальчишку, вы, конечно, узнали его; он частый гость на наших уроках. Кто это? -незнайка -он опять принёс нам вопросы и задания, которые не смог решить сам, Незнайка просит нас о помощи. Давайте ему поможем. А кто этот мальчик? Вы с ним ещё незнакомы, он пришёл к нам впервые. Догадались кто это? -Знайка. -Да это он. Знайка принёс с собой советы, подсказки, справки из научных книг. Он нам будет помогать. Мотивация учебной деятельности Работа по закреплению темы «Части речи» Слайд 6 Устно, по 1 ученику у доски, остальные проверяют. Слайд 4,5 • Из чего состоит наша речь? • Какие части речи вы знаете? • На какие вопросы отвечает имя существительное? • На какие вопросы отвечает глагол? • На какие вопросы отвечает имя прилагательное? Незнайка выполнял дома своё домашнее задание, но не смог его выполнить до конца. Ребята, определите в предложениях все части и речи и подскажите Незнайки, как их нужно правильно подчеркнуть. Гл. Прил. Сущ. Стоит красивый диван. Маленькая девочка рисует. Летит сизый голубь. Физминутка Слайд 7 С физминуткой я дружу, Свою спинку разогну, Ножками потопаю, Ручками похлопаю, А теперь попрыгаю, Ножками подрыгаю. Сяду я за парту стройно, чтоб вести себя достойно! Новый материал Работа в тетради Слайд 8 Я тетрадочку возьму, В уголочек положу Я друзья от вас Не скрою, ручку я Вот так возьму. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. - Запишем число в тетрадях. Две строчки вниз, в третьей строке посередине запишем Двадцать седьмое ноября. Классная работа. Имя существительное как часть речи. Давно живу я в мире этом, Даю название предметам. Сообщение цели и темы урока Упражнения на размышление Слайд 9 Работа в тетради слайд 10 Вывод: Слайд 11 Индивидуальная работа по карточкам Слайд 12 1 ученик у доски, остальные в тетради. Проверка. (сигнальные карточки) Вывод: Слайд 13 Цель нашего урока уметь различать и доказывать, что данные слова являются именем существительным. Заглянем в первый конверт Незнайки. Что это за загадочные рисунки, как вы думаете? -Это ребусы. -Какие слова получились? 1. Уши, столб, дятел, бабочка. - Что вы можете сказать об этих словах, сделайте теперь вывод? Чем они могут отличаться друг от друга? Что общего в этих словах? Поразмышляйте! (ответ учащихся) Запись слов в тетрадь. -Да! Это вопрос трудный. Давайте обратимся за помощью к Знайке. Он даст нам совет. ( Ученик читает записку) Поставьте к словам вопрос - Воспользуемся советом и поставим вверху над словами вопрос Уши, столб – что? Дятел, бабочка – кто? - Что вы теперь можете сказать об этих словах, сделайте теперь вывод! -Отвечают на вопрос кто? что? обозначают предмет. 2. лиса, играть, шумный, стол, жара, весна, зелёный, смеяться, ведьма, еж, лисий, лес. • Выберите все существительные из данных слов и запишите в тетрадь. • Докажите, что это существительные! Слова, которые отвечают на вопрос кто? что? и обозначают предмет называются именами существительными. Сегодня мы будем знакомиться с этой частью речи и даже построим для неё дом. Работа с учебником Стр.84 правило 1 Слайд 14 В нашем учебнике тоже есть правило, которое подтверждает наши слова (чтение правила) - А вот и крыша нашего дома -Что вы знаете о словах этой части речи? - отвечают на вопрос кто? что? Обозначают предмет - это будет первый этаж нашего дома. Самостоятельная работа в тетрадях Слайд 15 Проверка (сигнальные карточки) Упражнение на размышление Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Вывод: Слайд 19 Знайка предлагает вам письменно задание. Допишите в тетрадях свои три существительных. -Какие слова вы записали(спросить 2 учеников) - А сейчас я попробую угадать слово, которое вы не записали. Воздух -походит оно? -подходит -докажите -отвечает на вопрос что? _Незнайка тоже принёс свои слова. Откроем второй конверт. (читаем хором слова) Холод. Встреча. Радость. -подумайте, а эти слова будут жильцами нашего дома? (Учащиеся размышляют, ставят вопрос) -да и нет. -мнения могут быть разными, так как вопрос что? а обозначают не предметы. А вот, что думает об этих словах Знайка. (открываем конверт, читаем подсказку) Сушествительные могут обозначать не только предметы, но и явления природы, событие, состояние человека. -ребята, оказывается слова Незнайки тоже существительные. Давайте прочитаем ещё одно правило на стр. 84. Оказывается, ребята существительные могут обозначать события, состояние человека, явления природы.. это и будет второй этаж нашего дома. Интересное событие Вывод: У Знайки есть интересное событие из научных книг о существительном (открываем конверт, ученик читает) Имя существительное- самая большая часть речи. Почти каждое слово в ней – имя существительное. И это понятно человек с рождения жадно смотрит и хочет знать и называть всё, что окружает его, что существует вокруг него. -значит, существительные есть в каждом предложении, а в рассказах и стихотворениях их прячется великое множество. Физкульт- Минутка Слайд 20 2. Для глаз. 3. Для рук Упражнение «Кулачки»: Руки на коленях, кулачки сжаты, / Крепко, с напряженьем, / Пальчики прижаты./ Пальчики сильней сжимаем/Отпускаем, разжимаем./ Знайте, девочки и мальчики:/ Отдыхают ваши пальчики! Закрепление изученного Слайд 21 I группа – стр. 85 Упражнение 214 II группа – стр. 84 Упражнение 213 III группа- Работа по карточкам Проверка. Оценивание. - Давайте проверим ребят, выполнявших задание - Молодцы! Верно справились с заданиями. Итог урока Слайд 22 - Итак, что нового, узнали сегодня о предложении? - Чему учились? Для чего? - Что помогло нам узнать новое? - Кто помог изучать новый материал? Домашнее задание Слайд 23 1. Стр. 85. Упр. 215 (Женя, Алёна) 2. Стр. 85 упр. 216 (Вова, Алсу) 3. Работа по карточкам (все остальные) 4. Стр. 84 правило Рефлексия Слайд 24 Слайд 25 - Что понравилось на уроке? - Что не понравилось? Почему? - Какое задание понравилось больше? Почему? - Кому спасибо скажем за урок? - Кто доволен своей работой на уроке? - Ребята, а какое у вас сейчас настроение? Выберите личико, покажите своё настроение. Прозвени-ка, дружок, Голосистый звонок Перемену ждут ребята, Поиграть, попрыгать надо! (грамзапись петуха - ку-ка-ре-ку) - Урок окончен.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.