Конспект мультимедийного урока природоведения в 5 классе по теме «Физические и химические явления» Цель урока: создать условия для овладения базовыми понятиями, связанными с физическими и химическими явлениями в окружающем мире Задачи: образовательная: обеспечить усвоение учащимися таких понятий, как «явления», «явления природы», «физические явления», «химические явления» воспитательная: продолжить формирование таких качеств, как аккурат-ность, умение работать в парах, внимание к одноклассникам развивающая: продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием, наблюдать, обобщать, делать выводы Тип урока: комбинированный Оборудование: медиапректор, компьютер; лабораторное оборудование (спиртовки, пробирки, держатели для пробирки, химические стаканчики; перекись водорода, сода, вода, лимонная кислота, клубень картофеля, соль, перец, крахмальный клейстер, йод, кусочки белого хлеба) Ход урока: 1. Организационный момент Проверка готовности учащихся. Настрой на работу. Проверка рабочих мест 2. Актуализация знаний Учитель предлагает учащимся рассмотреть иллюстрации на слайде и ответить на вопрос «Что объединяет все изображения?» Предполагаемый ответ: На слайде изображены различные природные явления. Учитель обращает внимание на то, что различные изменения могут происходить не только с телами природы, но и с искусственными телами (например, загорается лампочка). Учащиеся записывают определение в тетрадь: «Явления – это любые изменения, которые происходят с телами» Учитель предлагает прослушать текст «Один день из жизни Незнайки» (Приложение 1) и ответить на вопросы: - Какие явления вы заметили? - Чем они различаются? Предполагаемые ответы: Явления: - горение газа - изменение формы пластилина - кипение чайника и выкипание воды - таяние льда - прокисание молока Все эти явления различаются происхождением. 3. Изучение нового материала Учитель предлагает рассмотреть рисунки 49 и 50 в учебнике и объяс-нить, в чем разница между изображенными процессами. Предполагаемый ответ: В первом случае происходит только изменение формы вещества, а во втором - изменение молекул вещества. Учитель объясняет, что в первом случае изображено физическое явление, а во втором – химическое. Учащиеся записывают схему в тетрадь Учитель демонстрирует слайды с изображением физических явлений, а затем – названия этих явлений Учащиеся формулируют положения: - Электрические явления связаны с электрическими зарядами и их движением - Механические явления связаны с изменением положения тела по от-ношению к другим телам, движением - Световые явления связаны со светом - Звуковые явления связаны со звуком - Тепловые явления связаны с нагреванием и охлаждением тел Учитель акцентирует внимание на том, что различные физические яв-ления постоянно присутствуют в нашей жизни. Предлагает учащимся разделить соль и перец, насыпанные в блюдце разделить при помощи пластиковой ложки Учащиеся вспоминают о том, что пластиковые предметы способны приобретать электрический заряд от трения. Учащиеся могут потереть пластиковую ложку о шерстяную одежду и приблизить ее к смеси соли и перца. Поскольку частички перца мельче и легче, то они притягиваются к ложке 4. Физкультминутка Учитель предлагает продемонстрировать механические явления Ответственный за разминку ученик показывает упражнения для мышц шеи, рук и ног. Все учащиеся выполняют разминку 5. Практическая работа Учащиеся выполняют опыты в парах (Приложение №2). Учитель координирует и помогает в выполнении опытов. Учащиеся обобщают выводы по результатам опытов и записывают признаки химических реакций в тетрадь 6. Закрепление знаний Учитель предлагает прочесть стихотворения 1,2 и назвать явления, о которых идет речь. Предполагаемый ответ: В стихотворении на слайде №12 говорится о физических явлениях: механическом (движение) и тепловом (таяние льда) В стихотворении на слайде №13 говорится о физических явлениях: световом (сверкание молнии) и звуковом (гром) В стихотворении на слайде№14 говорится о химическом явлении (го-рение) В стихотворении на слайде №15 говорится о физическом явлении: световом (полярное сияние) 7. Домашнее задание Объясняет алгоритм выполнения домашнего задания написать сочинение «Мой день» с указанием всех физических и химических явлений 8. Рефлексия Учитель зачитывает утверждения: «Сегодня урок: легкий – трудный, интересный – скучный, полезный – ненужный. Я ученик: старательный – ленивый, внимательный – невнимательный, урок усвоил – не усвоил». Учащиеся соглашаются или не соглашаются с утверждениями. Приложение 1 Один день из жизни Незнайки 4 Незнайка решил, что он непременно должен быть полезен своим друзьям. Он проснулся к обеду, зажег газ и поставил чайник на плиту. А сам сел лепить из пластилина. Незнайка так увлеченно лепил маленьких человечков, что не заметил, как чайник закипел. Он все продолжал свое занятие, пока Шпунтик, сердито ворча, не убрал с плиты выкипевший чайник. Чай не получился. Незнайка задумал приготовить кашу. Для этого достал из холодильника молоко и поставил его на стол. Делать ему больше ничего не хотелось, и он развлекал себя тем, что доставал кубики льда из холодильника и катал их по кухонному столу. Стол вскоре стал мокрым. А Незнайка, забыв о своем обещании, убежал гулять. Вернулся он поздно и вспомнил про молоко. Но в пакете на столе молоко стало кислым. Вот какой помощник!
Приложение 2 Химические опыты Инструктивная карта 3 Что делаем Что наблюдаем Выводы Подержим над огнем кусочек белого хлеба, содержащего органические вещества. Это явление …………………., т.к…………………. (назвать признаки) Возьмем стаканчик с крахмальным клейстером. Добавим несколько капель раствора йода. Это явление …………………., т.к…………………. (назвать признаки) К чайной ложке питьевой соды добавим лимонную кислоту и воду. Это явление …………………., т.к…………………. (назвать признаки) Поместим в стакан несколько кусочков сырого картофеля. Добавим перекись водорода. Это явление …………………., т.к…………………. (назвать признаки)
Юлия Викторовна, мне понравился ваш урок. Вы использовали нетрадиционную форму проведения урока, тем самым заинтересовав учащихся, мотивировав их на изучение нового материала. Использовали проблемное обучение, тем самым подвели учащихся к "открытию" новой темы.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.