Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Конкурсы » Конкурс "Я - Учитель 2013!"


Конспект урока природоведения в 5 классе по теме "Физические и химические явления"

СКАЧАТЬ (1.93 Mb) 15.11.2013, 22:10
Борисова Юлия Викторовна
учитель биологии, КГБОШИ "Бийский лицей-интернат Алтайского края"
Конспект мультимедийного урока природоведения в 5 классе по теме «Физические и химические явления»
Цель урока: создать условия для овладения базовыми понятиями, связанными с физическими и химическими явлениями в окружающем мире
Задачи:
образовательная: обеспечить усвоение учащимися таких понятий, как «явления», «явления природы», «физические явления», «химические явления»
воспитательная: продолжить формирование таких качеств, как аккурат-ность, умение работать в парах, внимание к одноклассникам
развивающая: продолжить формирование умений работать с лабораторным оборудованием, наблюдать, обобщать, делать выводы
Тип урока: комбинированный
Оборудование: медиапректор, компьютер; лабораторное оборудование (спиртовки, пробирки, держатели для пробирки, химические стаканчики; перекись водорода, сода, вода, лимонная кислота, клубень картофеля, соль, перец, крахмальный клейстер, йод, кусочки белого хлеба)
Ход урока:
1. Организационный момент
Проверка готовности учащихся. Настрой на работу. Проверка рабочих мест
2. Актуализация знаний
Учитель предлагает учащимся рассмотреть иллюстрации на слайде и ответить на вопрос «Что объединяет все изображения?»
Предполагаемый ответ: На слайде изображены различные природные явления. Учитель обращает внимание на то, что различные изменения могут происходить не только с телами природы, но и с искусственными телами (например, загорается лампочка).
Учащиеся записывают определение в тетрадь: «Явления – это любые изменения, которые происходят с телами»
Учитель предлагает прослушать текст «Один день из жизни Незнайки» (Приложение 1) и ответить на вопросы:
- Какие явления вы заметили?
- Чем они различаются?
Предполагаемые ответы:
Явления:
- горение газа
- изменение формы пластилина
- кипение чайника и выкипание воды
- таяние льда
- прокисание молока
Все эти явления различаются происхождением.
3. Изучение нового материала
Учитель предлагает рассмотреть рисунки 49 и 50 в учебнике и объяс-нить, в чем разница между изображенными процессами.
Предполагаемый ответ: В первом случае происходит только изменение формы вещества, а во втором - изменение молекул вещества. Учитель объясняет, что в первом случае изображено физическое явление, а во втором – химическое. Учащиеся записывают схему в тетрадь
Учитель демонстрирует слайды с изображением физических явлений, а затем – названия этих явлений
Учащиеся формулируют положения:
- Электрические явления связаны с электрическими зарядами и их движением
- Механические явления связаны с изменением положения тела по от-ношению к другим телам, движением
- Световые явления связаны со светом
- Звуковые явления связаны со звуком
- Тепловые явления связаны с нагреванием и охлаждением тел
Учитель акцентирует внимание на том, что различные физические яв-ления постоянно присутствуют в нашей жизни.
Предлагает учащимся разделить соль и перец, насыпанные в блюдце разделить при помощи пластиковой ложки
Учащиеся вспоминают о том, что пластиковые предметы способны приобретать электрический заряд от трения.
Учащиеся могут потереть пластиковую ложку о шерстяную одежду и приблизить ее к смеси соли и перца. Поскольку частички перца мельче и легче, то они притягиваются к ложке
4. Физкультминутка
Учитель предлагает продемонстрировать механические явления Ответственный за разминку ученик показывает упражнения для мышц шеи, рук и ног.
Все учащиеся выполняют разминку
5. Практическая работа
Учащиеся выполняют опыты в парах (Приложение №2). Учитель координирует и помогает в выполнении опытов. Учащиеся обобщают выводы по результатам опытов и записывают признаки химических реакций в тетрадь
6. Закрепление знаний
Учитель предлагает прочесть стихотворения 1,2 и назвать явления, о которых идет речь. Предполагаемый ответ: В стихотворении на слайде №12 говорится о физических явлениях: механическом (движение) и тепловом (таяние льда)
В стихотворении на слайде №13 говорится о физических явлениях: световом (сверкание молнии) и звуковом (гром)
В стихотворении на слайде№14 говорится о химическом явлении (го-рение)
В стихотворении на слайде №15 говорится о физическом явлении: световом (полярное сияние)
7. Домашнее задание
Объясняет алгоритм выполнения домашнего задания написать сочинение «Мой день» с указанием всех физических и химических явлений
8. Рефлексия
Учитель зачитывает утверждения: «Сегодня урок: легкий – трудный, интересный – скучный, полезный – ненужный. Я ученик: старательный – ленивый, внимательный – невнимательный, урок усвоил – не усвоил». Учащиеся соглашаются или не соглашаются с утверждениями.
Приложение 1
Один день из жизни Незнайки 4
Незнайка решил, что он непременно должен быть полезен своим друзьям.
Он проснулся к обеду, зажег газ и поставил чайник на плиту. А сам сел лепить из пластилина. Незнайка так увлеченно лепил маленьких человечков, что не заметил, как чайник закипел. Он все продолжал свое занятие, пока Шпунтик, сердито ворча, не убрал с плиты выкипевший чайник. Чай не получился.
Незнайка задумал приготовить кашу. Для этого достал из холодильника молоко и поставил его на стол.
Делать ему больше ничего не хотелось, и он развлекал себя тем, что доставал кубики льда из холодильника и катал их по кухонному столу. Стол вскоре стал мокрым. А Незнайка, забыв о своем обещании, убежал гулять.
Вернулся он поздно и вспомнил про молоко. Но в пакете на столе молоко стало кислым. Вот какой помощник!

Приложение 2
Химические опыты
Инструктивная карта 3
Что делаем Что наблюдаем Выводы
Подержим над огнем кусочек белого хлеба, содержащего органические вещества. Это явление …………………., т.к………………….
(назвать признаки)
Возьмем стаканчик с крахмальным клейстером. Добавим несколько капель раствора йода.
Это явление …………………., т.к………………….
(назвать признаки)
К чайной ложке питьевой соды добавим лимонную кислоту и воду.
Это явление …………………., т.к………………….
(назвать признаки)
Поместим в стакан несколько кусочков сырого картофеля. Добавим перекись водорода.
Это явление …………………., т.к………………….
(назвать признаки)

Перечень источников

1.     http://physicsinpoems.narod.ru/fizicheskie_yavleniya/teplovie/stih/

2.     http://stroki.net/content/view/7710/46

3.     http://chemistry.150shelkovo011.edusite.ru/p155aa1.html

http://www.uchportal.ru/load/74-1-0-27520


Категория: Конкурс "Я - Учитель 2013!" | Добавил: 555borisova
Просмотров: 5612 | Загрузок: 424 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
1 Сабирзянова Алсу Фархатовна   (05.12.2013 10:32) [Материал]
Юлия Викторовна, мне понравился ваш урок. Вы использовали нетрадиционную форму проведения урока, тем самым заинтересовав учащихся, мотивировав их на изучение нового материала. Использовали проблемное обучение, тем самым подвели учащихся к "открытию" новой темы.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог