Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Конкурсы » Конкурс "Я - Учитель 2013!"


План-конспект урока на тему "организационно-правовые формы предпринимательства" 9 класс

СКАЧАТЬ (3.52 Mb) 11.10.2013, 12:47
Коробьина Луиза Равхатовна
учитель технологии, МБОУ СОШ №20 Московского района г. Казани
Аннотация урока для размещения на сайте
1. Тема урока: «Организационно—правовые формы предпринимательства»
2. Предмет: Технология
3. Класс-9
4. Автор урока: Коробьина Луиза Равхатовна, учитель технологии.
5. Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №20 Московского р-на г. Казани.
6. Республика / Татарстан
7. Город / Казань
8. Краткое описание: Раздел: Технология ведения дома. Введение в предпринимательскую деятельность
9. Продолжительность урока: 2х45 мин(спаренный урок)

План-конспект урока по теме «Организационно-правовые формы предпринимательства»

Тема раздела «Введение в предпринимательскую деятельность».
Тема урока «Организационно-правовые формы предпринимательства».
Цели урока:
1) Образовательная – сформировать знания об основных видах и формах предпринимательской деятельности в России.
2) Развивающая – развивать у учащихся интерес к предпринимательской деятельности и умение проводить экономический анализ.
3) Воспитывающая – воспитывать инициативу и предприимчивость при выборе бизнес-идеи.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесные (вступительная беседа, объяснение, рас-сказ); наглядные (схема «Ресурсы и факторы производства», карточки-задания); практические (практиче¬ская работа «Достоинства и недостатки организационно-правовых форм предпринимательской деятельности», тренинг «Предпринимательская идея»).
Оснащение урока:
1) Симоненко, В.Д. Технология : учебник для 10 класса общеобразовательных учре¬ждений / В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш. – М. : Вентана-Графф, 2001.
2) Схема «Ресурсы и факторы производства».
3) Канцелярские принадлежности – ножницы, клей, цветная бумага, краски.
4) Нитки, иголки, пряжа, пустые пластиковые бутылки, лоскуты, капро¬новые носки, ленты, пластинки, украшения.
Структура урока:
1) Организационная часть (5мин).
2) Повторение пройденного материала(10 мин): Групповая работа.
3) Сообщение темы и цели урока(2 мин).
4) Изучение нового материала(45 мин).
4.1 Ресурсы и факторы производства.
4.2 Предпринимательская идея
4.2.1 Тренинг «Предпринимательская идея»
4.3 Виды предпринимательской деятельности
4.4 Организационно-правовые формы предпринимательской деятель¬ности (частное предприятие, товарищества, общества, корпорации и др.)
5) Закрепление изученного материала(15 мин).
Практическая работа «Достоинства и недостатки организационно-пра¬вовых форм предпринимательской деятельности»
6) Подведение итогов урока(10 мин).
7) Домашнее задание (3 мин).
Ход урока:
1) Организационная часть. Приветствие, проверка явки учащихся, го¬товность учащихся.
2) Повторение пройденного материала:
Групповая форма работы – учащиеся работают в группах «партнеров по бизнесу», определившихся на первом уроке.
1-ая группа (5 человек) – отгадывает кроссворд «Предпринимательская деятельность». Группе выдается кроссворд, который приведен в приложении.
2-ая группа (5 человек) – выполняют письменную работу по написанию основных определений: предприниматель, физическое лицо, юридическое лицо, рыночная экономика, предпринимательская деятельность;
3-я группа (5 человек) – фронтальный опрос по вопросам:
1) Какой смысл вы вкладываете в понятие «предпринимательство» и «бизнес»? Дать определение этим понятиям (Ответ: Предпринимательство –это самостоятельная, инициативная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск, и под свою ответственность. Бизнес в переводе с английского – это дело, занятие, подразумевается также как лю¬бое занятие, приносящие доход, прибыль»).
2) Какие вопросы должен решить предприниматель при организации своего дела? (Ответ: Что производить? Как производить? Кто будет потреби¬телем товаров и услуг?).
3) Личные качества бизнесмена – это…(Ответ: смелость, инициатив-ность, стремление к созиданию, способность идти на риск, стремление к ус-пеху в экономической деятельности).
4) Человек занимается бизнесом, потому что … (Ответ: он стремится к получению прибыли, это способ проявления творческих возможностей, ха¬рактера, способностей человека).
3) Сообщение темы и цели урока.
4) Изучение нового материала.
4.1Предприниматель, опираясь на свою собственность, налаживает производство товаров или услуг. Для любого производства при любой экономической формации необходимы ресурсы. Ресурсы – это совокупность природных, материальных, финансовых, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе производства, для создания товаров и услуг. Все ресурсы подразделяются на природные, материальные, трудовые и финансовые, которые приведены на рисунке 8.



Рисунок 8 – Схема «Ресурсы и факторы производства»

Природные, материальные и трудовые ресурсы – это ресурсы, без которых не может существовать ни одно производство, поэтому они получили название базовых. Финансовые ресурсы, возникшие в условиях рынка, получили название производных. А что тогда означают «факторы производства»? В чём их отличие от «ресурсов производства»?
Давая характеристику ресурсам производства, отметим, что это всё то, что может быть вовлечено в процесс производства, а факторы производства обозначают ресурсы, реально вовлечённые в процесс производства. Следовательно, «ресурсы производства» – это более широкое понятие, чем «факторы производства». В отличие от ресурсов, факторы становятся таковыми только в процессе производства, взаимодействуя друг с другом. Поэтому производство всегда есть взаимодействие факторов.
Факторы – это то, что используется в процессе производства и от чего непосредственно зависит ход производства и его результаты. К ним относятся:
 природные ресурсы (земля и природные богатства);
 производственные ресурсы (здания, оборудование, станки и т.п.);
 трудовые ресурсы (люди, их физические и умственные способности).
В рыночной системе экономисты выделяют четвёртый фактор производства – предпринимательская способность. Предприниматель берёт на себя инициативу соединения природных, производственных и трудовых ресурсов в единый процесс производства товаров или услуг.
4.2 В основе любого предпринимательства лежит идея. Без идеи предпринимательство существовать не может.
Новая идея – самый дешевый ресурс и самый большой дефицит. Одна хорошая идея может определить профессиональную деятельность предпринимателя и многих людей, связанных с ним работой на всю жизнь.
- Как вы думаете, как появляется, рождается, предпринимательская идея?
(Учащиеся могут сделать попытку ответить на данный вопрос: предприниматель изучает потребности рынка и у него появляется идея, каким видом предпринимательской деятельности заниматься; предприниматель может позаимствовать идею у других и др.)
- Сейчас попробуйте представить, что вы решили заняться предпринимательской деятельностью. Вам предстоит принять решение, что производить из того сырья, какое вы можете приобрести в данный момент. (Сырье учащимся предлагает учитель).
Тренинг «Предпринимательская идея»
Учащиеся работают в группах
1-е задание.
Каждой группе предлагается сырье. В течение 5 минут учащиеся должны предложить ряд идей, как можно использовать данное (вторичное) сырье для производства товаров. Каждая группа обеспечивается ножницами, клеем, цветной бумагой, красками и другими материалами (по необходимости).
1-я группа: пустые пластиковые бутылки;
2-я группа: лоскуты, ленты;
3-я группа: пластинки, украшения.
По истечении времени каждая группа проводит презентацию идей, представленных на рисунке 9.



Рисунок 9 – Идеи переработки вторичного сырья.


2-е задание.
Учащиеся продолжают работать в группах.
В течение 5 минут каждая группа должна определить, что необходимо для реализации предпринимательской идеи: место размещения производства, производственные мощности, оборудование; источники финансирования предпринимательской идеи.
По итогам выполненного задания учащиеся описывают детально свою потенциальную идею бизнеса, а также обосновывают ее. В описании учащимся следует отразить следующие моменты:
 Сущность предлагаемой бизнес-идеи.
 Описание продукта (услуги), их перечень.
 Кто является потенциальными клиентами?
 Где находятся мои клиенты?
 Что ценят мои клиенты?
 Какие мои умения, способности будут при этом использованы?
 Месторасположение бизнеса
4.2 Существует несколько видов предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая (торговая), финансовая, страховая, посредничество.
Производственное предпринимательство характеризуется тем, что предприниматель и его фирма работают в сфере непосредственного производства товаров и услуг, продавая которые получают прибыль.
В сфере коммерческого предпринимательства предприниматель выступает в роли торговца, продавая покупателю готовые товары, приобретённые им у других лиц. Прибыль получается за счёт продажи товара по цене, превышающей цену приобретения.
Финансовое предпринимательство – особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги. Прибыль предпринимателя возникает в результате продажи финансовых ресурсов с взиманием процентов.
Посредничество – специфический вид предпринимательской деятельности, тесно примыкающий к другим видам, он является составной частью производственного, финансового и коммерческого предпринимательства. Посредник стоит между производителем или продавцом с одной стороны и покупателем – с другой, соединяя их в одну цепь предпринимательской сделки. Объектом купли-продажи является информация, которую посредник получает от производителя (продавца) и передаёт покупателю. За так называемую услугу он получает вознаграждение по договорённости или устанавливаемым нормам.
Страховое предпринимательство – здесь предприниматель выступает в качестве продавца страховых услуг, предлагает лично или через посредников – страховых агентов приобрести услуги потенциальному покупателю. Объектом предпринимательской деятельности становится страховая услуга, которая продаётся за определённую плату.
Следует отметить, что все виды предпринимательской деятельности связаны между собой, так что, занимаясь одним видом, поневоле приходится сталкиваться и с другими видами.
4.4 Существует несколько форм частного предпринимательства.
По типу собственности они подразделяются на индивидуальные и коллективные.
К индивидуальным формам предпринимательской деятельности относятся: индивидуально-трудовая деятельность, единоличное предприятие и семейное предприятие.
Индивидуально-трудовая деятельность осуществляется без применения наёмного труда. Осуществляемая с применением наёмного труда, она регистрируется как единоличное предприятие.
Семейное предприятие отличается тем, что средства для деятельности предприятия формируются из активов семьи и все члены семьи являются собственниками предприятия, прибыль распределяется в зависимости от участия в деятельности или в ранее оговорённых целях.
Преимущества индивидуальной формы: полная самостоятельность; оперативность управления и принятия решений; прямой и непосредственный стимул для эффективной деятельности предприятия; максимум побудительных мотивов и т.д.
Недостатки: трудность привлечения больших капиталов; неопределённость сроков деятельности; неограниченность ответственности за долги; единоличный владелец не может быть специалистом во всех вопросах производства; снабжения, сбыта и др., что приводит к принятию ошибочных решений.
Коллективная форма предпринимательства осуществляется группой граждан на основе собственного имущества и различных форм привлечение имущества других физических лиц. К ней относятся: общества, товарищества корпорации, акционерные общества и др.
По характеру экономических отношений общества бывают двух видов: с ограниченной и неограниченной ответственностью.
Общество с дополнительной ответственностью – форма предпринимательской деятельности, при которой все члены коллектива несут неограниченную солидарную ответственность по обязательствам фирмы всем своим имуществом. Это означает, что необязательно вносить членам коллектива равные части капитала и распределять поровну доходы, но в случае неудачи каждый из них несёт ответственность не только пропорционально своей доле, но покрывает убытки и других партнёров.
Общество с ограниченной ответственностью – это учреждённое одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли, размеры которых определены учредительными документами; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, своими вкладами.
Товарищества – это объединение нескольких лиц для совместной коммерческой деятельности, но не капиталов. Различают полное (открытое) товарищество и коммандитное (на вере).
Полное товарищество предполагает, что каждый партнёр участвует в делах товарищества и несёт полную ответственность по обязательствам не только вложенным капиталом, но и всем имуществом.
Коммандитное товарищество – объединение, состоящее из полных товарищей, несущих ответственность только в пределах своего вклада (коммандиты).
Достоинства товариществ: легко организовать; экономические (материальные, трудовые, финансовые) возможности возрастают; возникает возможность привлекать к работе квалифицированных специалистов;
Недостатки: ограниченность в финансовых ресурсах; неоднозначное понимание целей деятельности; неограниченная ответственность партнеров не только за свои собственные решения, но и за последствия действий других; сложность определения меры каждого в доходе или убытке фирмы, разделе имущества; непредсказуемость, обусловленная выходом из фирмы одного из её партнёров;
Корпорация – это правовая форма бизнеса, созданная для совместного ведения хозяйственной деятельности путем объединения капитала с целью получения прибыли.
Акционерное общество – это общество, уставный капитал которого разделён на определённое количество частей (акций) равной номинальной стоимости. Существуют два типа акционерных обществ: открытое и закрытое.
Открытым акционерным обществом называется общество, участники которого могут свободно продавать и покупать акции общества без согласия других акционеров.
Закрытое акционерное общество – акции распространяются только среди учредителей (среди заранее определённого круга лиц).
Достоинства ОАО: члены общества несут ограниченную ответственность; процедура купли-продажи доли участия (акций) несложная; эта форма является более эффективной для привлечения дополнительного капитала на развитие производства, т.е. можно взять заём.
Недостатки: учреждение акционерного общества – дело сложное и трудоёмкое; является объектом двойного налогообложения (во-первых, как самостоятельное юридическое лицо платит налог с прибыли; во-вторых, часть прибыли, распределяемая между акционерами в качестве дивиденда, облагается налогом ещё раз как личные доходы граждан); трудность в принятии единого решения.
Каждая из предпринимательских форм имеет свои преимущества и недостатки, поэтому, открывая своё дело, предприниматели сами выбирают ту или иную форму деятельности, руководствуясь личными интересами.
5) Закрепление изученного материала:
В качестве закрепления необходимо выполнить:
а) Практическую работу «Достоинства и недостатки организационно-правовых форм предпринимательской деятельности», заполнив таблицу 5.
В тетради и заполните таблицу, перечислив предприятия каждой формы собственности, их достоинства и недостатки.
б) Определите, какие необходимы ресурсы для организации фирмы по выпечке хлебобулочных изделий. Выберите организационно-правовую форму для данного вида деятельности.
6) Подведение итогов урока. Обсуждение ошибок, выставление оценок.
7) Домашнее задание: Написать эссе на тему: «Новая идея – самый дешёвый ресурс и самый большой дефицит». Материал по учебнику параграф 3, ответить на вопросы на странице 22.

Таблица 24 – Организационные формы предпринимательства

Форма
собственности Достоинства Недостатки
1 2 3
Частная – полная самостоятель-ность и свобода;
– оперативность управ-ления и принятия реше-ний; максимум побуди-тельных мотивов;
– прямой и непосредст-венный стимул для эф-фективной деятельности предприятия. – трудность привлечения больших капиталов;
– неопределённость сроков деятельности;
– неограниченность ответ-ственности за долги;
– единоличный владелец не может быть специалистом во всех вопросах производ¬ства
Общество
с дополнительной
ответственностью
– финансовая сила;
– свобода и оператив-ность действий;
– дополнительные воз-можности в менедж-менте.
- неограниченность ответст¬венности партнёров;
– возможность взаимного недоверия;
– недостаток опыта;
– не находит большого рас¬пространения.
Товарищества
– легко организовать;
– экономические (матери¬альные, трудовые, финансо¬вые) возможности возрас-тают;
– возникает возможность привлекать к работе квали¬фицированных специали¬стов.
– ограниченность в фи-нансовых ресурсах;
– неоднозначное пони-мание целей деятельно¬сти;
– сложность определе¬ния меры каждого в до-ходе/убытке фирмы, разделе имущества
– непредсказуемость, обусловленная выходом из фирмы одного из партнёров.

Окончание таблицы 24

1 2 3
Акционерное
общество
– члены общества несут ог-раниченную ответствен-ность;
– процедура купли–продажи доли участия несложная;
в случае смерти акционера его доля переходит к на-следникам;
– эта форма является эффек-тивной для привлечения до-полнительного капитала на развитие производства, то есть можно взять заём. - учреждение АО дело трудоёмкое;
– является объектом двойного налогообло-жения
1. как самостоятельное юридическое лицо пла-тит налог с прибыли,
2. часть прибыли в виде дивиденда облагается налогом как личные до¬ходы граждан;
– трудность в принятии единого решения.

Категория: Конкурс "Я - Учитель 2013!" | Добавил: луиза
Просмотров: 11026 | Загрузок: 627 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 3
в программе предмета технологии, есть раздел введение в предпринимательскую деятельность

Да , тоже удивилась.

1 Инна (innaschool8)   (08.11.2013 18:40) [Материал]
Не думала, что такие уроки можно давать на уроках технологии, а главное интересно для учащихся, буду знать спасибо!Когда я училась, такого конечно не было!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог