Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Конкурсы » Конкурс "Я - Учитель 2013!"


Разработка внеклассного занятия по литературе «Основные темы в творчестве волгоградских поэтов и писателей»

СКАЧАТЬ (3.64 Mb) 08.11.2013, 18:50
Капустина Валентина Александровна
учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №103 Советского района города Волгограда
Капустина Валентина Александровна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №103 Советского района г. Волгограда

Разработка внеклассного занятия по литературе
«Основные темы в творчестве
волгоградских поэтов и писателей»
(в рамках кружка «Литературное краеведение»)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение с. 3
Раздел 1. Методический комментарий с. 5
Раздел 2. Оснащения мероприятия с. 6
Раздел 3. Планируемые образовательные результаты с. 7
Раздел 4. Организационная структура занятия с. 9
Список литературы с. 19


ВВЕДЕНИЕ

Предложенная разработка – план внеклассного мероприятия в рамках литературного кружка. «Цель работы литературно-творческого кружка – расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей. В литературно-творческий кружок принимаются дети, обнаруживающие склонности к литературному творчеству в любом жанре. В задачу кружка не входит подготовка профессиональных литераторов, однако квалифицированное руководство и творческая среда способствуют эффективному развитию школьников с ярко выраженной литературно-творческой одаренностью» [10, c.7].
В последнее время перед литературными кружками открываются исключительно широкие возможности для межпредметных связей. Это литературно-исторические и историко-литературные, литературно-критические кружки, внеклассная работа по изучению взаимосвязей литературы с другими видами искусства.
К числу подобных кружков следует отнести и кружок по литературному краеведению. В рамках этого кружка прослеживается связь основного предмета с историей, краеведением, географией. Деятельность здесь имеет познавательный характер: она направлена на расширение представлений не только о художественной литературе края, но о его культуре, искусстве, фольклористике, музыке (например, литературно-музыкальные композиции).
То есть, обучающиеся не только обогащают свои литературно-творческие способности, расширяют знания по литературоведческому анализу текста, но и расширяют кругозор. Поэтому оправданным будет привлечение к работе в кружке обучающихся именно среднего звена – 6-8 классы. «Задача литературного кружка – расширить и углубить знания школьников, полученные на уроках литературы, развить интерес к литературе, приобщить школьников к самостоятельному исследованию» [10, c. 20]. Приобретенные знания, навыки и умения в рамках работы кружка помогут им на уроках литературы в старших классах, где анализ художественных произведений может быть более углубленным.
Занятия в кружке проходят, как правило, по 2 часа в неделю, программа может быть рассчитана на один или два года. Разработка предложенного занятия по теме «Основные темы в творчестве волгоградских поэтов и писателей» будет являться не первым по счету. Это мероприятие целесообразно провести примерно четвертым или третьим. Первые занятия обычно носят установочный характер – знакомство с учащимися, распределение обязанностей, формулирование общих целей и задач программы, ознакомление с основным содержанием. В начале работы кружка разбирается понятие «литературное краеведение», обсуждаются метепредметные связи: можно кратко ознакомить детей с основными работами в этой области (Н.К. Пиксанова, Лазарева, П.В. Куприяновского). Дети осознают, какие именно цели преследует литературное краеведение, и чем именно они будут заниматься на кружке.

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
В рамках занятий на литературном кружке может использоваться разнообразное количество современных методов и методик. Рассмотрим те методы, технологии и формы работы, которые мы будет использовать на нашем внеклассном мероприятии.
1. Эвристическая беседа (блок универсальных учебных действий коммуникативной направленности). «Один из словесных методов обучения. С точки зрения уровня и характера познавательной деятельности учащихся беседа относится к числу частично-поисковых методов обучения. Свое название эвристическая беседа получила от греч. эвристика – «отыскиваю, открываю». Сущность эвристической беседы состоит в том, что мастер путем постановки перед учащимися определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т. п. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие мышления учащихся, прежде всего творческого мышления» [15].
2. Постановка и обсуждение проблемных вопросов (блок регулятивных действий). Включает действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: 1. целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); 2. планирование — определение последовательности действий; 3. прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения; 4. рефлексия – возвращение к поставленной цели занятия, анализ достигнутого, анализ собственных результатов и впечатлений от занятия.
3. Индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность (блок универсальных учебных действий познавательной направленности). Включает в себя подготовку презентаций и выступлений (докладов) по заданной теме. Направлена на стимулирование исследовательских способностей, уточнение и развитие теоретических знаний
4. Коллективная и индивидуальная творческая работа, творческие мастерские (блок личностных и коммуникативных универсальных учебных действий). Устная работа, направленная на выполнение определенного задания, с привлечением знаний и навыков по другим школьным предметам. «В технологии мастерских главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Результативность выражается в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию. Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников» [4, c. 237].
5. Выразительное чтение, анализ стихотворений, определение тематики и проблематики и др. (блок предметных универсальных учебных действий, определяется содержанием учебной дисциплины –литература). В рамках этой работы предполагается использование технологий критического мышления. Например, составление «банка идей», синквейна. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

РАЗДЕЛ 2. ОСНАЩЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
Средства обучения: компьютер, проектор, сборники стихотворений и прозы волгоградских поэтов и писателей, наглядный материал (распечатанные «Маршрутные листы» с заданиями, фотографии поэтов и писателей).

РАЗДЕЛ 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные. Литература:
В результате урока обучающиеся смогут:
• выразительно прочитать художественные произведения (стихотворения или прозу);
• сформулировать основную мысль произведений;
• отметить особенности пейзажной лирики;
• усовершенствовать навыки анализа литературного произведения, умения систематизировать художественные явления, объединенные одной темой;
• найти средства художественной выразительности, которые поэт/писатель использует для создания образов (по заданной теме).
• Межпредметные:
• расширить представления по географии (реки Волгоградской области);
• освежить в памяти некоторые моменты по истории области (Сталинградская битва).
• Метапредметные:
Познавательные:
• находить достоверную информацию из дополнительной литературы, во Всемирной сети Интернет;
• владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать в художественном тексте концептуальную информацию, анализировать и обобщать предоставленную информацию;
• сравнивать объекты (художественные произведения на одну тему);
• устанавливать причинно-следственные связи;
• предоставлять информацию в разных формах (в виде презентации, фотографии, устного выступления).

Регулятивные:
• определять цели, выделять проблемную ситуацию или проблемный вопрос в учебной и жизненно-практической деятельности;
• выбрать средства достижения цели в группе;
• работать по алгоритму (маршрутному листу);
• оценивать степень достижения цели занятия;
• усовершенствовать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи.

Коммуникативные:
• излагать свое мнение (в диалоге, полилоге), аргументируя его документальной и литературно-художественной информацией;
• организовать работу в группе (распределять роли участников группы, определять задачи каждого члена коллектива, задавать вопросы, выработать стратегию команды для успешного достижения цели);
• находить компромисс при выполнении задания в группе;
• использовать ИКТ для достижения своих целей.

Личностные:
• вырабатывать бережное отношение к природе;
• осознавать себя патриотом своей малой родины;
• осознавать целостность мира через эстетическое восприятие художественных текстов и красоты природы родного края;
• вырабатывать уважительно-доброжелательное, толерантное отношение друг к другу.

РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Рассчитано на два часа в рамках рабочей программы «Литературное краеведение Волгограда» . Внеурочная подготовка: до начала занятия ребятам предлагается самостоятельно прочитать на выбор несколько произведений писателей и поэтов Волгоградской области. Нескольким ребятам дается задание приготовить о краткий доклад с презентациями о самых известных писателях – Борисе Екимова, Татьяне Брыксиной, Татьяне Батуриной.
ЭТАП 1. Актуализация знаний. (Эвристическая беседа)
Приветствие.
Учитель: Сегодняшнее занятие я бы хотела начать с того, что я прочитаю вам стихотворение. Чтение наизусть стихотворение учителем:
Нина Щербакова

Люблю Заволжья степи
золотые:
Поля, поля, поля – за горизонт,
И жаворонка утреннего звон
Люблю,
и сумерки вечерние густые.

И тополь у дороги одинокий,
Он как-то по-особенному
строг,
Как будто пыль
со всех степных дорог
Лист тяготит,
И ветер жжет жестокий.

Люблю ромашку
в простеньком наряде.
Она и в зной, и в суховей
цветет.
Любое время дня к лицу идет
Ромашке этой
С солнышком во взгляде.

Я васильки люблю
в степных оврагах –
Они небесной синевы синей,
И рядом с ними
дышится вольней –
Земля им рада и душа им
рада.

Из сердца льются в мир
слова простые:
И у него есть песенный
сезон,
Когда поля, поля – за горизонт,
Когда Заволжья степи –
золотые.
Ребята, что вы можете сказать об этом стихотворении? Какова его тема? Что можно узнать об авторе, прочитав это стихотворение? Что влияет на настроение лирической героини?
Ответы учеников. Предполагается, что они скажут о том, что автор родился на территории Волгоградской области, и что основная тема – красота природы Поволжья.
Учитель: Молодцы. Я бы хотела зачитать вам цитаты. «Жизнь, история, природа, культура, быт, нравы края становятся для писателя источником вдохновения. Великие произведения искусства неотрывны как от эпохи, так и от местности, их породившей и наложившей на них неизгладимый отпечаток», – отмечает Н.А. Милонов [6, c.10]. «Литературное краеведение, – по мнению Н. Травушкина, – это та же история литературы, но отличающаяся особым отбором и группировкой материала. В литературном краеведении сложились и плодотворно развиваются разнообразные работы, посвященные жизни и творчеству известного писателя связи с историей и бытом данного края» [11, c. 163]. Ребята, как вы понимаете эти строки?
Размышления учеников.
ЭТАП 2. Этап целеполагания
Учитель: На прошлом занятии мы с вами говорили о том, какие цели и задачи имеет литературное краеведение. Давайте назовем их еще раз. Ответ обучающихся . Правильно, молодцы. Значит, можно сказать, что одной из задач литературного краеведения можно назвать изучение творчества местных авторов. Вы готовили доклады и презентации о волгоградских поэтах и писателях. Как вы думаете, чем же сегодня на занятии мы будем заниматься?
Ответы учеников. Обучающиеся, исходя из вышесказанного, делают вывод, что цель занятия – определить основные темы в творчестве поэтов и писателей Волгоградской области.
ЭТАП 3. Создание проблемной ситуации
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопрос, как же может влиять на творчество писателей и поэтов местность, они выросли. И сделаем это на примере творчества волгоградских авторов.
Скажите, каких авторов вы читали?
Ответы учеников.
Тема 1. Создание банка идей: «Основные темы и идеи в произведениях волгоградских поэтов»
Учитель: Давайте с вами создадим «Банк идей». Каждый из вас получит сейчас пустую схему (Приложение 1). По ходу нашего занятия вы можете самостоятельно расширять свои познания, записывая свои идеи в наш «банк». Я буду также фиксировать ваши предложения. Скажите, какие темы вы можете назвать в тех произведениях, которые вы прочитали?
Ответы учеников. Учитель фиксирует их на доске/слайде или плакате. Среди основных назовут – тема малой родины, природы, возможно- Сталинградской битвы. По ходу занятия «банк идей» дополняется, т.е. к каждой теме подписывается «подтема», или проблема (Приложение 1)
Учитель: Предлагаю поэтапно поговорить о каждой теме. Послушаем музыкальную композицию. Звучит любая музыкальная композиция про реку Волгоградской области (например, В. Высоцкого «Как по Волге-Матушке»)
Учитель: Ребята, вам понравилась песня? О какой реке она? А какие еще реки вы знаете на территории Волгоградской области? Какое их хозяйственное значение?
Ответы учеников. Дети кратко рассказывают о реках и их значении. Предполагается, что дети называют наиболее известные реки – Волга, Дон, Медведица, Хопер.
Учитель: Как вы знаете, красоту природы всегда воспевали поэты и писатели в своих произведениях. Вот послушайте стихотворение о реке Дон, автор которого – А.С. Пушкин (чтение стихотворения наизусть учителем).
«Дон»
Блеща средь полей широких,
Вон он льется!.. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.
Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон.
Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю.
Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.
Учитель: Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Как вы думаете, почему поэты обращаются к этой теме?
Ответы учеников. Учитель дополняет и поясняет, что чаще всего писатели и поэты рисуют в своих произведениях природу и те края, которые им особенно дороги. И, конечно же, в первую очередь это те места, где они родились. Так в лирике возникает образ малой родины
Тема 2. Анализ стихотворений о природе
Учитель: Теперь давайте разделимся на группы. Каждая группа получит «Маршрутный лист» с заданием (Примерны маршрутный лист в Приложении 2, произведения учитель выбирает сам).
ЭТАП 4. Этап планирования
Ученики изучают маршрутный лист, обговаривают план работы, распределяют свои роли в команде.
ЭТАП 5. Этап открытия новых знаний
Учитель: Какой же образ природы создается в этих стихотворениях?
Ответ учеников: Образ родной реки.
Далее ученики анализируют художественные тексты, опираясь на вопросы, предложенные в маршрутных листах (каждая команда размышляет по очереди). Ребята могут выбрать одного отвечающего, или отвечать по очереди на поставленные в маршрутном листе вопросы. Пока дети отвечают, на экране показываются реки, о которых идет речь (Приложение 3)
Учитель: Ребята, посмотрите, как красивы и разнообразны стихотворения, которые мы с вами проанализировали! Как много средств художественной выразительности используют поэты для того, чтобы передать красоту рек, передать чувства восхищения природой! Давайте с вами тоже попытаемся выразить наши чувства к тем рекам, о которых мы говорим и сделаем это с помощью синквейна (технология критического мышления)
Ученики вспоминают, что такое синквейн, и каждая команда предлагает свои варианты синквейна о реках.
Учитель: Ребята, а какие еще образы, помимо рек, рисуют в своих стихотворениях поэты Волгоградской области? Не забываете пополнять банк идей!
Ребята выразительно читают, рассказывают наизусть различные стихотворения о природе волгоградских поэтов (Задание может быть дано и заранее. Примерные тексты – в Приложении 4).
Тема 3. Тема природы в творчестве Татьяны Брыксиной.
Учитель: Предлагаю вам послушать и посмотреть презентацию ваших одноклассников об известном поэте Волгоградской области Татьяне Брыксиной.
Один из учеников рассказывает о поэте, особенностях ее творчества. Другой – читает наизусть подготовленное стихотворение. Например,
«Майя»
Эта белая роща — не храм на Нерли,
Но шуршат мотыльки, словно ангелов стая,
И цветет бузина,
и поселок вдали Называется Майя.
Осененная легкой прохладой берез,
В полушалке с листками по белому полю,
О любви я уже не тоскую всерьез,
Никого не неволю.
Постою над серебряной рябью реки,
Тишину попрошу: — До пришествия лета
Майским именем Майя меня нареки
Ради благости этой.
Ради вечной разлуки, что будет горька,
Полюбуйся, как ветку к груди прижимаю,
Как протяжно плывут надо мной облака
По небесному маю!
А когда загустеет зеленая кровь
Бузины и берез — перед белой поляной
Повинюсь, что любовью звала нелюбовь,
И останусь Татьяной.
Учитель: Давайте сделаем вывод об особенностях творчества Татьяны Брыксиной, ее отношению к малой родине, ее пониманию природы. (Необходимые материалы об этом – в Приложении 5, с его помощью можно помочь детям создать доклад).
Ответы учеников могут быть примерно следующими: Поэтические и прозаические произведения Т. Брыксиной очень лиричны, полны пейзажных зарисовок, лирическая героиня часто повторят судьбу самого поэта (автобиографичность), язык ее произведений простой. Созданный образ малой родины – красив и вместе с тем трагичен. Поэта волнует неустроенность бытия и вечные проблемы в стране, которые коснулись и ее малой родины.
Тема 4. Образ малой родины в творчестве Бориса Екимова.
Учитель: Предлагаю вам рассмотреть образ «малой родины» в творчестве Бориса Екимова. Для этого прочитайте рассказы, которые есть в ваших маршрутных листах.
Дети читают рассказы.
Учитель: Чем удивили вас эти произведения?
Ответы учеников. Могут быть примерно следующими: простотой тем, несложностью языка, отсутствием сюжета, философскими размышлениями и т.д.
Учитель: О творчестве этого писателя расскажет ваш одноклассник (для примера – материалы и презентация, Приложение 6)
Тема 5. Христианские мотивы в лирике Татьяны Батуриной
Учитель: Мы с вами изучили тему природы, образ малой родины у наших писателей. Но, разумеется, этим не ограничивается вся тематика произведений у волгоградских литераторов. Какие еще темы вы можете назвать?
Ответы учеников
Учитель: Я бы хотела вам прочитать стихотворение Т. Батуриной
РУССКИЕ СВЕЧИ
Суровая матушка, боль дорогая,
Утешней ль твои одинокие дни,
Когда пред Заступницей я возжигаю
Тишайшие, робкие свечи мои?
Садимся к столу, ко свечам именинным,
Годам и годочкам затеивать счет —
И веет вдруг ладаном сладкополынным:
То Ангел кадило по дому несет.
Хвалю-хлопочу: мол, всегда, как обнова,
Платок выходной, золотая парча —
И кажется ярче от ладного слова
Зажженная самой последней свеча.
И Боженька рядом вовеки и присно,
Нам издревле дышится в полную грудь,
Сколь нас ни вгоняет в лукавые числа,
Безбожная нерусь, бесовская чудь.
Мы просим у Господа, как благодати,
Святых родословных и чистых имен.
У русских калиток священные рати
Христовы стоят до скончанья времен.
Под окнами русскими не палисады —
Подрайской землицы святые места:
Вершки-корешки православной рассады
Согреты за пазухою у Христа.
Налажены русские печи да речи
На долгий и добрый живой неостуд,
Недаром горят православные свечи,
Семейные светы — советы блюдут...
О чем оно? Что вас удивило? Поразило?
Размышления учеников.
Учитель: Давайте с вами послушаем доклад на тему «Христианские мотивы в лирике Т. Батуриной» (заранее подготовленный учеником. Пример:Приложение 7).
Далее ребята делают вывод о том, что творчество местных поэтов разнообразно, оно наполнено и религиозными мотивами, и философскими размышлениями и т.д.
Тема 6. Тема войны и Сталинградской битвы
Учитель: Очень интересный и необъятный простор для творчества, тем, мотивов, идей для наших поэтов и писателей открывает богатая история края. Что вы знаете по истории нашей области, города?
Ответы учеников (возможно, ученик подготовит краткое сообщение о Царицыне)
Учитель: Как вы думаете, какая из тем никогда не устареет и всегда будет оставаться одной из главных для наших писателей?
Ответ учеников – Сталинградская битва.
Учитель: Давайте вспомним факты нашего героического прошлого. Ученик показывает презентацию о Сталинградской битве.
Далее занятие может приобрести форму творческой мастерской. Ученики получают тексты стихотворных произведений о войне, написанные разными волгоградскими авторами. Они читают и анализируют их. Затем проходит своеобразный коллоквиум по этим текстам. Дети самостоятельно и с помощью учителя делают вывод о том, какие проблемы волнуют поэтов в стихотворениях о войне. Какие образы преобладают в лирике, с помощью каких художественных средств создается «военная атмосфера».
Ответ может быть примерно таким: основные темы – ход Сталинградской битвы, образ солдата-героя, образ полуразрушенного города, детство и война, тема исторической памяти (никуда не учти от войны). Стихотворения часто бывают лиро-эпическими (сюжетными). Лексика у них патриотически-возвышенная. (Для анализа можно использовать стихотворения, предложенные в Приложении 8).
Учитель: Тема войны – очень обширная и болезненная, говорить об этом можно и нужно вечно… Поэтому на следующих занятиях мы продолжим нашу работу. (Темами следующих занятий может стать «Тема Сталинграда в лирике Маргариты Агашиной», или «По рассказам Евгения Кулькина…»).
ЭТАП 6. Рефлексия (итог урока)
Учитель: Теперь давайте вернемся к вопросам, сформулированным в начале нашего пути, и попытаемся на них ответить. Итак, каким же образом местность, где родился и вырос поэт или писатель, может повлиять на его творчество?
Ученики размышляют над проблемной ситуацией (на фоне презентации, фотографий. Приложение 9).
Учитель: Как вы думаете, ребята, достигли ли мы нашей цели? Что нового вы узнали?
Ученики отвечают на вопрос.
Учитель: А чтобы сделать вывод по нашей сегодняшней теме, давайте посмотрим, какой у кого получился банк идей!
Ученики сравнивают «Банк идей» и подводят итог урока.
Учитель: В заключении предлагаю вам оценить свою работу на занятии, прикрепив один из трёх смайликов на доску (Приложение 10)
ЭТАП 7. Домашнее задание (примерный вариант)
Ознакомиться с творчеством Маргариты Агашиной, прочитать рассказы Евгения Кулькина

Список литературы
1. Введение в литературоведение / под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая школа, 2006.
2. Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы / О.А. Еремина. – М.: Просвещение, 2012, 143 с.
3. Куприяновский, П. В. Проблемы регионального изучения литературы // Русская литература. – 1984. – №1. – С. 177-181.
4. Лакоцепина, Т.П. Современный урок. Часть 6 (интегрированные уроки) / Т.П. Лакоцепина. – М.: Изд-во Учитель, 2008.
5. Литература. 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции. Конспекты уроков / авторы-сост. Е.Н. Попова, Н.В. Зинченко, Н.П. Урывская и др.– Волгоград: Изд-во Учитель, 2009, 300 с.
6. Милонов, Н.А. Литературное краеведение / Н.А. Милонов. – М.: Просвещение, 1975. – С. 10.
7. Никитина, Е. Краеведение и литературоведение // Волга. – 1987. – №7. – С. 157 – 165.
8. Николина, Н.А. Филологический анализ текста / Н.А. Николина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
9. Природа в художественном мире писателя: Межвузовский сборник научных трудов / отв. ред. Н.Н. Нартыев. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1994.
10. Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях / сост. В.О. Тануйлова. – Ростов-на-Дону, 2002, 105 с.
11. Травушкин, Н. От жизни к образам. Некоторые вопросы литературного краеведения // Волга. – 1966. – №5. – С. 163.
12. Региональные аспекты изучения литературы и фольклора (На материале Урала): межвузовский сборник / отв. ред. А. И. Лазарев. – Челябинск: Изд-во Башк. ун-та, 1984. – С. 17-20.

13. Смирнов, В. Б. По следам времени. Из истории писательской организации писательской организации Царицына – Сталинграда / В. Б. Смирнов. – Волгоград: Комитет по печати, 1996. – С. 528.
14. Чиров, Д. Т. Писатели Нижней Волги / Д. Т. Чиров. – Волгоград: Ниж.-Волж. Кн. Изд-во, 1973. – 222 с.
15. http://osvarke.info/229-yevristicheskaya-beseda.html. Информационный сайт для мастеров и преподавателей спецдисциплин
При подготовке использовались материалы из волгоградского литературно-художественного иллюстрированного журнала «Отчий край», а также электронный ресурс – диск «Писатели Волгограда»

Категория: Конкурс "Я - Учитель 2013!" | Добавил: walentinka
Просмотров: 3516 | Загрузок: 113 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
+1   Спам
Хорошая информация!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог