Разработка внеклассного занятия по литературе «Основные темы в творчестве волгоградских поэтов и писателей»
(3.64 Mb)
08.11.2013, 18:50
Капустина Валентина Александровна
учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №103 Советского района города Волгограда
Капустина Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №103 Советского района г. Волгограда
Разработка внеклассного занятия по литературе «Основные темы в творчестве волгоградских поэтов и писателей» (в рамках кружка «Литературное краеведение»)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение с. 3 Раздел 1. Методический комментарий с. 5 Раздел 2. Оснащения мероприятия с. 6 Раздел 3. Планируемые образовательные результаты с. 7 Раздел 4. Организационная структура занятия с. 9 Список литературы с. 19
ВВЕДЕНИЕ
Предложенная разработка – план внеклассного мероприятия в рамках литературного кружка. «Цель работы литературно-творческого кружка – расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей. В литературно-творческий кружок принимаются дети, обнаруживающие склонности к литературному творчеству в любом жанре. В задачу кружка не входит подготовка профессиональных литераторов, однако квалифицированное руководство и творческая среда способствуют эффективному развитию школьников с ярко выраженной литературно-творческой одаренностью» [10, c.7]. В последнее время перед литературными кружками открываются исключительно широкие возможности для межпредметных связей. Это литературно-исторические и историко-литературные, литературно-критические кружки, внеклассная работа по изучению взаимосвязей литературы с другими видами искусства. К числу подобных кружков следует отнести и кружок по литературному краеведению. В рамках этого кружка прослеживается связь основного предмета с историей, краеведением, географией. Деятельность здесь имеет познавательный характер: она направлена на расширение представлений не только о художественной литературе края, но о его культуре, искусстве, фольклористике, музыке (например, литературно-музыкальные композиции). То есть, обучающиеся не только обогащают свои литературно-творческие способности, расширяют знания по литературоведческому анализу текста, но и расширяют кругозор. Поэтому оправданным будет привлечение к работе в кружке обучающихся именно среднего звена – 6-8 классы. «Задача литературного кружка – расширить и углубить знания школьников, полученные на уроках литературы, развить интерес к литературе, приобщить школьников к самостоятельному исследованию» [10, c. 20]. Приобретенные знания, навыки и умения в рамках работы кружка помогут им на уроках литературы в старших классах, где анализ художественных произведений может быть более углубленным. Занятия в кружке проходят, как правило, по 2 часа в неделю, программа может быть рассчитана на один или два года. Разработка предложенного занятия по теме «Основные темы в творчестве волгоградских поэтов и писателей» будет являться не первым по счету. Это мероприятие целесообразно провести примерно четвертым или третьим. Первые занятия обычно носят установочный характер – знакомство с учащимися, распределение обязанностей, формулирование общих целей и задач программы, ознакомление с основным содержанием. В начале работы кружка разбирается понятие «литературное краеведение», обсуждаются метепредметные связи: можно кратко ознакомить детей с основными работами в этой области (Н.К. Пиксанова, Лазарева, П.В. Куприяновского). Дети осознают, какие именно цели преследует литературное краеведение, и чем именно они будут заниматься на кружке.
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ В рамках занятий на литературном кружке может использоваться разнообразное количество современных методов и методик. Рассмотрим те методы, технологии и формы работы, которые мы будет использовать на нашем внеклассном мероприятии. 1. Эвристическая беседа (блок универсальных учебных действий коммуникативной направленности). «Один из словесных методов обучения. С точки зрения уровня и характера познавательной деятельности учащихся беседа относится к числу частично-поисковых методов обучения. Свое название эвристическая беседа получила от греч. эвристика – «отыскиваю, открываю». Сущность эвристической беседы состоит в том, что мастер путем постановки перед учащимися определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т. п. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие мышления учащихся, прежде всего творческого мышления» [15]. 2. Постановка и обсуждение проблемных вопросов (блок регулятивных действий). Включает действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности: 1. целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); 2. планирование — определение последовательности действий; 3. прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения; 4. рефлексия – возвращение к поставленной цели занятия, анализ достигнутого, анализ собственных результатов и впечатлений от занятия. 3. Индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность (блок универсальных учебных действий познавательной направленности). Включает в себя подготовку презентаций и выступлений (докладов) по заданной теме. Направлена на стимулирование исследовательских способностей, уточнение и развитие теоретических знаний 4. Коллективная и индивидуальная творческая работа, творческие мастерские (блок личностных и коммуникативных универсальных учебных действий). Устная работа, направленная на выполнение определенного задания, с привлечением знаний и навыков по другим школьным предметам. «В технологии мастерских главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Результативность выражается в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию. Мастерская – это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников» [4, c. 237]. 5. Выразительное чтение, анализ стихотворений, определение тематики и проблематики и др. (блок предметных универсальных учебных действий, определяется содержанием учебной дисциплины –литература). В рамках этой работы предполагается использование технологий критического мышления. Например, составление «банка идей», синквейна. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
РАЗДЕЛ 2. ОСНАЩЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ Средства обучения: компьютер, проектор, сборники стихотворений и прозы волгоградских поэтов и писателей, наглядный материал (распечатанные «Маршрутные листы» с заданиями, фотографии поэтов и писателей).
РАЗДЕЛ 3. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные. Литература: В результате урока обучающиеся смогут: • выразительно прочитать художественные произведения (стихотворения или прозу); • сформулировать основную мысль произведений; • отметить особенности пейзажной лирики; • усовершенствовать навыки анализа литературного произведения, умения систематизировать художественные явления, объединенные одной темой; • найти средства художественной выразительности, которые поэт/писатель использует для создания образов (по заданной теме). • Межпредметные: • расширить представления по географии (реки Волгоградской области); • освежить в памяти некоторые моменты по истории области (Сталинградская битва). • Метапредметные: Познавательные: • находить достоверную информацию из дополнительной литературы, во Всемирной сети Интернет; • владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать в художественном тексте концептуальную информацию, анализировать и обобщать предоставленную информацию; • сравнивать объекты (художественные произведения на одну тему); • устанавливать причинно-следственные связи; • предоставлять информацию в разных формах (в виде презентации, фотографии, устного выступления).
Регулятивные: • определять цели, выделять проблемную ситуацию или проблемный вопрос в учебной и жизненно-практической деятельности; • выбрать средства достижения цели в группе; • работать по алгоритму (маршрутному листу); • оценивать степень достижения цели занятия; • усовершенствовать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи.
Коммуникативные: • излагать свое мнение (в диалоге, полилоге), аргументируя его документальной и литературно-художественной информацией; • организовать работу в группе (распределять роли участников группы, определять задачи каждого члена коллектива, задавать вопросы, выработать стратегию команды для успешного достижения цели); • находить компромисс при выполнении задания в группе; • использовать ИКТ для достижения своих целей.
Личностные: • вырабатывать бережное отношение к природе; • осознавать себя патриотом своей малой родины; • осознавать целостность мира через эстетическое восприятие художественных текстов и красоты природы родного края; • вырабатывать уважительно-доброжелательное, толерантное отношение друг к другу.
РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ Рассчитано на два часа в рамках рабочей программы «Литературное краеведение Волгограда» . Внеурочная подготовка: до начала занятия ребятам предлагается самостоятельно прочитать на выбор несколько произведений писателей и поэтов Волгоградской области. Нескольким ребятам дается задание приготовить о краткий доклад с презентациями о самых известных писателях – Борисе Екимова, Татьяне Брыксиной, Татьяне Батуриной. ЭТАП 1. Актуализация знаний. (Эвристическая беседа) Приветствие. Учитель: Сегодняшнее занятие я бы хотела начать с того, что я прочитаю вам стихотворение. Чтение наизусть стихотворение учителем: Нина Щербакова
Люблю Заволжья степи золотые: Поля, поля, поля – за горизонт, И жаворонка утреннего звон Люблю, и сумерки вечерние густые.
И тополь у дороги одинокий, Он как-то по-особенному строг, Как будто пыль со всех степных дорог Лист тяготит, И ветер жжет жестокий.
Люблю ромашку в простеньком наряде. Она и в зной, и в суховей цветет. Любое время дня к лицу идет Ромашке этой С солнышком во взгляде.
Я васильки люблю в степных оврагах – Они небесной синевы синей, И рядом с ними дышится вольней – Земля им рада и душа им рада.
Из сердца льются в мир слова простые: И у него есть песенный сезон, Когда поля, поля – за горизонт, Когда Заволжья степи – золотые. Ребята, что вы можете сказать об этом стихотворении? Какова его тема? Что можно узнать об авторе, прочитав это стихотворение? Что влияет на настроение лирической героини? Ответы учеников. Предполагается, что они скажут о том, что автор родился на территории Волгоградской области, и что основная тема – красота природы Поволжья. Учитель: Молодцы. Я бы хотела зачитать вам цитаты. «Жизнь, история, природа, культура, быт, нравы края становятся для писателя источником вдохновения. Великие произведения искусства неотрывны как от эпохи, так и от местности, их породившей и наложившей на них неизгладимый отпечаток», – отмечает Н.А. Милонов [6, c.10]. «Литературное краеведение, – по мнению Н. Травушкина, – это та же история литературы, но отличающаяся особым отбором и группировкой материала. В литературном краеведении сложились и плодотворно развиваются разнообразные работы, посвященные жизни и творчеству известного писателя связи с историей и бытом данного края» [11, c. 163]. Ребята, как вы понимаете эти строки? Размышления учеников. ЭТАП 2. Этап целеполагания Учитель: На прошлом занятии мы с вами говорили о том, какие цели и задачи имеет литературное краеведение. Давайте назовем их еще раз. Ответ обучающихся . Правильно, молодцы. Значит, можно сказать, что одной из задач литературного краеведения можно назвать изучение творчества местных авторов. Вы готовили доклады и презентации о волгоградских поэтах и писателях. Как вы думаете, чем же сегодня на занятии мы будем заниматься? Ответы учеников. Обучающиеся, исходя из вышесказанного, делают вывод, что цель занятия – определить основные темы в творчестве поэтов и писателей Волгоградской области. ЭТАП 3. Создание проблемной ситуации Учитель: Ребята, сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопрос, как же может влиять на творчество писателей и поэтов местность, они выросли. И сделаем это на примере творчества волгоградских авторов. Скажите, каких авторов вы читали? Ответы учеников. Тема 1. Создание банка идей: «Основные темы и идеи в произведениях волгоградских поэтов» Учитель: Давайте с вами создадим «Банк идей». Каждый из вас получит сейчас пустую схему (Приложение 1). По ходу нашего занятия вы можете самостоятельно расширять свои познания, записывая свои идеи в наш «банк». Я буду также фиксировать ваши предложения. Скажите, какие темы вы можете назвать в тех произведениях, которые вы прочитали? Ответы учеников. Учитель фиксирует их на доске/слайде или плакате. Среди основных назовут – тема малой родины, природы, возможно- Сталинградской битвы. По ходу занятия «банк идей» дополняется, т.е. к каждой теме подписывается «подтема», или проблема (Приложение 1) Учитель: Предлагаю поэтапно поговорить о каждой теме. Послушаем музыкальную композицию. Звучит любая музыкальная композиция про реку Волгоградской области (например, В. Высоцкого «Как по Волге-Матушке») Учитель: Ребята, вам понравилась песня? О какой реке она? А какие еще реки вы знаете на территории Волгоградской области? Какое их хозяйственное значение? Ответы учеников. Дети кратко рассказывают о реках и их значении. Предполагается, что дети называют наиболее известные реки – Волга, Дон, Медведица, Хопер. Учитель: Как вы знаете, красоту природы всегда воспевали поэты и писатели в своих произведениях. Вот послушайте стихотворение о реке Дон, автор которого – А.С. Пушкин (чтение стихотворения наизусть учителем). «Дон» Блеща средь полей широких, Вон он льется!.. Здравствуй, Дон! От сынов твоих далеких Я привез тебе поклон. Как прославленного брата, Реки знают тихий Дон; От Аракса и Евфрата Я привез тебе поклон. Отдохнув от злой погони, Чуя родину свою, Пьют уже донские кони Арпачайскую струю. Приготовь же, Дон заветный, Для наездников лихих Сок кипучий, искрометный Виноградников твоих. Учитель: Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Как вы думаете, почему поэты обращаются к этой теме? Ответы учеников. Учитель дополняет и поясняет, что чаще всего писатели и поэты рисуют в своих произведениях природу и те края, которые им особенно дороги. И, конечно же, в первую очередь это те места, где они родились. Так в лирике возникает образ малой родины Тема 2. Анализ стихотворений о природе Учитель: Теперь давайте разделимся на группы. Каждая группа получит «Маршрутный лист» с заданием (Примерны маршрутный лист в Приложении 2, произведения учитель выбирает сам). ЭТАП 4. Этап планирования Ученики изучают маршрутный лист, обговаривают план работы, распределяют свои роли в команде. ЭТАП 5. Этап открытия новых знаний Учитель: Какой же образ природы создается в этих стихотворениях? Ответ учеников: Образ родной реки. Далее ученики анализируют художественные тексты, опираясь на вопросы, предложенные в маршрутных листах (каждая команда размышляет по очереди). Ребята могут выбрать одного отвечающего, или отвечать по очереди на поставленные в маршрутном листе вопросы. Пока дети отвечают, на экране показываются реки, о которых идет речь (Приложение 3) Учитель: Ребята, посмотрите, как красивы и разнообразны стихотворения, которые мы с вами проанализировали! Как много средств художественной выразительности используют поэты для того, чтобы передать красоту рек, передать чувства восхищения природой! Давайте с вами тоже попытаемся выразить наши чувства к тем рекам, о которых мы говорим и сделаем это с помощью синквейна (технология критического мышления) Ученики вспоминают, что такое синквейн, и каждая команда предлагает свои варианты синквейна о реках. Учитель: Ребята, а какие еще образы, помимо рек, рисуют в своих стихотворениях поэты Волгоградской области? Не забываете пополнять банк идей! Ребята выразительно читают, рассказывают наизусть различные стихотворения о природе волгоградских поэтов (Задание может быть дано и заранее. Примерные тексты – в Приложении 4). Тема 3. Тема природы в творчестве Татьяны Брыксиной. Учитель: Предлагаю вам послушать и посмотреть презентацию ваших одноклассников об известном поэте Волгоградской области Татьяне Брыксиной. Один из учеников рассказывает о поэте, особенностях ее творчества. Другой – читает наизусть подготовленное стихотворение. Например, «Майя» Эта белая роща — не храм на Нерли, Но шуршат мотыльки, словно ангелов стая, И цветет бузина, и поселок вдали Называется Майя. Осененная легкой прохладой берез, В полушалке с листками по белому полю, О любви я уже не тоскую всерьез, Никого не неволю. Постою над серебряной рябью реки, Тишину попрошу: — До пришествия лета Майским именем Майя меня нареки Ради благости этой. Ради вечной разлуки, что будет горька, Полюбуйся, как ветку к груди прижимаю, Как протяжно плывут надо мной облака По небесному маю! А когда загустеет зеленая кровь Бузины и берез — перед белой поляной Повинюсь, что любовью звала нелюбовь, И останусь Татьяной. Учитель: Давайте сделаем вывод об особенностях творчества Татьяны Брыксиной, ее отношению к малой родине, ее пониманию природы. (Необходимые материалы об этом – в Приложении 5, с его помощью можно помочь детям создать доклад). Ответы учеников могут быть примерно следующими: Поэтические и прозаические произведения Т. Брыксиной очень лиричны, полны пейзажных зарисовок, лирическая героиня часто повторят судьбу самого поэта (автобиографичность), язык ее произведений простой. Созданный образ малой родины – красив и вместе с тем трагичен. Поэта волнует неустроенность бытия и вечные проблемы в стране, которые коснулись и ее малой родины. Тема 4. Образ малой родины в творчестве Бориса Екимова. Учитель: Предлагаю вам рассмотреть образ «малой родины» в творчестве Бориса Екимова. Для этого прочитайте рассказы, которые есть в ваших маршрутных листах. Дети читают рассказы. Учитель: Чем удивили вас эти произведения? Ответы учеников. Могут быть примерно следующими: простотой тем, несложностью языка, отсутствием сюжета, философскими размышлениями и т.д. Учитель: О творчестве этого писателя расскажет ваш одноклассник (для примера – материалы и презентация, Приложение 6) Тема 5. Христианские мотивы в лирике Татьяны Батуриной Учитель: Мы с вами изучили тему природы, образ малой родины у наших писателей. Но, разумеется, этим не ограничивается вся тематика произведений у волгоградских литераторов. Какие еще темы вы можете назвать? Ответы учеников Учитель: Я бы хотела вам прочитать стихотворение Т. Батуриной РУССКИЕ СВЕЧИ Суровая матушка, боль дорогая, Утешней ль твои одинокие дни, Когда пред Заступницей я возжигаю Тишайшие, робкие свечи мои? Садимся к столу, ко свечам именинным, Годам и годочкам затеивать счет — И веет вдруг ладаном сладкополынным: То Ангел кадило по дому несет. Хвалю-хлопочу: мол, всегда, как обнова, Платок выходной, золотая парча — И кажется ярче от ладного слова Зажженная самой последней свеча. И Боженька рядом вовеки и присно, Нам издревле дышится в полную грудь, Сколь нас ни вгоняет в лукавые числа, Безбожная нерусь, бесовская чудь. Мы просим у Господа, как благодати, Святых родословных и чистых имен. У русских калиток священные рати Христовы стоят до скончанья времен. Под окнами русскими не палисады — Подрайской землицы святые места: Вершки-корешки православной рассады Согреты за пазухою у Христа. Налажены русские печи да речи На долгий и добрый живой неостуд, Недаром горят православные свечи, Семейные светы — советы блюдут... О чем оно? Что вас удивило? Поразило? Размышления учеников. Учитель: Давайте с вами послушаем доклад на тему «Христианские мотивы в лирике Т. Батуриной» (заранее подготовленный учеником. Пример:Приложение 7). Далее ребята делают вывод о том, что творчество местных поэтов разнообразно, оно наполнено и религиозными мотивами, и философскими размышлениями и т.д. Тема 6. Тема войны и Сталинградской битвы Учитель: Очень интересный и необъятный простор для творчества, тем, мотивов, идей для наших поэтов и писателей открывает богатая история края. Что вы знаете по истории нашей области, города? Ответы учеников (возможно, ученик подготовит краткое сообщение о Царицыне) Учитель: Как вы думаете, какая из тем никогда не устареет и всегда будет оставаться одной из главных для наших писателей? Ответ учеников – Сталинградская битва. Учитель: Давайте вспомним факты нашего героического прошлого. Ученик показывает презентацию о Сталинградской битве. Далее занятие может приобрести форму творческой мастерской. Ученики получают тексты стихотворных произведений о войне, написанные разными волгоградскими авторами. Они читают и анализируют их. Затем проходит своеобразный коллоквиум по этим текстам. Дети самостоятельно и с помощью учителя делают вывод о том, какие проблемы волнуют поэтов в стихотворениях о войне. Какие образы преобладают в лирике, с помощью каких художественных средств создается «военная атмосфера». Ответ может быть примерно таким: основные темы – ход Сталинградской битвы, образ солдата-героя, образ полуразрушенного города, детство и война, тема исторической памяти (никуда не учти от войны). Стихотворения часто бывают лиро-эпическими (сюжетными). Лексика у них патриотически-возвышенная. (Для анализа можно использовать стихотворения, предложенные в Приложении 8). Учитель: Тема войны – очень обширная и болезненная, говорить об этом можно и нужно вечно… Поэтому на следующих занятиях мы продолжим нашу работу. (Темами следующих занятий может стать «Тема Сталинграда в лирике Маргариты Агашиной», или «По рассказам Евгения Кулькина…»). ЭТАП 6. Рефлексия (итог урока) Учитель: Теперь давайте вернемся к вопросам, сформулированным в начале нашего пути, и попытаемся на них ответить. Итак, каким же образом местность, где родился и вырос поэт или писатель, может повлиять на его творчество? Ученики размышляют над проблемной ситуацией (на фоне презентации, фотографий. Приложение 9). Учитель: Как вы думаете, ребята, достигли ли мы нашей цели? Что нового вы узнали? Ученики отвечают на вопрос. Учитель: А чтобы сделать вывод по нашей сегодняшней теме, давайте посмотрим, какой у кого получился банк идей! Ученики сравнивают «Банк идей» и подводят итог урока. Учитель: В заключении предлагаю вам оценить свою работу на занятии, прикрепив один из трёх смайликов на доску (Приложение 10) ЭТАП 7. Домашнее задание (примерный вариант) Ознакомиться с творчеством Маргариты Агашиной, прочитать рассказы Евгения Кулькина
Список литературы 1. Введение в литературоведение / под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая школа, 2006. 2. Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы / О.А. Еремина. – М.: Просвещение, 2012, 143 с. 3. Куприяновский, П. В. Проблемы регионального изучения литературы // Русская литература. – 1984. – №1. – С. 177-181. 4. Лакоцепина, Т.П. Современный урок. Часть 6 (интегрированные уроки) / Т.П. Лакоцепина. – М.: Изд-во Учитель, 2008. 5. Литература. 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции. Конспекты уроков / авторы-сост. Е.Н. Попова, Н.В. Зинченко, Н.П. Урывская и др.– Волгоград: Изд-во Учитель, 2009, 300 с. 6. Милонов, Н.А. Литературное краеведение / Н.А. Милонов. – М.: Просвещение, 1975. – С. 10. 7. Никитина, Е. Краеведение и литературоведение // Волга. – 1987. – №7. – С. 157 – 165. 8. Николина, Н.А. Филологический анализ текста / Н.А. Николина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 9. Природа в художественном мире писателя: Межвузовский сборник научных трудов / отв. ред. Н.Н. Нартыев. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1994. 10. Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях / сост. В.О. Тануйлова. – Ростов-на-Дону, 2002, 105 с. 11. Травушкин, Н. От жизни к образам. Некоторые вопросы литературного краеведения // Волга. – 1966. – №5. – С. 163. 12. Региональные аспекты изучения литературы и фольклора (На материале Урала): межвузовский сборник / отв. ред. А. И. Лазарев. – Челябинск: Изд-во Башк. ун-та, 1984. – С. 17-20.
13. Смирнов, В. Б. По следам времени. Из истории писательской организации писательской организации Царицына – Сталинграда / В. Б. Смирнов. – Волгоград: Комитет по печати, 1996. – С. 528. 14. Чиров, Д. Т. Писатели Нижней Волги / Д. Т. Чиров. – Волгоград: Ниж.-Волж. Кн. Изд-во, 1973. – 222 с. 15. http://osvarke.info/229-yevristicheskaya-beseda.html. Информационный сайт для мастеров и преподавателей спецдисциплин При подготовке использовались материалы из волгоградского литературно-художественного иллюстрированного журнала «Отчий край», а также электронный ресурс – диск «Писатели Волгограда»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.