Сегодня: 24.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Конкурсы » Конкурс "Я - Учитель 2013!"


Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «Лирическое стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»

СКАЧАТЬ (7.7 Kb) 18.11.2013, 20:05
Дмитриева Светлана Алексеевна
учитель начальных классов, МОБУСОШ с.Покрово-Берёзовка Пензенского района Пензенской области
Урок литературного чтения
в 3 классе по теме:

«Лирическое стихотворение Ф.И.Тютчева
«Зима недаром злится…»

Цель: знакомство детей с жанром «лирическое стихотворение», его особенностями на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»; воспитать внимательное, чуткое отношение к природе, наблюдательность, чувство прекрасного; развивать эмоциональную сферу детей, навык сознательного, выразительного, беглого чтения, обогащать словарный запас языка учащихся.

Ход урока.

1. Подготовительная беседа. (На доске выставка книг)

- Посмотрите на доску. Какой теме посвящена наша выставка? (Выставка на тему:» «Поэзия Ф.И. Тютчева»
-Как вы думаете, о чём писал Ф.И.Тютчев во всех этих книгах? (О природе)
- А как вы об этом догадались? (По иллюстрациям на обложках книг)
-Ф.И.Тютчев горячо любил русскую природу, восхищался её красотой. Все эти чувства нашли своё отражение в поэзии. В сборниках стихов Ф.И.Тютчева мы можем встретить стихотворения о всех четырёх временах года, и о том. Как меняется природа с приходом каждого времени года, какие явления происходят в её жизни.
- Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений Ф.И.Тютчева. Но сначала поговорим о приходе весны.
- Наблюдали ли вы когда-нибудь, как наступает весна?
- Сразу ли зимняя погода с её морозами, метелями сменяется тёплой, солнечной весенней погодой? (Нет)
- А как же это происходит? (Погода становится непостоянной: ясную и тёплую погоду неожиданно сменяет холодная, даже морозная. Иногда в один день можно наблюдать и признаки весны и признаки зимы)
- Какие признаки весны можно наблюдать в такое время? (Прилетают птицы, начинает таять снег, становится теплее и т.д.)
- А зимы? (Выпадает снег, морозно)
- Кому вы желали победы в «схватке» весны и зимы?
- Почему?
- Ф.И.Тютчев тоже наблюдал за тем, как зима долгое время «не сдаётся», и за тем, как весна сменяет зиму, и тоже желал победы весне. Об этом он написал в стихотворении, которое называется «Зима недаром злится…»
- Послушайте внимательно стихотворение.

2. Первое чтение стихотворении.
(Выразительное исполнение учителем наизусть)

3.Проверка первых впечатлений
- Понравилось вам стихотворение?
- Какую картину вы себе представляете?
- Какое настроение у вас возникло, когда я читала о весне?
- Почему?
- О зиме?
- Почему?

4. Повторное чтение.
- Посмотрите на доску. На ней записаны выражения, которые встречаются в тексте.
Слова: нудит, всё засуетилось, жаворонки.
- Объясните их.
- Прочитайте стихотворение 2 раза «птичьим базаром»
- Подумайте, почему Весне удалось победить зиму?

5.Анализ стихотворения.
- А сейчас поразмышляем над текстом. Кого в этом стихотворении описал автор? (Зиму и Весну)
- Вначале поговорим о Зиме. Прочитайте в первой строчке, как автор описывает настроение Зимы? (Злится)
- Подберите близкие слова к слову «злится». (Обижается, сердится, ругается, бранится, возмущается)
- Почему автор из всех этих слов выбрал именно слово «злится»? Что это за слово по сравнению с другими словами? (Это слово самое сердитое из всех)
- Почему же Зима злится? Что её рассердило? Прочитайте об этом в тексте. (Прошла её пора)
- Что значит «прошла пора»? (Пришло время)
-Найдите следующее место в стихотворении, где описывается Зима. (3 четверостишье две первые строчки).
- Прочитайте их.
- Какое слово употребил автор, описывая действие Зимы? (Хлопочет)
- Как вы понимаете значение этого слова? (Чем-нибудь усердно заниматься, суетиться)
- Что же предпринимает Зима, чтобы прогнать Весну? (Напускает на неё метели, морозы, вьюги, насыпает снега)
- С кем сравнивает Автор Зиму? (С ведьмой злой)
- Найдите об этом в тексте.
- Что значит «взбесилась»? ( Пришла в бешенство, разъярилась)
- А что делает Зима напоследок? Прочитайте об этом в стихотворении.
- Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Зимы? (Седая старуха, злое выражение лица, одежда серая, волосы распущены и спутаны)
- И так, мы с вами поговорили о Зиме. А теперь побеседуем об молодой и прекрасной «сопернице» - Весне.
- Найдите в стихотворении первые строки, в которых говорится о Весне? (3 и 4 строчки)
- Прочитайте их.
- В какое «окно» стучится Весна? (В природу)
- Как может Весна стучаться?
- Что делает Весна первым делом? (Гонит со двора Зиму)
- Как она это может делать? (Растопляет снег солнышком, согревает землю)
- Найдите в стихотворении следующее место, где говорится о Весне (второе четверостишье)
- «И всё засуетилось». Кто это «всё»? (Животные, растения, люди)
- А что значит «засуетилось»? (Задвигалось)
- Кто помогает Весне прийти? (птицы, солнышко, ручейки)
- Как вы понимаете значение выражения «Всё нудит Зиму вон»? (Всё вынуждает Зиму уйти вон, выгоняет)
- Кто первыми приветствуют Весну? (Жаворонки)
- Кто это? (Птицы)
- Как они приветствуют? Прочитайте об этом в тексте.
- Что такое «трезвон»? (Шум, переполох)
- Найдите в стихотворении следующие строки, в которых говорится о Весне?
- Как ведёт себя Весна в ответ на все попытки Зимы прогнать её? Прочитайте.
- Почему она так себя ведёт? (Не боится Зимы. Она знает, что победит её)
- Почему автор употребил именно слово»хохочет», а не «улыбается», «смеётся»?
- Что означает слово «пуще»? 9Ещё сильнее)
- Как, чем может Весна шуметь? (Песнями птиц, звоном ручейков, шелестами молодых листьев на деревьях)
- С кем сравнивает автор Весну? (С прекрасным «дитя»)
- прочитайте последнее четверостишье. Чем закончилась «схватка» Весны и Зимы? («Схватка» закончилась победой Весны)
- Как вы понимаете слова «и лишь румяней стала «?
- Если бы вы были художниками, как бы вы нарисовали портрет Весны?
- Посмотрите, как изобразил Весну в учебнике поэт.
- Почему же Весне удалось победить Зиму? (Потому что Весну все любят, её ждут, помогают. А Зима уже всем надоела. Всем хочется, чтобы она поскорее ушла)

6. Творческое воссоздание прочитанного.
- А сейчас будем готовиться к выразительному чтению стихотворения?
- С каким чувством, настроением будем читать его? Одинаково или нет? (О Весне будем читать радостно, а о Зиме – с недовольством, гневом)
- В каком темпе? Одинаково или нет? ( О Зиме – медленно, а о Весне – быстро)
- Найдите первое четверостишье. Какое слово выделим голосом в первой строчке? (Недаром).
- Прочитайте эту строчку, выделив это слово.
- Какое слово выделим голосом во второй строчке? (Прошла).
- Прочитайте эту строчку, выделив это слово.
- Какое слово выделим голосом в третьей строчке? (Весна).
- Прочитайте эту строчку, выделив это слово.
- Какое слово выделим голосом в четвёртой строчке? (Гонит).
- Прочитайте эту строчку, выделив это слово.
- А теперь попробуем прочитать всё четверостишье, выделяя главные слова голосом.
- А теперь попробуем прочитать это четверостишье по ролям. Один будет читать о Зиме, а второй о Весне.

- Про кого у нас следующее четверостишье? (Про Весну)
- Каким тоном будет читать? (Радостным)
- А в каком темпе? (Быстро)
-Попробуйте прочитать.

- О ком говорится в третьем четверостишье? (О Зиме и о Весне)
- Каким тоном будет читать?
- А в каком темпе?
-Попробуйте прочитать.

- О ком говорится в четвёртом четверостишье? (О Зиме)
- Каким тоном будет читать?
- А в каком темпе?
-Попробуйте прочитать.

- О ком говорится в пятом четверостишье? (О Весне)
- Каким тоном будет читать? (Радостным)
- А в каком темпе? (Быстро)
-Попробуйте прочитать.

- А сейчас попробуем прочитать полностью стихотворение от начала до конца выразительно.
7.Итог урока
- С каким произведением мы познакомились?
- Кто автор?

8.Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть и нарисовать портреты Зимы и Весны.

Категория: Конкурс "Я - Учитель 2013!" | Добавил: dmitrievaca
Просмотров: 3543 | Загрузок: 120 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.3/7

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 3
Спасибо за урок! После такого разбора, думаю, детям все будет понятно

Светлана Алексеевна, очень подробный анализ произведения, но в 3 классе смена видов деятельности, мне кажется, нужна почаще.

В какой образовательной программе вы работаете?

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог