Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Конкурсы » Конкурс "Я - Учитель 2013!"


Урок литературы в 8 кл. по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города" (с презентацией)

СКАЧАТЬ (4.34 Mb) 12.11.2013, 13:01
Назаркина Наталья Александровна
Учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 146 г.о. Самара
Урок – кейс
по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
(глава «О корени происхождения глуповцев»).
Предмет: литература.
Класс: 8.
Учитель: Назаркина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 146 г.о. Самара.
Цели урока:
Образовательная: открыть важный человеческий смысл произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть суть моральных категорий на примере биографии писателя, поступков героев произведения; рассмотреть способы сатирического изображения народа и власти;
работа с литературоведческими понятиями: сатира, ирония, алогизм, аллюзия и др.
Развивающая: продолжать формирование навыков участия в дискуссии, анализирования противоречивой информации, аргументации и сравнения; продолжать развивать навыки работы с текстом (анализ текста, работа над характеристикой героев, словотворчество);
Воспитательная: формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное отношение к жизни, воспитывать потребность осознанно определять своё место в обществе, формировать чувство ответственности за свои поступки, нравственные качества личности.
Ход урока.
1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку. Объявление темы и целей. (Слайд № 1)
2. Актуализация проблемы. (Слайд № 2).
Эпиграф урока:
«Читать произведения Салтыкова-Щедрина – значит расшифровывать хитрую тайнопись», - считал И. Гончаров.
Какие тайны зашифрованы автором в главе «О корени происхождения глуповцев», вы узнаете на этом уроке.
Приготовьтесь работать фронтально, группами. Групповые задания лежат на парте. Даю вам 3 минуты на прочтение заданий, подготовку к работе.
Скажите, пожалуйста, как понять смысл любого литературного произведения? Что для этого нужно?
(Ребята предлагают свои варианты ответа на вопрос).
3. Обобщение. (Слайд № 3)
Чтобы понять смысл произведения, важно знать: биографию автора, его мировоззрение, содержание текста; необходимо уметь: определять тему и идею, анализировать средства выразительности.
4. Подготовка восприятия произведения.
Знакомство с биографией писателя. (Слайд № 4)
Что вы знаете о писателе? Какое произведение читали?
(В 7 классе ребята читали «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).
Сегодня мы познакомимся с биографией Михаила Евграфовича. Ведь понять смысл произведения нам поможет знание основных событий жизни автора.
Сейчас мы послушаем сообщение ребят группы № 1. (Выступают биографы).
5. Мировоззрение М.Е. Салтыкова-Щедрина. (Слайд № 5)
Положение С.-Щедрина не было двойственным. Он играл внешне 2 противоположные роли:
1) видный государственный деятель – представитель власти;
2) писатель.
Но мировоззрение писателя делает его образ гармоничным. Он восстанавливает справедливость всеми доступными ему средствами: и словом, и делом. К сожалению, в середине 19 века не было возможности совмещать эти роли. Пришлось делать выбор.
Кто побеждает в Щедрине?
(Писатель – сатирик).
Произведения Салтыкова-Щедрина были популярны и любимы читателями. При этом известный критик Дмитрий Писарев не принимал творчество писателя.
2 группа поработала с фрагментом статьи, отметила в тексте самое главное, сформулировала собственное мнение. Послушаем выступление ребят группы № 2.
(Ребята отмечают слова Д. Писарева: «Щедрин - вождь нашей обличительной литературы… Но его не за что ни любить, ни ненавидеть; в его книге нельзя видеть ни друга, ни врага – это веселый собеседник…
Рассказ должен производить на нас то же впечатление, какое производит живое явление; если жизнь тяжела и безобразна, а рассказ заставляет нас смеяться добродушным смехом, это значит, что литература превращается в щекотание пяток и перестает быть серьезным общественным делом.
Конечно, крепостное право глубоко отравило народную жизнь, и чиновничество долго еще будет жить старинными преданиями, но изучать нужно современное состояние общества.
В истории все моменты связаны между собою и объясняют друг друга...
Но г. Щедрин игнорирует это простое требование здравого смысла, и потому почти все действующие лица его рассказов смотрят мертвецами, выкопанными из могил нарочно для того, чтобы повеселить читателя…»)
Выводы:
Д. Писарев считал произведения Салтыкова-Щедрина несерьезными. Литературное произведение не может быть развлекательным, ведь его задача – воспитание активной гражданской позиции. Критик говорит о том, что писатель должен идти в ногу со временем, а не «копаться» в прошлом.
Но Щедрин не просто показывает недостатки современников, он ищет причины болезни. А они в прошлом.

Итак, чтобы понять смысл произведения нужно знать биографию, мировоззрение писателя, историческую обстановку.
6. Определение темы урока, задачи.
Роман «История одного города как сатирическое произведение». (Слайд № 6).
Тема нашего урока: произведение М. Е. Салтыкова - Щедрина «История одного города» как художественно-политическая сатира.
Что такое сатира?
7. Сатира. Сатирические приемы. (Слайд № 7, 8)
Сатира – обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде.
Какие сатирические приемы вам знакомы?
А еще? (Аллегория, «эзопов язык», гипербола)
Эти и другие приемы помогают понять идею произведения, проблемы, позицию автора.
8. Историческая основа произведения. (Слайд № 9)
«История одного города» была написана в 1869 году. Писатель сочинил «дурацкую, шутовскую историю, подозрительно похожую на настоящую», в которой показал подлинные события и факты русской жизни, поднятые на уровень грандиозного обобщения.

9. Работа с текстом. Неологизмы Щедрина. (Слайд № 10)
Михаил Евграфович придумал целый мир и населил его необычными героями. Например, головотяпами. Автор выступил в данном случае как словотворец. Общеупотребительное в наше время слово «головотяп» впервые употреблено Салтыковым-Щедриным. Группа № 3. Расскажите о значении этого слова.
Головотяпство - (неодобр.) крайняя небрежность и бестолковость ведения какого – либо дела.
- Причины головотяпства автор называет читателю (Группа № 4).
- Несговорчивость
- Недоброжелательство
- Необразованность, темнота, забитость
- Собственное варварство
- Рабская привычка народа к повиновению, его бесправие, смирение
Выводы:
Вот это и высмеивает Салтыков-Щедрин в своей сатирической книге.
А разве прямо можно было говорить об этом в 60-е гг. XIX в? Вот для чего нужен эзопов язык, гротеск, фантастика.
10. Соседние племена (Слайд № 11)
Часто у Салтыкова-Щедрина встречаются образы-характеристики, даже образы – клички.
Кто жил по соседству с головотяпами? (обращение к тексту)
Отвечает Группа № 5.
Как вы считаете, являются ли наименования соседних племен выдумкой писателя?
Нет. Своеобразный народный юмор в этих прозвищах.
- Расшифровка названий племен.
- «Утверждаю, — говорит Салтыков о своих «героях» в письме в редакцию «Вестника Европы», — что ни одно из этих названий не вымышлено мною, и ссылаюсь в этом случае на Даля, Сахарова и других любителей русской народности».
Вывод: Факты подлинной действительности приобретают фантастические очертания, а фантастика становится реальностью.
11. Словотворчество. (Слайд № 12)
Почувствуй себя сатириком. Дай название жителям Самары.
12. Алогизмы (Слайд № 13)
Текст насыщен нелепыми, алогичными явлениями. Давайте приведем примеры.
(Группа № 6).
Алогизмы (чтение текста)
а) «когда же лгали, то прибавляли «да будет мне стыдно», и были наперед уверены, «что стыд глаза не выест»
(Стыд не дым, глаза не выест)
б) «взаимно разорили они свои земли … и в то же время гордились тем, что радушны и гостеприимны»
в) Нелепые, бестолковые действия наведения порядка головотяпами.
«Началось с того, что … »
Вывод: Мы наблюдаем чистый абсурд! В гротеске естественные связи и отношения уступают место алогичным (нелогичным).
- Как меняется при этом интонация?
(высокий, торжественный слог летописи сменяется игровой, сказочной интонацией)

13. Близость фольклору. (Слайд № 14).
Можно отметить целый ряд черт, сближающих рассказ о головотяпах, ищущих князя, со сказкой. (Обращение к тексту). (Группа № 7)
• Персонаж – помощник. ( Добромысл, пошехонец - слепород, чухломец - рукосуй, вор-новотор). Но что они делают? Указывают дорогу! (абсурд, гротеск)
• Гипербола (гибель в болоте, характеристика своих качеств- «нет мудрее и храбрее»)
• Троекратные повторы (речевые, композиционные)
• Три князя. (Князь, глупый-преглупый, умный-преумный)
• Постоянные эпитеты ( «добры молодцы»)
• Сказочные формулы («три года и три дня»)
• Стилизация сказки: « и повел их вор-новатор сначала все ельничком да березничком…»
Вывод: обращение к фольклору дает свободу писателю, показывает отсталость головотяпов.

14. Аллюзии. (Слайд № 15, 16 ).
Аллюзия - одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт - литературный, бытовой, общественно-политический. Аллюзии, найденные Салтыковым – Щедриным, стали примерами для подражания, образцами во многих литературоведческих словарях.
В 9 классе вы будете читать замечательное произведение Древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Это произведение 12 века неизвестного русского писателя о походе Новгород – Северского князя Игоря против половцев в 1185 году стало опорой, на которую намекает Щедрин.
Послушайте отрывок:
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
Перевод Н.Заболоцкого

Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его -
В похвалу трудам его и ранам -
По былинам времени сего,
Не гоняясь в песне за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.

- А теперь откройте текст 1 главы «Истории одного города», прочитайте 1-ое предложение текста.
- Ребята, кто такие Костомаров, Соловьев и Пыпин? Назовите их общим словом. При затруднении обратитесь к сноскам (историки).
- Эти ученые отстаивали противоположные точки зрения на историю России и враждовали между собой. Соловьев доказывал, что русское государство образовалось только благодаря великодержавной политике русских царей (летает орлом). Костомаров считал эту политику вредной, главное значение придавал стихийным народным движениям (серым волком рыщет по земле).
Ученый Пыпин «растекался мыслью по древу», потому что в работах обращал больше внимания на широкий историко-культурный материал.

(Слайд № 17).
А в сказочное повествование вновь вплетаются аллюзии. Зачем? (Сообщение учеников группы № 8)
а) «Были между ними…»
Ср. : Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
«Всех, кто не стоял, разобрала сильно такая речь, дошед далеко, до самого сердца. Самые старейшие в рядах стали неподвижны, потупив седые головы в землю; слеза тихо накатывалася в старых очах; медленно отирали они её рукавом. И потом все, как будто сговорившись, махнули в одно время рукою и потрясли бывалыми головами».
Вывод: Образ Сечи связан с мотивом воли, а головотяпы добровольно себя закабалили.
(Слайд № 18) «Не шуми, мати зелена дубравушка!»
Ср: А. С. Пушкин « Капитанская дочка» гл. 7
«Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простонародная песня про виселицу, распеваемая людьми, обреченными виселице. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным,- все потрясло меня каким-то пиитическим ужасом»
Вывод: Салтыков-Щедрин в ужасе оттого, что головотяпы добровольно себя закабалили и обрекли на страдания от произвола властей, это большая глупость.
Так головотяпы стали глуповцами.
Можно отдать свою законную свободу в чужие загребущие руки, но можно и не отдавать. Тогда и история пошла бы по- иному, и глуповцами не назывались бы.
Не правда ли иносказание вполне прозрачное?
Ведь будь народ в 60-е гг. XIX в. политически более активен, русская история действительно могла бы пойти другим путем, как экономическим, так и политическим.
15. Самовластие. (Слайд № 19).
Что принесло головотяпам самовластие? (Обращение к тексту)
Глупость не порок, а беда:
• «И будете вы платить мне дани многие»
(грабёж, систематический, узаконенный)
• «Когда же пойду на войну - и вы идите!»
(превращение жителей в «пушечное мясо»)
• «А до прочего вам ни до чего дела нет»
(устранение народа от обсуждения и решения любых общественных вопросов)
• «И тех, которым ни до чего дела нет, я буду миловать; прочих же всех – казнить»
(воспитание в народе покорности, повиновения путем непрерывного террора).
Главная проблема главы?
(Народ и самовластие - их противостояние).
Вывод: Сатира Салтыкова- Щедрина направлена и против самодержавных правителей, и против покорного народа
Город Глупов – город - гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны всей страны, всего государства.

(Слайд № 20) Так, от шутки, насмешки ведет автор читателя к издевке над тупой рьяностью «верхов» и к все большему сочувствию «низам».
Так будет во всех главах романа, ключ к которому - глава «О корени происхождения глуповцев».
К этому произведению вы обратитесь в 10 классе, познакомитесь с удивительными образами градоначальников.
16. Рефлексия состояния. Разговор с великим. (Слайд № 21) Группа № 5 (4 человека).«Разговор с писателем».
Представьте, что у вас появилась возможность обратиться к автору романа и высказать свое мнение о содержании произведения. Обратитесь к нему:
«Уважаемый Михаил Евграфович, я понял, что вы хотели сказать…»

17. Д/З (Слайд № 22).
Домашнее задание:
заполни таблицу, проанализируй полученные данные, сделай выводы о соответствии издаваемых звуков чертам характера головотяпов.
18. Заключительное слово учителя. (Слайд № 23)
Подведение итогов урока, сбор материалов в кейс, выставление оценок. Окончание урока.

При подготовке плана и презентации были использованы ресурсы:
  1. М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (Глава «О корени происхождения глуповцев»). http://www.100bestbooks.ru/read_book.php?item_id=4418
  2. В. Я. Коровина, И. С. Збарский. Литература. 8 класс. Методические советы. Под редакцией В. И. Коровина. http://www.prosv.ru/metod/korovina8/7.html#1
  3. Словарь литературоведческих терминов. http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0&bukv=%D1
  4. Словарь литературоведческих терминов. http://literary_criticism.academic.ru/
  5. Биография М.Е.Салтыкова-Щедрина. http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00076501184773068150
  6. http://www.youtube.com/watch?v=ha-LPkqXksY
  7. http://lit.1september.ru/
  8. http://lit.1september.ru/article.php?ID=200102701
  9. http://muzofon.com/search/%D0%9D%D0%B5%20%D1%88%D1%83%D0%BC%D0%B8%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%20%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D1%83%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0



Категория: Конкурс "Я - Учитель 2013!" | Добавил: Natalya_Nazarkina
Просмотров: 37683 | Загрузок: 6991 | Комментарии: 13 | Рейтинг: 4.9/21

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 13
Спасибо, Лариса Юрьевна. Пользуйтесь на здоровье! biggrin

12 Ирина Викторовна Афанасьева   (21.01.2014 23:08) [Материал]
.Спасибо за разработку. Очень интересно.

Наталья Александровна, здравствуйте! Урок с изюминкой. Спасибо большое за ваше желание делиться с нами своим талантом!!!! Удачи в конкурсе и обязательно победы!!!!!

+1   Спам
Наталья Александровна, здравствуйте! Читала об этой технологии, технологии урок-кейс, но сама на практике не применяла. Спасибо за разработку! Попробую реализовать обязательно!

Людмила Валерьевна, думаю, что Вам понравится. Это удобно. В нужный момент есть возможность быстро повторить необходимые термины и др.

8 Ирина (hapova)   (06.12.2013 15:36) [Материал]
Молодец!

молодец

+1   Спам
Вечноживой Салтыков- Щедрин! Молодец Наталья Александровна!

Спасибо за поддержку! biggrin

Благодарю за поддержку, Владимир Викторович! biggrin

+1   Спам
Хорошая работа, молодец!

+1   Спам
Молодец. smile

Спасибо, Эльвира Дамировна!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог