Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Конкурсы » Конкурс "Я - Учитель 2013!"


Урок - виртуальная экскурсия для учащихся 4 класса «Природные зоны. Пустыни»

СКАЧАТЬ (5.44 Mb) 14.11.2013, 00:15
Виноградова Ирина Владимировна
учитель, СБОУ СОШ № 501
Учитель высшей категории
Виноградова Ирина Владимировна
ГБОУ СОШ № 501 г. Санкт - Петербург

Урок - виртуальная экскурсия
«Природные зоны. Пустыни»

Цель урока:
Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.

Задачи:
Познакомить с географическим положением зоны пустынь,
ее особенностями, растениями и животным миром, деятельностью людей.
Развивать умение работать с географической картой,
атласом-определителем,
дополнительной литературой.
Развивать речь детей,
умение наблюдать, рассуждать,
делать выводы.

Оборудование:
- учебник «Мир вокруг нас» 4 класс
А. А. Плешакова, Е.А.Крючковой;
-карта природных зон;
-презентация «Пустыни»;
Фрагменты из презентации:
1. Географическое положение
2. Климат
3. Растительность
4. Животный мир
5. Деятельность населения полупустынь и пустынь.

Ход урока.
Этап
урока Содержание Формируемые универсальные учебные действия
1.Организания
учащихся Взаимные приветствия учителя и учащихся;
фиксация отсутствующих;
проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности.

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на виртуальную экскурсию.
А вот куда, вы попробуете определить сами. Подготовить учащихся к работе на уроке,
определить цели и задачи урока.

Полная готовность класса к работе;
быстрое включение учащихся в деловой ритм;
организация внимания всех учащихся.

2.Актуализация опорных знаний Постановка проблемы, учебных задач.
Постановка цели урока.
Дидактическая задача этапа:
Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природных зонах и познакомимся с ещё одной природной зоной .
Прежде, чем отправиться на экскурсию, вам необходимо определить ту природную зону, о которой мы будем говорить.
Для этого нужно будет отгадать загадки, которые непременно подскажут вам о чём пойдёт речь на уроке.
Для этого к доске выйдут три человека ( по одному от каждого ряда ) и напишут отгадки на доске(поэтапно)
Проверяется правильность выполнения задания.
Таким образом, учащиеся определяют тему урока.
Далее, каждый из стоящих у доски пробует рассказать то, что он знает о пустыне.
Ребята, сидящие на местах, дополняют ответы представителей своего ряда.
Учитель даёт устную оценку ответов учащихся, приглашая проверить их эрудицию в последующей экскурсии по пустыне.
Далее педагог ставит задачу ученикам внимательно просмотреть презентацию, прослушать экскурсию с последующим восприятием и запоминанием материала, для выполнения итогового конкурсного (по рядам) задания - закрепляющих вопросов. Под названием «Да или нет?»

1. Мотивация учебной деятельности.
Поиск и выделение необходимой информации, её запоминание

3.Изучение нового материала Рассказ учителя:
(географическое положение)

Пустыни разместились в умеренном поясе Северного полушария и субтропических и тропических поясах Северного и Южного полушарий.
Пустыни расположены в тех местах, куда попадает очень мало влаги или не попадает ее вообще.
Причинами этого есть горы, которые закрывают пустыни от океанов и морей или близкое нахождение пустыни к экватору. Слайды № 9, № 10, № 11
Задание:
Работа в тетради с.57 № 1

закрасить на контурной карте зоны пустынь и полупустынь, используя карту учебника с. 36 – 37
Продолжение рассказа:

Главным признаком полупустынных и пустынных земель является засуха. Слайд № 13
Особенности климата:

Дожди выпадают раз в месяц или всего один раз за несколько лет, в виде сильных ливней. Небольшие дожди попросту не доходят до поверхности земли, испаряясь под действием высокой температуры.
Температура воздуха в этой природной зоне может сильно колебаться - днем поднимается до +50°С, а ночью снижается до О °С. Слайд № 14

Работа в тетради:

с.57 № 2 – температурные данные.

Растительный мир пустыни
Слайд № 15
В пустыне очень много самых удивительных растений, которые заставляют восхищаться и удивляться, ведь разве это не чудо - жить на "разогретой сковороде", расти под землей, передавать туда солнечный свет, да еще и цвести? слайд № 16,
Хорошо приспособились к засухе кустарники и деревья. Обычно они невысокие, но даже старое двухметровое дерево среди песков кажется огромным, настоящим гигантом. Стволы деревьев либо сильно изогнуты (как у саксаула) или идеально гибкие и прямые (как у песчаной акации). Зато какие могучие и длинные у них корни! Покрытые толстой корой, прочные, они могут проникать в землю на глубину до 15 метров, а верблюжья колючка может достаться до влаги на 30-метровую глубину! Теперь понятно, почему даже в сильную жару, когда все живое страдает от засухи, они красуются ярким зеленым листом, как будто палящее солнце их и не трогает.

Работа в тетради:

с. 57 № 2 (корневая система растений)
Слайды № 17, № 18
На неподвижных, закрепленных песках растут саксауловые леса. Кусты саксаула находятся на таком расстоянии друг от друга, что их кроны никогда и не смыкаются. Издалека куст саксаула напоминает плакучую иву или фруктовое дерево, но на самом деле, у этого деревца нет ни одного листика, поэтому спрятаться в тени от палящего солнца невозможно. Слайд № 19
Слайд № 20
Эхинокактус Грузони - это единственный кактус, соком которого можно утолить жажду. Растение достигает высоты до полутора метра и дает около литра сока.
Животный мир пустыни
Хотя пустыня и не самая благоприятная для жизни среда, тем не менее, животный мир здесь очень разнообразный. В полуденный зной на глаза могут попасться разве что пара птиц, а если повезет – несколько ящериц и насекомых. Но на вечер, когда жара утихает, пустыня оживает: тушканчики, змеи, лисицы, суслики и множество других живых существ покидают своих убежища, чтобы покормиться, а в ночном небе в поисках добычи носятся летучие мыши и совы. Так продолжается до рассвета, но как только всходит солнце - все затихает, пустыня опять кажется "пустой". Слайд № 21
"Кораблями пустыни" названы верблюды. Они настолько хорошо приспособлены к жизни в пустыне, что могут обходиться без воды месяцами. Главное, чтоб перед засухой верблюд смог отложить жир в горб, благодаря которому потом сможет получать энергию и влагу, которая образуется при расщеплении жиров. Слайд № 22
Пустыня Сахара - родной дом самой маленькой лисицы - фенёк. При длине тела 40 см, его хвост становит 30 см, а уши поднимаются на 10 см вверх. Именно уши и помогают охотиться лисице ночью - они служат ей "антеннами", также уши помогают выводить избыточное тепло из организма. Слайд № 23
Самыми обычными обитателями считаются черепахи. На поверхности они находятся только 3 месяца, за которые откладывают большое количество яиц, а потом снова прячутся в толщу песка в своих норах. Слайд № 24
Круглоголовка - это очень интересный вид ящерицы - она бегает, упираясь на широко-расставленные лапы, высоко подняв голову. При движении очень напоминает собаку. Когда же на пути встречается противник, она прячется боковыми движениями в песок, а если уверенна в своей силе - пугает сначала хвостом, а потом открывает рот - ее уголки рта наливаются кровью и пасть кажется просто огромной. Слайд № 25
"Крокодилом" пустыни назвали самую большую ящерицу - варана. Он достигает длины в 1.5 метра. Слайд № 26
Ночью можно увидеть зеленый свет от глаз тарантула - большого паука, у которого их целых 8. Слайд № 27
А еще в пустыне живут ядовитые скорпионы. Слайд № 28
Стрела-змея. Слайд № 29
Из постоянных жильцов здесь больше всего грызунов: полевых мышей, сусликов и тушканчиков, хомяков.
Слайд № 30
Из крупных животных выделяются сайгаки.
Еще совсем недавно эти антилопы находились на грани вымирания, но благодаря природоохранным действиям, их численность увеличилась. Сайгаки очень грациозны даже при беге со скоростью до 80 км/ч! слайд № 31
Работа в тетради:
с. 57 № 2 (животный мир)
Чем жил и живет человек в пустыне
Абсолютно безлюдных пустынь почти нет на земле. Наоборот, большая часть пустынь в той или иной мере заселена. Правда, население их малочисленно. Слайд № 32,
Хозяйственная деятельность людей.
В условиях тропического пустынного климата земледелие в пустыне возможно только в оазисах.
Поэтому местное население занимается главным образом животноводством и ведёт кочевой образ жизни, разводит коз, овец и верблюдов.
Кочевники живут в больших палатках – шатрах, покрытых грубой шерстяной тканью или овечьими и козьими шкурами.
Слайды № 33, № 34, № 35



Дидактическая задача этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса,
а так же правила, принципы, законы.
Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний,

усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению;

4. физкультминутка
5.Закрепление нового материала.
Мозговой штурм

Работа в группе Мы с вами много узнали о природной зоне - пустыне.
Сыграем в командную игру «Да или нет?»
(класс делится на команды по рядам)
На экране будут появляться вопросы.
Вам нужно ответить на эти вопросы словом – «да» или «нет»
Каждая команда получает лист для тестирования и коллективно выбирает и записывает правильный ответ.
Далее ответы сверяются с ответами слайдов № 36, № 37

«Да или нет?»

1. Пустыня – это место, где много солнца и горячего сухого воздуха, но мало воды.
2. У растений ствол длиннее корня.
3. Самая большая драгоценность в пустыне – это пресная вода.
4. Места с довольно пышной растительностью называются барханы.
5.Зимой в пустыне никогда не выпадает снег.
6. Люди селятся вдоль рек и озер, около оазисов.
7. В пустыне только два времени года: зима и лето.
8. Верблюд не может долгое время обходиться без воды и пищи.
9. Растения появляются только когда идут дожди, а затем быстро засыхают.
10. В зоне пустынь выращивают хлопок.


Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу
Умение высказывать свою точку зрения
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Закрепление полученных знаний и умений; Условия достижения положительных результатов. Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний
Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи;
умение воспроизводить основные идеи нового материала,
умение выделить существенные признаки ведущих понятий,
конкретизировать их.
Активность учащихся
Инициативное сотрудничество.
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективной работе

7.Итог урока Подведение итогов урока.

Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.

Члены лучшей команды награждаются грамотой


Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся.

Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.

Домашнее задание Информация о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению;
проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения.
Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации.
Повышение интереса к домашнему заданию.
(творческий характер выполнения задания)
Стр.122-131.
Ответить на вопросы рубрики "Проверь себя”.
Составить кроссворд , используя названия растений и животных пустыни.



Интернет ресурсы:
http://zagadochki.ru/zagadka-s-gibkoy-sheey-i-gorbatyy.html
http://images.yandex.ru/yandsearch?text
http://ukrmap.su/ru-g7/800.html
http://webmandry.com/raznoe/priroda/kakie-zhivotnye-obitayut-v-pustyne.-zhivotnyy-mir-pustyni-foto-kartinki- video.html
http://wildportal.ru/pustyni/190_lik_pustyni_15.html

Категория: Конкурс "Я - Учитель 2013!" | Добавил: vinograirina2014
Просмотров: 3027 | Загрузок: 157 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 4
Мне кажется, что дети тоже могли подготовить что-то к уроку. Везения и настроения!

Спасибо! Но это урок экскурсия!

Презентацию я отправила вместе с конспектом.

Ирина Владимировна, а где можно посмотреть вашу презентацию?

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог