ТЕМА: Синонимы.
Цели и задачи:
-Учить различать слова близкие по значению;
-упражнять в подборе синонимов к словам различных частей речи;
-расширять пассивный и активный словарный запас синонимов-существительных, синонимов-прилагательных и синонимов-глаголов;
-формирование коммуникативного умения употреблять усвоенную учебную терминологию в связных высказываниях.
-развивать вербально-логическое мышление, навыки самоконтроля, познавательную активность.
-Воспитание интереса к поисковой деятельности и сотрудничеству, а также любовь и интерес к русскому языку, его богатству и красоте.
Ход занятия
l Оргмомент.
-Найдите в ряду слов «лишнее» слово и выделит в нём по счёту пятый звук.
Грустный, печальный, глубокий, унылый.
Звонкий, храбрый, смелый, отважный.
Слабый, ломкий, хрупкий, долгий.
-Объясните, как вы исключили слово.(Лишнее слово имеет другое лексическое значение, не сходное с остальными словами.)
ll Основная часть.
1.Введение в тему.
-Тема занятия СИНОНИМЫ. Запишите определение.
Синонимы- это слова, близкие по значению.
2.Упражнение№1.
-Запишите слова в три столбика. В 1-ый имена существительные, во 2-ой имена прилагательные, в 3-ий- глаголы.
Слова: бороться, биться, работа, дело, вежливый, воевать, труд, сражаться, учтивый, любезный, драться, занятие, деликатный, служба, обходительный.
-Прочитайте слова в каждом столбике и определите, что общего есть в каждой группе слов. Как называются эти слова? (Синонимы).
-Вот на этом примере мы видим, что синонимы могут быть выражены именами существительными, прилагательными и глаголами.
3. Игра «Подбери по три».
-Прочитайте каждый ряд слов, выберите в каждом ряду по три слова-синонима. Напишите слова-синонимы в тетрадь.
Слова:
Пёс, лошадь, корова, собака, псина.
Одноклассник, друг, товарищ, приятель, ровесник.
Работ а, дело, труд, забота, перерыв.
4.Слова синонимы-прилагательные.
-Прослушайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Заполните таблицу:под номером синонимического ряда поставьте знак «+», под номером несинонимичного ряда – «-».
1.Смелый, храбрый, мужественный.
2.Глупый, неумный, недалёкий.
3.Бедность, скудость, нищета.
4.Добрый, жадный, щедрый.
5.Давать, брать, хватать.
6.Бросать, кидать, швырять.
7.Вечный, бессмертный, временный.
8.Тревожить, волновать, беспокоить.
9.Бездельник, лодырь, труженик.
10 Бездушный, чёрствый, отзывчивый.
-Подберите к данным глаголам синонимы и запишите их.
СКАЗАТЬ -… молвить, произнести, проговорить, лепетать, сообщать, заявлять, изрекать, разговаривать, толковать, беседовать, болтать.
-Расположите глаголы-синонимы в порядке постепенного усиления действия.
Запишите их в тетрадь.
8. Нахождение синонимов в тексте (устно.)
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
И. Токмакова.
lll Итог.
-Как называются слова, близкие по значению?
-Какое задание было трудным?
-Какое задание было интересным?
|