Цели:
1. Уточнение артикуляции звука Щ, автоматизация произношения в слогах, словах, предложениях;
2. Развитие звукового анализа на основе определения места звука Щ в слове;
3. Упражнения в словообразовании с суффиксами –щик, -щиц.
4. Воспитание умения работать в коллективе.
5. Коррекция зрительной и слуховой памяти.
Оборудование: презентация со слайдами, плакатики с буквами, тетради, смайлики для оценки настроения.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок логопедии.
Улыбнитесь друг другу. Давайте начнем наше занятие.
Основная часть.
1. Посмотрите на парту. У каждого из вас на парте лежит конверт. В нём разрезная картинка, которую вам необходимо собрать ( индивидуально для каждого ребёнка).
Ученики собирают разрезные картинки.
Логопед: Назовите предметы на ваших картинках.
Ученики: Щенок, щенки, ящик, клещи, щетка, щука, лещ.
Логопед: Какой звук повторяется в этих словах?
Ученики: Звук Щ.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня на уроке будем закреплять звук и букву Щ. Но сначала потренируем наши губы, язык.
3. Артикуляционная гимнастика, дыхательно – голосовая разминка.
4. Уточнение артикуляции звука Щ (слайд).
5. Характеристика звука Щ (слайд).
6. Дидактическая игра на развитие фонематического слуха: «Услышь звук Щ, хлопни в ладоши».
А) среди остальных звуков;
Б) в слогах;
В) в словах: щенок, пшено, щука, жук, очки, овощи, печка, пещера, вещи, ключ.
7. Воспроизведение слоговых рядов:
Ща –ща –щу, ащ-ощ-ущ, ще – ши – щё.
7. Соотнесение с буквой (слайд).
Показ прописной Щ на плакатике, письмо прописной буквы Щ пальчиком на парте.
Это буква Щ как будто…
Все сомненья бросьте.
Украшает эту букву
Поросячий хвостик.
8. Чтение слогов по слайду (слайд).
9. Физкультминутка с мячом. Добавить слог –щи, произнести слово.
Овощи, клещи, вещи, лещи, ищи, тащи, плащи.
10. Автоматизация в словах, определение места звука в слове (слайд).
Проговаривание слов по картинкам, определение места звука в словах, подбор картинок к схемам.
щ
Щука, щенок.
щ
Ящик, клещи.
щ
Лещ, борщ.
11. Словообразование существительных, обозначающих профессии
( слайд) :
Убирает, моет пол - уборщик, уборщица.
Стеклит окна – стекольщик.
Носит вещи – носильщик.
Кладёт стены – каменщик.
Варит сталь –сварщик.
Продает товар – продавщица.
Работает на кране – крановщик, крановщица.
12. Работа с деформированным предложением (слайд).
Составить предложения из слов:
Продает, свежие, продавщица, овощи.
Работает, кране, на, крановщик.
13. Пальчиковые игра « Чаби – челяби».
14.Записать предложения в тетрадь, подчеркнуть букву занятия (слайд) .
15. Итог занятия.
Какой звук повторяли на занятии? Повторим характеристику звука Щ ( слайд). Как называются занятия людей? ( слайд).
Задание на самоподготовку: прочитать чистоговорки на звук Щ:
Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
С. Маршак.
Литература
1.Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь №4 для закрепления произношения шипящих звуков Ч, у детей 5-7 лет. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: Издательство ГНОМ,2012.
2.И.Л.Лебедева. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ш,Ж,Щ. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. М.: Издательский центр « Вентана –Граф»,2005.
3. Рабочая тетрадь логопеда; загадки, рифмовки, скороговорки/ сост. Т.В.Пятница.- Р остов н/Д: Феникс, 2010.
4.Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Кн. Для учащихся. В 2 ч. Ч.1.-М.: Просвещение: АО « Учеб. лит.», 1995.
|