Конспект логопедического занятия 4 класс Тема: Управление. Словоизменение существительных. Слова, отвечающие на вопросы кем? Чем? Творительный падеж. Цели: 1. Обучать ответам на вопросы кем? Чем? И самостоятельной постановке этих вопросов к словам. 2. Учить практическому употреблению существительных в форме единственного и множественного числа Т.п. 3. Устранять аграмматизмы в устной речи. 4. Развивать логическое мышление, слуховое внимание. Ход занятия Орг.м. Вспомните и скажите, кем работают ваши родители? Например, мой папа работает врачом, моя мама работает учителем.
Посмотрите на картинки и ответьте на вопросы. Чем мы режем хлеб? (Хлеб мы режем ножом). Чем мы копаем землю? Чем мы наливаем суп из кастрюли? Чем едят варенье? Чем рубим дрова? На какие вопросы вы отвечали? (Кем? Чем?). Это вопросы какого падежа? (Творительного).
1. Давайте запишем тему сегодняшнего занятия. Творительный падеж Кем? Чем? 2. Послушайте стихотворение и скажите, какие слова в нём отвечали на вопросы кем? чем? С белкой пляшет бегемот, Грустно смотрит серый кот – Он сметаною объелся, У него болит живот.
Машет веером варан, Молотком стучит баран, Подметает шваброй ёжик, Усом крутит таракан. 3. А сейчас мы с вами отправляемся в зоопарк. В зоопарке много лет работает смотрителем дедушка Егор. Подумайте и ответьте, за кем ухаживает дедушка Егор? (За лебедями, слонами, жирафами, змеями, кабанами, косулями). Мы решили угостить разных животных. Кого чем мы угостим? белка собака заяц корова птица обезьяна кот рыба ёж орехи кость морковь сено семечки бананы сметана, колбаса червяк грибы
4. Физминутка «Слон».
Слон шагает по дороге. Вот так хобот, вот так ноги. Под слоном прогнулся мост. У слона огромный рост! Весит слон 300 тонн: Тонна – ушко, тонна – ножка. Вот так крошка!
5. Ответьте на вопросы по картинкам. В Африку мы поедем за … жирафом, зеброй, гепардом, обезьяной, львом. В Австралию отправимся за … страусом, кенгуру, крокодилом. В Евразию поедем за … тигром, слоном, газелью. В Антарктиду поедем за … пингвином, тюленем, моржом, белым медведем.
6. Подберите нужные предметы, отвечая на вопрос чем? Составьте предложения. Найдите слова, стоящие в творительном падеже, выделите окончания в этих словах. Я могу пилить (чем?) … Ем котлеты (чем?) … Пишу записки (чем?) … Намыливаю руки (чем?) … Рисую (чем?) … Вещи глажу (чем?) … Шью (чем?) … Закручиваю шуруп (чем?) … 7. Составьте предложения из отдельных слов, изменяя, где нужно окончания имён существительных. Река, над, белеет, туман Под, ёж, нашли, дети, ёлка Под, речка, течёт, гора Мост, под, речка, течёт Лампа, стол, висит, над Заяц, гонится, лиса, за 8. Прочитайте предложения. Поставьте знак «+» в таблице под номером того предложения, которое содержит правильное высказывание; поставьте знак «-» под номером неправильного высказывания. 1. Ложкой едят суп. 2. Супом едят ложку. 3. Улица освещается фонарём. 4. Фонарь освещается улицей. 5. Море омывается берегом. 6. Берег омывается морем. 7. Дерево растёт перед домом. 8. Дом растёт перед улицей. 9. Археолог занимается раскопкой. 10. Археологом занимается раскопка. 11. Земля освещается солнцем. 12. Солнце освещается землёй. 13. Девочка сидит перед зеркалом. 14. Зеркало сидит перед девочкой. 15. Фильм снимается оператором. 16. Оператор снимается фильмом. 9. Прочитайте предложения, ответьте на вопросы. Перед домом сад. Что позади? Саша зашёл за другом. Кто был дома? За Мишей бежит Юра. Кто догоняет? За домом огород. Что впереди? За хлебом пошёл Серёжа. Что нужно купить? Сочинение написано учеником. Кто выполнял? Над лесом взошла луна. Что внизу? Под коробкой лежит мяч. Что наверху? 10. Прочитайте пословицы. Найдите в них слова, стоящие в творительном падеже, и подчеркните их. Обозначьте окончания. Долг платежом красен. Красна птица пером, а человек умом. Назвался груздем – полезай в кузов. Не хлебом единым жив человек. Не спеши языком, торопись делом. Одной рукой и узла не завяжешь. Первый блин комом. Свет не клином сошёлся. Слухом земля полнится. Что написано пером, не вырубишь топором. Скатертью дорога. Дружба дружбой, а служба службой. Плетью обуха не перешибёшь.
Итог. Чему научились на занятии? Что вы знаете о творительном падеже существительного? Что понравилось на занятии?
|