Конспект логопедического занятия.
Тема: Нахождение приставки в словах.
Цель занятия: развитие умения находить приставки в словах и навыков словообразования при помощи приставок.
Задачи:
- закреплять умение распознавать приставку;
- учить образовывать новые слова приставочным способом;
- активизировать словарный запас;
- формирование умения подбирать подходящие по смыслу слова для составления словосочетаний, предложений;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов;
- воспитывать уверенность в своих силах.
Оборудование: листы бумаги, карточки с заданиями.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Приветствие.
Назовите, пожалуйста, какой сегодня день недели? (вторник). Какой день был вчера? Какой будет завтра? Как называется первый день недели? Какое сегодня число? (8). Какой месяц? (апрель). Вспомним весенние месяцы? Какой первый месяц весны? второй? третий?
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- Выполните действия.
Разрезать лист бумаги.
Надрезать лист бумаги.
Срезать угол листа бумаги.
Вырезать круг из листа бумаги.
-Назовите действия, которые вы сейчас делали.
- Что общего у этих слов?
- Чем отличаются данные слова? Что придает им разное значение?
- Для чего служит приставка?
- Сегодня мы продолжаем с вами работать с приставками.
2. Появление героя занятия (Нюши из мультфильма «Смешарики»).
- Нюша Приставка покажет свой город Приставок и поможет вам освоиться в нем.
3. Работа со словами.
1) Прочитайте слова обед, обрезал, обезьяна, обить, обвал, обида.
Во всех ли словах есть приставки (распределение слов по двум столбикам).
2) Нюша Приставка очень любит гулять в парке. Она хочет показать вам его, но чтобы войти туда, необходимо правильно выполнить задание.
От данных слов образуйте новые слова при помощи приставок. Выберите один из столбиков и напишите получившиеся слова, подчеркните приставки.
вы- по-
по- вы-
при- за-
за- лёт в- ход
в- пере-
пере- об-
3) Игра «Цветы» (Более слабым учащимся дается задание под буквой а, более сильным - под буквой б).
Нюша Приставка очень любит цветы, в парке растут ее любимые – ромашки. Она хочет показать их вам.
а) Присоедините приставки, написанные на лепестках ромашки к слову учить, написанному на серединке цветка. Запишите слова, которые получились в строчку. Отметьте значком ¬ ту часть слова, которая обозначает приставку.
б) Выберите нужную приставку и присоедините ее к слову крыть, чтобы получилось новое слово. Запишите новые слова. Назовите и отметьте значком ¬ ту часть слова, которая обозначает приставку. Крыть - с -, в -, на -, за -, вы -, ис -, по -, до - при -, рас -, пере -.
4. Работа со словосочетаниями и предложениями.
1) Составьте словосочетания с вновь образованными словами (2 на выбор).
Пример 1: выучу правило.
Пример 2: скрыть плохой поступок.
- Физминутка
Логоритмическое упражнение на координацию движений и речи.
Мы шагаем, мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.
Влево шаг – вправо шаг,
Шаг вперед – шаг назад.
Мы шагаем, мы шагаем,
Ноги дружно поднимаем.
Шаг немножко замедляем,
Постепенно ускоряем.
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем.
Работа со словосочетаниями и предложениями (продолжение).
2) Игра «Собери гербарий»
Помоги Нюше Приставке собрать листочки для гербария. Для этого соедини половинки листочков так, чтобы получились правильные словосочетания.
Одеть ребенка,
Надеть костюм,
Вступить в бой,
Уступить место,
Съездить в Москву,
Изъездить всю страну.
Запишите получившиеся словосочетания, выделите приставки.
3) «Цепочки слов». Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Выделите в словах приставки.
• надел, покрыл, пошёл, понёс;
• прочитать, переиграть, просмотреть, прожить;
• догнал, доплыл, докатил, наследил;
• подпишет, подсыплет, надземный, подпилит;
• обрубит, обрежет, обстучит, свяжет;
• вспорхнул, отпугнул, отдёрнул, оттолкнул.
4) «Помоги сделать домашнюю работу» (Более слабым учащимся дается задание под буквой а, более сильным - под буквой б)
а) Выберите из данных слов подходящие по смыслу и впишите их в предложения.
Переписать, списать, выписать, подписать.
Плохо выполненное задание надо ....
Упражнение из учебника можно ….
Новую тетрадь надо ….
Из текста слова нужно ….
б) Подберите приставку к каждому слову-действию. Укажите в словах приставки.
…звенел в школе звонок.
Ученики …шли из класса.
Таня …шла за Катей в детский сад.
Алёша …шёл из школы и …шёл домой.
4) «Зажгите фонарики» в словах – укажите приставки. (Раздаются карточки с написанным на них текстом.)
Вот и скворцы летят. Прилетели, почистили крылышки и полетели осматривать родные места. Вот парочка скворцов подлетела к знакомой скворечнице. Посидели на веточке берёзы и слетели с неё на крышу избы. Вот один из скворцов перелетел на скворечницу и влетел в неё. Скоро он вылетел из домика, подлетел к своей подруге и они вместе запели красивую песенку.
Нюше Приставке пора идти домой. Она благодарит вас за прогулку по парку и внимание к ее заданиям.
III. Подведение итогов занятия.
Что нового узнали на уроке?
Чему научился?
Какие задания показались простыми?
Какие задания показались сложными?
Поблагодари партнера за совместную работу.
Спасибо, ребята. Сегодня все хорошо поработали.
Список литературы
1. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – Москва: Просвещение, 1991.
2. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Учитель, 2003.
3. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: ГНОМ и Д, 2007.
4. Ястребова А. В. Коррекция нарушений письменной речи. – М.: АРКТИ, 1999.
|