Программа по внеурочной деятельности в 1 классе «Песни Родины моей»
(духовно-нравственное направление)
Составитель:
педагог дополнительного образования
Тюлькина И.А.
Пояснительная записка
Внеклассная музыкально-воспитательная работа в начальной школе дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.
Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.
Следует отметить, что дети, которые занимаются вокальной деятельностью – эмоциональные, живые, их глаза блестят ярче. Именно в детском возрасте создаётся фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей, духовной культуры в будущем.
Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.
Музыкально-эстетичекое воспитание, духовно-нравственное воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано, начиная с самых младших классов.
Программа по духовно-нравственному направлению «Песни Родины моей» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом можно восполнить впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.
Дети 7-8 лет характеризуются ограниченным диапазоном: до первой октавы – ре второй октавы. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Главная задача – добиться унисонного звучания. Динамика ограничена. Основное внимание уделяется координации слуха и голоса, формированию хорошей артикуляции и четкой дикции, овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной отзывчивости и навыкам художественного исполнения.
Программа рассчитана на 66 ч. в год: 2 часа в неделю.
Цель Программы - формирование у учащихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи:
1.Расширить знания учащихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
2. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение.
3. Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.
4. Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Программа предполагает реализацию следующих принципов:
1. Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.
2. Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.
3. Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.
4. Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.
5. Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.
Особое место уделяется концертной деятельности: учащиеся исполняют произведения в рамках школьных праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Учебно-тематический план
Перечень разделов и тем Общее количество часов Теория Практика
Раздел 1. Вокально-хоровая работа 32 4 28
Раздел 2. Музыкально-теоретическая подготовка 24 16 8
Раздел 3.Концертно-исполнительская деятельность 10 – 10
Итого: 66 20 46
Содержание курса
Введение. Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом. Концерт-презентация учащихся предыдущих лет обучения.
Искусство пения – искусство души и для души.
Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.
«Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности.
I. Вокально-хоровая работа.
1. Знакомство с голосовым аппаратом.
Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука. Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Здоровье и уход за голосом.
Знакомство с детьми, изучение способности к пению.
Координационно-тренировочные занятия.
2. Певческая установка. Унисон.
3 . Дикция (2 часа):
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.
Разучивание скороговорок
4. Работа в ансамбле
Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.
Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму. Важность работы над звуком.
1. Работа над репертуаром;
2. Разучивание упражнений для распевания;
3. Работа над чистотой интонации;
4. Определение примарной зоны звучания;
5. Работа над мелодическим слухом;
6. Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы;
7. Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах 1,5 октавы;
8. Работа над расширением певческого дыхания;
9. Совершенствование дикции;
10. Выявление тембров;
11. Работа над ритмическим слухом;
12. Работа над расширением диапазона;
13. Работа над художественным исполнением произведений.
II. Музыкально-теоретическая подготовка.
1.Дирижерский жест
2.Основы музыкальной грамоты:
Ровно 7 цветов у радуги – а у музыки – 7 нот.
Мелодия – душа музыки.
Тембр – окраска звука.
Лад. Мажор. Минор.
Ритм – основа жизни и музыки
Темп – скорость музыки
Динамика – сила звука
3. Пластическое интонирование (8 часов)
П.И. Чайковский «Вальс цветов», «Марш деревянных солдатиков». С.С. Прокофьев
« Детский альбом», А. Рыбников «Волк и семеро козлят».
4.Импровизация: элементы импровизации в детском исполнении: ритмические, мелодические, поэтические.
III. Концертно-исполнительская деятельность.
Это результат, по которому оценивают всю работу вокального кружка. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Выступать могут как все учащиеся, так и солисты.
1.Подготовка к концертным выступлениям
Перед концертом устраивается обязательное прослушивание детей, ведется их отбор для публичного выступления. Сводные репетиции несут огромную воспитательную роль . Они воспитывают выдержку, терпение, осмысления того, что «Я вношу маленькую частичку в то здание, которая называется «Жизнь, школа»
2.Праздники, выступления, конкурсы
Требования к уровню подготовки обучающихся
Предполагается, что к концу учебного года учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:
• пение в унисон;
• певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;
• передача простого ритмического рисунка;
• четкая дикция;
• свободное владение дыханием;
• способность передать характер произведения;
• владение динамикой p – mf.
• репертуар 6 — 8 песен смогут определять на слух:
• музыку разного эмоционального содержания;
• музыкальные жанры (песня, танец, марш);
• одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
• средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию, ритм;
• музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
• знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|