Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС
(72.0 Kb)
| 06.06.2013, 16:45 |
Ромащенко Светлана Анатольевна |
учитель музыки, МБОУСОШ №6 |
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по музыке для 5 «а,б,в,г» классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта следующих нормативных документов: • ФГОС ООО Утверждён приказом министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897 • Примерные программы по учебным предметам. Музыка 5-7 классы: проект.-2-е изд.-М.: просвещение, 2010-67с.-(Стандарты второго поколения) для классов, изучающих предмет по новым стандартам базового уровня. С учётом авторской программы «Музыка 1-8 класс» под руководством Д.Б. Кабалевского, 2007г. Примерная программа по музыке конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса. Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Курс музыки в 5-х классах предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежный композиторов. Постижение музыкального искусства приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире. Цель изучения предмета Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры; - воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным наследием; заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию; - развитие общей музыкальности и эмоциональности, художественного вкуса, общих музыкальных способностей; - овладение художественно- практическими умениями и навыками в разнообразным видах музыкально- творческой деятельности. Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально- творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Место учебного предмета в учебном плане Примерные программы основного общего образования по музыке составлены в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 5-х классах в объёме 35 часов в год(1 час в неделю). Рабочая программа составлена для 5 а, б,в,г классов. В 5а классе учатся 8 школьников, это класс для детей с задержкой психического развития. В программе предусмотрена коррекционная направленность обучения. В соответствии с Конституцией РФ основное общее образование является обязательным и доступным. Программа направлена на коррекцию недостатков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории. Общая характеристика учебного процесса Современный урок музыки интегрирует традиционный подход к преподаванию музыки (когда школьники осваивают музыкальные произведения как уже сложившиеся явления, которые надо пережить, изучить и запомнить) – с современной методикой, предполагающей погружение школьников в процесс воссоздания того или иного музыкального произведения, что ставит их в позицию творца. В этом процессе ученик получает возможность прикоснуться к тайнам творчества композитора-исполнителя-слушателя. Реализация системно-деятельностного подхода предполагает, что на уроке музыки первый план выходит опыт творческой деятельности, который возможно реализовать через следующие виды деятельности учащихся на уроке: - слушание музыки: личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей; сравнение исполнительских трактовок, выявление связей музыки с другими видами искусства, историей, жизнью; - пение: хоровое, ансамблевое и сольное пение: одноголосное и двухголосное исполнение образцов классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения; вокализация основных тем инструментальных произведений, поиски вариантов их исполнительских трактовок; - инструментальное музицирование: расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах; инструментальная импровизация, создание композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений; - музыкально-пластическое движение: обогащение опыта индивидуально-личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными; - драматизация музыкальных произведений: создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; поиск вариантов сценического воплощения музыкального произведения (разыгрывание песен, музыкальные импровизации-инсценировки сказок, драматизация произведений программной музыки). Особенностью современного урока музыки является возможность организация разных форм музыкально-творческой деятельности школьников. Ученики класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки, им предоставляется свобода самоопределения в видах и формах музыкально-художественного творчества, реализованного в разнообразных индивидуальных, парных коллективных формах работы. Новые подходы к проведению урока музыки ориентируют учителя на использование современных педагогических технологий и нетрадиционных форм проведения урока: ИКТ, игровые технологии, развивающие интегрированные технологии, театральные технологии, диспуты, дискуссии, дебаты, исследовательская деятельность, проектная деятельность, комплексные занятия, занятия, объединенные одной сквозной темой, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки-экскурсии и т.д. Критерии оценки. 1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё. 2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки. 3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях. Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся. На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала. При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы. Учитывается: -степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности; -самостоятельность в разборе музыкального произведения; -умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний. Нормы оценок. Оценка «пять»: дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный. Оценка «четыре»: ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя. Оценка «три»: ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя. Оценка «два»: ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала. Хоровое пение. Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны-учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев ,фразу. Нормы оценок. «пять»: -знание мелодической линии и текста песни; -чистое интонирование и ритмически точное исполнение; -выразительное исполнение. «четыре»: -знание мелодической линии и текста песни; -в основном чистое интонирование, ритмически правильное; -пение недостаточно выразительное. «три»: -допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; -неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности; -пение невыразительное. «два»: -исполнение неуверенное, фальшивое. Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем. 1.Кроссворды. 2.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося. 3.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных). 4.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.) 5.Ведение тетради по музыке. Содержание учебного процесса Основное содержание курса «Музыка» в 5-х классах представлено следующими содержательными линиями: «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». В первом разделе учащиеся знакомятся с разнообразием вокальной, симфонической и театральной музыкой. Рассматривают художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Оценивают характерные черты творчества композиторов (П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, М.И.Глинка, А.И.Хачатуряна).Школьники знакомятся с искусством интерпретации на примере выдающихся российских исполнителей(Ф.И.Шаляпин, С.Т.Рихтер, Д.Ф. Ойстрах). Во-втором разделе, рассматривают многообразие связи музыки с изобразительным искусством (живописью, скульптурой). Находят сходство между музыкальными портретами и картинами природы. Учатся понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника на основе взаимодополнения средств выразительности. Выявляют возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Ученики продолжают освоение музыки зарубежных композиторов(И.С.Бах, В.А.Моцарт, Ф.Шопен, Э.Грик, Ф.Лист). В результате освоения предметного содержания курса у школьников совершенствуются общие художественные умения и навыки при воплощении различных музыкальных образов в пении и игре на музыкальных инструментах, импровизации и драматизации, музыкально-пластическом движении и музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий. В ходе обучения школьники овладевают основными понятиями музыки как вида искусства (интонация, развитие, образ, драматургия и др.), учатся анализировать музыкальные произведения многообразных стилей, жанров и форм, сопоставлять музыкальный язык народного и композиторского творчества русской и западноевропейской традиции. В процессе работы у учащихся формируется способность рассуждать о явлениях современной мировой музыкальной культуры, оценивать собственную музыкально-творческую деятельность во всем ее разнообразии, действовать самостоятельно и расширять свои творческие возможности на основе постижения широкой картины музыкального мира. Результаты изучения учебного предмета Личностными результатами освоения программы по музыке в 5-хклассах являются: • формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира; • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров; • совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства; • овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; • наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности; • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. Метапредметные результаты подразумевают: • анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; • оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; • использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; • определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; • применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач; • наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры; • участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности. Предметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся: • общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; • осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки; • устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности; • понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств музыкальной выразительности; • осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия; • рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом; • применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры; • постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира; • расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; • освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала. Перечень учебно-методического обеспечения 1. Программа «Музыка 1-8 классы», М., Просвещение, 2007г. 2. Т.И. Науменко Музыка 5 Класс учеб. Для общеобразоват. Учреждений. Дрофа 2007. 3. Музыка. 5 класс нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя сост. Т.И. Науменко, В.В. Алеев: Дрофа, 2006. Внеурочная деятельность обучающихся. - Кружки; - Школьная неделя эстетического цикла; - Участие в конкурсе «Весенняя капель» - Викторины: «Угадай мелодию», «Портреты заговорили». Наглядные пособия: 1) Портреты великих композиторов 2) Демонстрационные таблицы по темам: «Струнные инструменты», «Ударные инструменты», «Духовые инструменты», «Интонация», «Русский оркестр». Технические средства обучения 1) Компьютер 2) Видеопроектор. Учебно-практическое оборудование: 1) Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем. 2) Ящики для хранения таблиц 3) Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.)
Весь текст материала находится в приложенном файле
|
Категория: Планирование | Добавил: 89026934069
|
Просмотров: 15346 | Загрузок: 2578
| Рейтинг: 2.4/12 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|