Автор: учитель музыки высшей категории Вяткина Алла Михайловна МБОУ СОШ №6 г. Балахна
В нашей школе имеется опыт по развитию творческой личности учащихся на
уроках музыки. Музыка, один из самых мощных по силе воздействия на
чувства человека видов искусства, не терпит к себе пренебрежительного
отношения. Внутренне протестую, когда уроки музыки называют по старинке
«пение». Мои ученики знают, что урок музыки – это серьёзно, ответственно
и необыкновенно интересно. «Восприятие искусства требует творчества,
потому что недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое
владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого
произведения, необходимо еще творчески преодолеть свое собственное
чувство». (Выготский Л. С.)
Восприятие музыки.
Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит
способность слышать, переживать музыкальное содержание как
художественно-образное отражение действительности. Умение слышать
музыку, слышать и вслушиваться, размышлять о ней я воспитываю в ребятах с
самого начала школьных занятий музыкой. Уже на первом уроке
первого года обучения в классе у нас устанавливается непреложный закон:
когда звучит музыка, в классе – тишина, руки никто не поднимает. При
этом необходимо, чтобы ребята сразу же поняли, что они должны выполнять
этот закон не потому, что того требует дисциплина, а потому что когда
звучит музыка, только внимательно следя за ее звучанием, можно глубоко
воспринять ее и по-настоящему понять. С первых уроков говорим о том, что
музыка живая, в ней бьется сердце, поэтому к ней надо обращаться как к
другу, надо уметь ее услышать, почувствовать, пережить, иначе она ничего
тебе не раскроет. Цитирую ребятам «Маленького принца» Экзюпери: «Самого
главного глазами не увидешь – зорко одно лишь сердце». Эти прекрасные
слова многое дают ребятам в их осмыслении музыки и жизни. Приучаю детей
слышать музыку непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и
в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и
напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно
слушателя.
В учебной и внеурочной деятельности взаимодействую
со всеми возрастными группами учащихся. Учитывая психологические
особенности детей младшего возраста, такие как неустойчивость внимания,
необходимость смены эмоциональных состояний, быстрая утомляемость,
моторная активность, потребность к самовыражению в самых разнообразных
формах, стараюсь основную часть уроков строить по сюжетному принципу, в
которые органично включаю игровые моменты. Мы с ребятами вместе с
героями попадаем в различные ситуации, знакомимся с разными персонажами,
радуемся, плачем, поем, играем, т.е. живем жизнью данного сюжета.
Вместе с Карлсоном и героями песен В.Шаинского мы путешествуем по теме
«Три кита в музыке»; герои симфонической сказки «Петя и волк» вводят
ребят в мир интонации; а веселые скоморохи (в роли, которых сами ребята)
приглашают в путешествие на поезде и в Белоруссию, и на Украину, и т.д.
Младших школьников отличает особая восприимчивость к различным видам
искусства. Для воссоздающего воображения детей характерны сила, яркость,
живость. «Музыкальные картинки» они слушают с удовольствием, причем
чаще всего я прошу их слушать с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться.
В среднем звене школы на новый уровень поднимается мое общение
с учащимися по поводу прослушиваемых и исполняемых на уроке
произведений – это уже сотрудничество, совместный поиск решения
учебно-художественных проблем, при чутком отношении к их вкусам,
интересам и потребностям. Их уже не устраивает роль пассивных слушателей
на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в
которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер
мышления, тяга к самостоятельности. Поэтому использую в своей работе
нестандартные формы уроков: урок-дискуссия, урок-встреча,
урок-музыкальная викторина, урок-защита. Разбирая с ребятами муз.образы
всегда проводим «ниточку» связи с жизнью, с важнейшими проблемами
современности (урок 6 кл «Музыка Великого подвига»).
Для развития творческого воображения и мышления предлагаю ребятам ряд упражнений и заданий:
1) изобразительное воплощение музыкальных образов: передать в рисунке
общий характер муз. произведения ( «Утро в лесу» и «Вечер» В.Салманов 2
кл.; «Золотые рыбки» Р.Щедрин, «Осенняя песенка» 3 кл.); передать те или
иные черты персонажа муз.произведения (герои песен «Карусель» 2 кл);
передать красками х-р музыкальной интонации каждого фрагмента 3 кл.;
нарисовать рисунок к песне («Дружат дети всей земли» Д.Львов-Компанеец 3
кл., «Песенка о медведях» 5 кл., «Школьный корабль» Г.Струве 7 кл.);
2)цветовое моделирование музыки: найти взаимосвязь между эмоциональной
выразительностью различных регистров в музыке, тембра, лада и цветом в
живописи (подобрать цветовой фон к х-ру каждого танца 2 кл.); передать
через явления природы в рисунке динамические нюансы – форте, меццо
форте, пиано; составить «красивые цепочки» из основных цветов (красный,
желтый, синий), сочинить соответствующие музыкальные интонации;
3) графическое моделирование музыки: прослушав отрывок музыкального
произведения изобразить графически ритмический рисунок; осуществить
анализ выразительного характера линий, ритма, темпа в музыке и
изобразительном искусстве («Почему медведь зимой спит» Л.Книппер 3 кл. –
нарисовать линии мелодии под строчками текста 2-го куплета; нарисовать
иллюстрации к романсу «Горные вершины» по графическому изображению
движения мелодии 5 кл.; записать пульс марша и нарисовать линии мелодий
песни, танца 2 кл.); нарисовать звуковысотную «лестницу», которая
символизировала бы восхождение от низкого к высокому регистру и вмещала
бы характерных для каждой высоты героев; прослушав произведение,
графически изобразить форму; выразить в рисунке закономерность
чередования частей в трех формах: трехчастная, куплетная, вариационная,
рондо; нарисовать ритмический аккомпанемент, имитирующий качание качелей
и радостное настроение детей к песне «Крылатые качели» 5 кл.;
4) словесное рисование музыки: описать внешний облик музыкальных
персонажей, словесный портрет героев (Наташа из оперы «Война и мир» 7
кл, Варлаам из «Бориса Годунова» 5 кл.); дать название муз.произведению;
поэтическое моделирование на прослушанное муз.произведение (сочинить
стих-е к муз.вступлению к кинофильму «Новые приключения неуловимых» 5
кл.); подобрать адекватное музыкальному произведению живописное,
поэтическое или прозаическое полотно («Утро» из сюиты «Пер Гюнт» 3 кл.,
«Море» К.Дебюсси 5 кл., «Осенняя песня» П.Чайковский 4 кл., «Баба-Яга»
М.Мусоргский). Я часто практикую письменные работы, своего рода
сочинения на музыкальные темы (особенно в среднем звене). Некоторых
учеников трудно привлечь к общему разговору на уроке (стесняются
выразить свои мысли, боясь выглядеть неловкими и смешными). Я отношусь к
ним с особым вниманием, поощряя их попытки высказываться о музыке.
Поэтому им легче высказывать свои мысли на бумаге, хотя я стараюсь
всегда, чтобы они их озвучили для всех. Разные ребята, разные
высказывания, сразу чувствуется индивидуальность каждой работы. Также
ребята пишут сочинения по муз.произведениям без названия, на такие темы
«Как и когда мне помогает музыка в жизни», «Жизнь муз.инструментов»,
сочинить историю на муз произведение «Веселая. Грустная» Л.Бетховен,
составить небольшой рассказ для радио, телепередачи о своем любимом муз.
произведении.
5) «Я – кинорежиссер», «Я – художник –
декоратор, костюмер»: какие бы кадры вы сняли бы к этой музыке («Тройка»
из к/ф «Метель» Г.Свиридов 5 кл., увертюра «Время, вперед!» Г.Свиридов 6
кл., нарисовать костюмы для балета «Чипполино» К.Хачатурян 5 кл.). Исполнительская практика.
Огромное значение на уроках музыке я придаю исполнительской практике. Я
сама очень люблю петь и стараюсь увлечь ребят этим видом
муз.деятельности. И могу с уверенностью сказать, что есть отличные
результаты.
От многих коллег слышу сетование на то, что дети к
старшему звену перестают петь вообще: «их уже не заставишь и чем их
занять на уроках – непонятно, разве, что разговорами о музыке». У меня
ребята поют с удовольствием в любом возрасте, и даже ребята 9-х -11-х
классов очень жалеют, что у них нет уроков музыки, т.к. я действительно
смогла увлечь их песнями, и теперь им не хватает моего общения с ними.
Восполняю этот недостающий вид деятельности во внеклассной работе. Ведь
вообще в сегодняшней жизни люди перестают петь, с экранов телевизоров мы
слышим исполнение «ярких» сегодняшних «звезд» в звучании фонограммы,
которая создается техникой. Ребят всегда убеждаю, что если поет живой
голос, то поет и душа, тогда человек живет полноценной жизнью личности, а
не роботом.
В эту школу я пришла в 1999 году (до этого момента
уроков музыки не проводилось 4 года). Директор обратилась ко мне, то ли
с пожеланием, то ли с приказом – «Дети вообще не умеют петь, я хочу,
чтобы школа пела!». Может быть поэтому уделяю очень много внимания
детскому вокальному творчеству. «Каждый класс – хор!» - это мой лозунг в
работе. Всегда внушаю ученикам, что пение такая же естественная вещь,
как и разговорная речь, поэтому не надо ничего делать искусственно и
натужно. Вокально-хоровая работа на наших уроках приобретает
художественно-осмысленный характер. Для меня важно, чтобы дети
передавали в своем исполнении свое видение содержания песни, а также
передавали свое отношение к тому, что поют. В этом проявляется яркая
индивидуальность каждого.
В работе использую следующие методы, помогающие учащимся накопить личный творческо-исполнительский опыт:
1) переинтонирования попевок или песен («Дон-Дон» спеть - с разной
интонацией: как колокольчик, тревожно, торжественно; «Молодой дроздок» -
спеть от лица разных героев: как лиса, медведь, люди); 2)
нахождения нескольких интерпретаций одного и того же произведения («Уж
как шла лиса по лесу» спеть по-разному: когда лиса уставшая, когда у нее
плохое настроение, и, наоборот, когда она в отличном состоянии); 3) вокализации инструментальных произведений, находить родство интонаций;
4) выстраивания драматургии исполнения вокального произведения, чтобы
была и завязка, и развитие, и кульминация, и финал (составить
исполнительский план песни «Ябеда-корябеда» 5 кл.); 5) сочинения
мелодии к поэтическому тексту песен, романсов, хоров; сочинение
поэтического текста, подходящего по смыслу, ритму и стилю к мелодии
вокального произведения; 6) сочинения частушки на школьную тему 4
кл., сочинить попевку «Игра в слова» на динамическое развитие 3 кл.,
сочинить колыбельную 2 кл; 7) оценивание друг друга: при исполнении
песни на оценку, все ребята участвуют в процессе выставления оценки,
причем каждый высказывает свое мнение по поводу услышанного; 8)
вокальные импровизации: ответ на муз.приветствие педагога; придумать
окончания к песенкам-закличкам, сочинение подголосков в песнях;
сочинение мелодий в заданном жанре (марш, песня); мини-рассказы, которые
нараспев читает учитель, а дети в нужных местах исполняют свои
муз.примеры; 9) музыкальные игры: «Поем вопросы и ответы» 3 кл.
(вопросы низким голосом, а ответы высоким); «Инопланетяне и переводчик» 4
кл. (озвучивать с разной интонацией); «Угадай мелодию» все классы;
«Конкурс дирижеров» (каждый дирижирует, предлагая свой исполнительский
план); театрализация песни (исполнение по ролям с элементами
атрибутики), «Пойми меня» - учащиеся сочиняют мелодию, затем перед
классом выразительно исполняют ее в том или ином динамическом нюансе,
класс определяет тот образ и его характер, который задумал исполнитель.
Большую творческую радость доставляют мне и ребятам подготовка и
проведение творческих отчетов в форме конкурсных программ по вокальному
творчеству среди параллелей 5-х, 6-х классов. Это в нашей школе стало
уже традицией: в конце декабря отчитываются 5-е классы, а в конце мая
6-е. В творческий отчет входит 4 конкурса: 1) исполнить песню хором , 2)
исполнить сольную песню, 3) инсценированная песня, 4) творческое
задание, которым обмениваются между классами (сочинить мелодию на
стих-е, которое тоже сочиняют на определенную тему). В подготовке
участвуют абсолютно все: продумывается внешний вид, отрабатывается
умение держаться на сцене (все происходит в актовом зале, приглашаются
учителя, родители), подготавливаются декорации, костюмы, грим. С каждым
годом я замечаю положительную динамику таких итоговых уроков. Ребята
становятся более раскрепощенными, не боятся сцены, смело выступают перед
огромной аудиторией, замечаешь, как растет их творческая активность.
Пластическое интонирование.
Пластическое интонирование – это один из способов, одна из возможностей
«проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой
эмоциональной выражения содержания. Исполнение музыки движением дает мне
возможность увидеть, как слышит музыку каждый ученик, в то же время
раскрепощает ребят и заставляет слушать произведение от начала до конца.
Когда меняется характер музыки, моментально видно, насколько чутко
уловили эти изменения дети, а значит, насколько они были внимательны.
Задания на пластическое интонирование:
1) показать движением рук: направление мелодии; развитие музыкального
образа («В пещере горного короля» Э.Григ 3 кл.); составные части
музыкальной формы; показать оттенки динамики, звуковедение мелодии,
регистры; изобразить инструменты («Веселый музыкант» А.Филиппенко 2 кл.,
«У каждого свой инструмент» эстонская песня 3 кл.); дирижирование;
выразить контрастные музыкальные образы («Вальс» и «Полночь» из балета
«Золушка» С.Прокофьев); на основе знаний по теме «Симфонический оркестр»
вообразить себя настоящими музыкантами и имитировать исполнение
оркестром Симфонии № 40 В.Моцарта; 2) движением рук, головы,
пантомимикой: выразить характер музыкального героя, имитация его
отличительных черт - походка, повадки, если это звери (герои оперы «Волк
и семеро козлят» 2 кл., герои симфонической сказки «Петя и волк»
С.Прокофьев 3 кл.); придумать и показать сюжет на прослушанное
произведение («Клоуны», «Болезнь куклы», «Новая кукла»); выразить
различные муз.интонации; разыграть песню по ролям («Как у наших у ворот»
3 кл.), фрагменты из балета («Чипполино» К.Хачатурян 5 кл.); ударами
каблучков изобразить цокот копыт («Полюшко-поле» Л.Книппера 2 кл.); с
помощью карандаша изобразить звук дождя; 3) сочинить ритмический
аккомпанемент (с помощью хлопков, шлепков, притопов, щелчков, цоканья
язычком и т.д.) к песне «Танцуйте сидя» 4 кл., к стихотворению и
записать его; придумать 2 варианта ритмического аккомпанемента, в
которых бы слышалось цоканье копыт («Бубенцы» 4 кл.); 4) придумать
танцевальные движения: для инструментальных произведений разного жанра –
«Марш деревянных солдатиков» П.Чайковский, «Вальс» из балета «Спящая
красавица» П.Чайковский 2 кл., «Золотые рыбки» Р.Щедрин 3 кл.; для песен
- «Бульба» белорусская песня 4 кл. Инструментальное музицирование.
Музыкальные инструменты - средство обучения музыке, а игра на них –
самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности
школьников, так как это практическая деятельность, ребенок создает, а не
только потребляет, находится внутри музыки, а не снаружи ее.
Инструментальное музицирование – это творческий процесс восприятия
музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах.
Совместное музицирование, игра в ансамбле решает многие задачи и
проблемы общения. Застенчивый ребенок станет участником общего дела;
неуправляемый подчинится единому, строгому замыслу; одаренный сможет
воплотить свои творческие фантазии. Становится ощутимой ценность каждого
в общем деле, и дети чувствуют это. На таких уроках в процессе
коллективного музицирования формируется эмоциональная сфера ребенка, его
душевное здоровье. Инструментальное музицирование самым тесным образом
связано со слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением,
импровизацией.
В моем кабинете в наличии есть металлофоны,
дудочки, шумовые инструменты – бубны, барабаны, румбы, маракасы,
треугольники, колокольчики, ложки, погремушки. Шумовой оркестр – это
игра в оркестр, где есть место фантазии, импровизации, творчеству. Игра в
оркестр активизирует восприятие детей, помогает им почувствовать себя
причастными к процессу творчества и вызывает у школьников живой интерес.
На начальных этапах ребята овладевают способами игры на инструментах,
воспитываю в них культуру обращения с инструментом: обращаться бережно,
брать и класть на стол надо аккуратно, играть правильно и старательно.
На развитие творчества в инструментальном музицировании предлагаю ребятам следующие задания:
1) выбрать инструмент для исполнения своего настроения; сочинить
музыкальные интонации (радость и грусть, добро и зло), избрав для этого
соответствующий музыкальный инструмент; изобразить на фортепиано разных
по характеру героев и сочинить историю, исполнив на инструменте; выбрать
инструмент для характеристики образа героя («Три подружки»
Д.Кабалевский); 2) придумать историю со сказочными героями и сыграть на инструментах, выбирая по тембру для каждого персонажа свой инструмент на тему «Гроза в лесу», «Три поросенка»;
3) свободное представление друг другу: у фортепиано двое, каждый играет
что хочет; один сочиняет без подготовки, другой должен повторить; 4) сочинить историю про музыкальные инструменты и разыграть ее (работа по группам); 5) придумать и создать свой музыкальный инструмент;
6) подобрать музыкальный инструмент для сопровождения к музыкальным
произведениям («Светит месяц» и «Камаринская» русская народная песня,
«Арагонская хота» М.Глинка, «Перепелочка» белорусская народная песня;
«Колыбельная Мамы-Козы» из оперы «Волк и семеро козлят» М.Коваль);
7) сочинить свой аккомпанемент и записать графически для коллективного
исполнения песни («Ах вы сени мои сени» русская народная 4 кл.); 8)
придумать музыкальный диалог «Богатырь и трус», подобрав
соответствующие по тембру инструменты, сымпровизировать на
соответствующих муз.инструментах образ Бабы Яги, злой, страшной, с
растрепанными волосами, крючковатым носом, некрасивым хриплым голосом.
Часто на моих уроках звучит музыка великих классиков в исполнении
детей, учащихся в музыкальной школе. Они проявляют желание выступить
перед ребятами своего класса прямо на уроке, заинтересовать
одноклассников, подарить им частичку своей души. В 7-8 классах ребята
берут в руки гитару, и звучат песни бардов, свои песни, пробуждая в
ребятах интерес, активность, а главное желание творить. Также ребята
аккомпанируют на гитаре всему классу при исполнении песен.
Я думаю, что игра на инструментах – интересная полезная музыкальная деятельность детей.
|