Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Музыка » Разное


Казахские традиционные музыкальные инструменты «Домбра ».

СКАЧАТЬ (29.7 Kb) · СКАЧАТЬ () 05.12.2014, 21:58
Зважий Ирина Николаевна
преподователь, Школа искусств№2
Школа искусств № 2
Статья на тему: Казахские традиционные музыкальные инструменты «Домбра ».
Подготовлена: Преподавателем казахского народного отделения.
Зважий. И. Н
Караганда 2012 - 2013
Казахские традиционные музыкальные инструменты являются уникальным достоянием, духовным и культурным богатством, занимающим важное место в жизни, быту, обычаях и традициях миравозрений народа. На ряду с обычаями, обрядами, традициями религиозных верований народ развивал и совершенствовал музыкальные инструменты от простых примитивных до классических форм. Будучи не разрывно связанными с такими как этническая самоидентификация народа, традиционные музыкальные инструменты стали значимым духовным, культурным и историческим достоянием, охватывающим все стороны общественных отношений. И в этой связи проявляется огромное значение некоторых музыкальных инструментов для истории, искусства и воспитания подрастающего поколения. К примеру, для казахов домбра кроме своего непосредственного значения в качестве музыкального инструмента имеет особое значение национального символа.« Домбра »
Самый широко распространённый, щипковый струнный инструмент у казахов - Домбра.
Возникновение этого инструмента, история которого уходит в глубь веков...
В миропонимании казахов домбра собирательно воплотила в себе ценности всех искусств: прикладного; исполнительского, песенно - поэтического.
Как инструмент, просветляющий душу, оберегающий от плохого, обладающий силой. Домбра всячески украшалась ( перьями совы, колокольчиками и. т. п.), занимала почётное место в юрте (доме ). В отличии от других инструментов домбру не использовали в шаманских целительских обрядах и ритуалах. В силу своей распространённости, домбра имеет много различных разновидностей. ( двух - трёх струнные). Но самая популярная разновидность домбр два вида - Западная и Восточная. Домбры распространённые в Западных районах Казахстана, отличались сравнительно большими размерами, имели овальную форму корпуса и тонкий гриф, на которой навязывали 12-14 ладов перне. Для домбр восточных областей характерны меньшие размеры. Корпус Восточной домбры был плоским, а гриф - коротким и широким с 5-9 ладами перне. На домбру натягивали две струны, которые раньше делали из козьих или бараньих кишок. Разные формы домбр были обусловлены особенностями двух исполнительских традиций. Для исполнения быстрых, виртуозных токпе - кюев нужно было, чтобы левая рука могла свободно перемещаться и скользить по грифу. Поэтому гриф Западных домбр был тонким и длинным. Эти технические приёмы игры были неприменимы при исполнении на Восточных домбрах с широким укороченным грифом. Размеры инструментов и формы корпусов влияли на силу звучания: чем больше
размеры; тем громче домбра. На характер звучания влияла и техника правой руки: в токпе кюях звук извлекался на обеих струнах сильными взмахами, а в иіертпе использовались мягкие щипковые переборы струн отдельными пальцами. Таким образом между устройством домбр и кюями, которые на них исполняются, существовала тесная связь.
Как говорилось ране, что домбра могла быть не только двухструнной но и трёхструнной. Это редко используемый вид инструмента, он отличается своей особой техникой, звучанием, репертуаром кюев. Внешняя форма трёх струнных домбр напоминала нам Восточные: плоский корпус с коротким широким грифом. Исполнительские приёмы на трёхструнной домбре так же были блиски приёмам игры домбристов Восточноказахстанских областей. Трёхголосные кюи звучат на бурдонирующем звуке, который с двумя верхними голосами создаёт необычные для домбры аккордные созвучия. Эти кюи по стилю относятся к традиции шертпе, образуя оригинальную ветвь домбровой музыки. В прошлом трёхструнные домбры встречались в различных регионах Казахстана в настоящее же время они сохранились в Семей. А также сохранилась трёхструнная домбра Абая Кунанбаева на которой он создавал свои песни и кюи.
Менялись люди, постепенно изменилось первоначальное звучание, исполнение игры на инструменте, но через века и тысячелетия сохранилось бережное отношение к кюям -легендам как к историческим памятникам музыкальной культуры, помогающим сегодня понять жизнь, обычай, традиции, духовный мир наших далёких предков.

Категория: Разное | Добавил: мурзик
Просмотров: 1518 | Загрузок: 512 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
интересное исследование, в котором рассматривается история инструмента, ее технологические особенности. Было бы интересно узнать репертуар для этого инструмента, какие композиторы для него еще писали.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог