Казахские традиционные музыкальные инструменты «Домбра ».
(29.7 Kb)
· ()
05.12.2014, 21:58
Зважий Ирина Николаевна
преподователь, Школа искусств№2
Школа искусств № 2
Статья на тему: Казахские традиционные музыкальные инструменты «Домбра ».
Подготовлена: Преподавателем казахского народного отделения.
Зважий. И. Н
Караганда 2012 - 2013
Казахские традиционные музыкальные инструменты являются уникальным достоянием, духовным и культурным богатством, занимающим важное место в жизни, быту, обычаях и традициях миравозрений народа. На ряду с обычаями, обрядами, традициями религиозных верований народ развивал и совершенствовал музыкальные инструменты от простых примитивных до классических форм. Будучи не разрывно связанными с такими как этническая самоидентификация народа, традиционные музыкальные инструменты стали значимым духовным, культурным и историческим достоянием, охватывающим все стороны общественных отношений. И в этой связи проявляется огромное значение некоторых музыкальных инструментов для истории, искусства и воспитания подрастающего поколения. К примеру, для казахов домбра кроме своего непосредственного значения в качестве музыкального инструмента имеет особое значение национального символа.« Домбра »
Самый широко распространённый, щипковый струнный инструмент у казахов - Домбра.
Возникновение этого инструмента, история которого уходит в глубь веков...
В миропонимании казахов домбра собирательно воплотила в себе ценности всех искусств: прикладного; исполнительского, песенно - поэтического.
Как инструмент, просветляющий душу, оберегающий от плохого, обладающий силой. Домбра всячески украшалась ( перьями совы, колокольчиками и. т. п.), занимала почётное место в юрте (доме ). В отличии от других инструментов домбру не использовали в шаманских целительских обрядах и ритуалах. В силу своей распространённости, домбра имеет много различных разновидностей. ( двух - трёх струнные). Но самая популярная разновидность домбр два вида - Западная и Восточная. Домбры распространённые в Западных районах Казахстана, отличались сравнительно большими размерами, имели овальную форму корпуса и тонкий гриф, на которой навязывали 12-14 ладов перне. Для домбр восточных областей характерны меньшие размеры. Корпус Восточной домбры был плоским, а гриф - коротким и широким с 5-9 ладами перне. На домбру натягивали две струны, которые раньше делали из козьих или бараньих кишок. Разные формы домбр были обусловлены особенностями двух исполнительских традиций. Для исполнения быстрых, виртуозных токпе - кюев нужно было, чтобы левая рука могла свободно перемещаться и скользить по грифу. Поэтому гриф Западных домбр был тонким и длинным. Эти технические приёмы игры были неприменимы при исполнении на Восточных домбрах с широким укороченным грифом. Размеры инструментов и формы корпусов влияли на силу звучания: чем больше
размеры; тем громче домбра. На характер звучания влияла и техника правой руки: в токпе кюях звук извлекался на обеих струнах сильными взмахами, а в иіертпе использовались мягкие щипковые переборы струн отдельными пальцами. Таким образом между устройством домбр и кюями, которые на них исполняются, существовала тесная связь.
Как говорилось ране, что домбра могла быть не только двухструнной но и трёхструнной. Это редко используемый вид инструмента, он отличается своей особой техникой, звучанием, репертуаром кюев. Внешняя форма трёх струнных домбр напоминала нам Восточные: плоский корпус с коротким широким грифом. Исполнительские приёмы на трёхструнной домбре так же были блиски приёмам игры домбристов Восточноказахстанских областей. Трёхголосные кюи звучат на бурдонирующем звуке, который с двумя верхними голосами создаёт необычные для домбры аккордные созвучия. Эти кюи по стилю относятся к традиции шертпе, образуя оригинальную ветвь домбровой музыки. В прошлом трёхструнные домбры встречались в различных регионах Казахстана в настоящее же время они сохранились в Семей. А также сохранилась трёхструнная домбра Абая Кунанбаева на которой он создавал свои песни и кюи.
Менялись люди, постепенно изменилось первоначальное звучание, исполнение игры на инструменте, но через века и тысячелетия сохранилось бережное отношение к кюям -легендам как к историческим памятникам музыкальной культуры, помогающим сегодня понять жизнь, обычай, традиции, духовный мир наших далёких предков.
интересное исследование, в котором рассматривается история инструмента, ее технологические особенности. Было бы интересно узнать репертуар для этого инструмента, какие композиторы для него еще писали.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.